Вниз по Ине. Второе дыхание Промышленной

ввв

Дорогие наши читатели!

После недолгого перерыва мы продолжаем спецпроект «Вниз по Ине». Напоминаем, что его последние три выпуска были посвящены районному центру Промышленная.

Мы уже рассказали, как зарождалась Промышленная, как создавались и развивались два уникальных завода — «Спецмашдеталь» и деревообрабатывающий. Их продукция разлеталась не только по всему Союзу, но и за его пределами.

Рассказали о славных фронтовиках-сибиряках, сыгравших решающую роль в битве за Москву.

Сегодняшний выпуск проекта посвящаем послевоенным годам, попытаемся восстановить хронологию застройки поселка. Давайте вместе вспомним, как это было.

Справка «Эха»

Районный центр Промышленная образован в 1930 году.

Площадь — 22 квадратных километра.

Численность населения — 18339 человек.

4670 домов жилого сектора, в т.ч. 4500 — частного, 170 многоквартирных домов. 150 километров автомобильных дорог, 128 километров водопроводных сетей, 166 километров линий электропередач, 10 котельных, около 30 километров тепло­вых сетей.

ул. Коммунистическая СМД 1995 год

В 1936 году на правой стороне железной дороги образовался рабочий поселок Промышленск (позднее — Промышленная).

Село Камысла и р.п.Промышленная до 1936 года входили в состав Верх-Камыслинского сель­ского Совета.

В 1938 году вышел Указ Президиума Верхов­ного Совета РСФСР о включении Камыслы в черту р.п.Промышленная Титовского района (до ян­варя 1946 г.) Новосибирс­кой области (до 26 января 1943 года). Новосибирско­му облисполкому было рекомендовано оформить черту рабочего поселка не позднее первого июня 1939 года.

В послевоенное время развернулось массовое строительство индивиду­ального жилья. В 1948 го­ду был выделен 261 участок под застройку домов, 1949 году — еще 200 учас­тков под индивидуальное строительство на улицах Крупской, Н. Островского, Пушкина, Мостовой, Мая­ковского, 1-й и 2-й Камыслинской.

Судя по материалам протоколов заседания президиума Промышлен- новского поселкового Со­вета депутатов трудящих­ся, сначала застройка улиц шла перпендикуляр­но железной дороге — улицы Красноармейская, П. Осипенко,    Буденного (позже — Степная), им.Во­рошилова (позже — Си­бирская), Транспортная, им.Маяковского, 1-я Граж­данская, 2-я Гражданская, 2-я, 3-я Ударная, 1-я, 3-я Деповская, 1-я, 2-я Садовая. Затем улицы образовывались парал­лельно железной дороге: Сталина, Н.Островского, им.Крупской, им.Пушки­на и так далее.

В 1961 году улица Ста­лина была переименована в Коммунистическую.

Началом будущего по­селка считалось паровоз­ное депо, которое 30 лет являлось центром жизни Промышленной.

Когда была завершена электрификация участка Новосибирск-Белово, па­ровозы отправили на от­дых. Им на смену пришли электровозы, депо ликви­дировали. На его базе в ноябре 1961 года был со­здан РСП-29.

В 1968 году в РСП был открыт цех для ремонта стрелочных переводов методом механической обработки. На предприятии трудились более 400 человек.

До 1950 года контора Титовского и Промышленновского лесхозов находилась в Ленинск-Куз- нецке, и только в 1952 году отдел управления был переведен в Про­мышленную.

Это был один из круп­нейших лесхозов. Его протяженность с севера на юг составляла 80 кило­метров, с запада на вос­ток — 90. Много сил от­дал лесхозу Михаил Фила­тов, был его бессменным директором до 1998 года.

В 1952 году начал ра­ботать головной молоч­ный завод, сейчас — «Де­ревенский молочный за­вод».

В 1963 году было об­разовано Промышленнов- ское ПАТП. Долгое время его возглавлял Александр Дробот. База предприятия расположена на улице Весенней.

В 1955 году на улице Сталина открылся магазин «Гастроном». Его здание цело до сих пор.

В 1958 году на базе артели им.Кирова был основан комбинат бытового обслуживания (КБО). Он объединил швейный и пимокатный цехи, часо­вую мастерскую, фотоса­лон.

Первый директор КБО Даниил Андриенков начал строительство нового зда­ния. В 1960 году в него перешли швейники и фо­тографы.

Еще через два года выросло двухэтажное зда­ние на улице Крупской, 1, в котором разместилось ателье.

Более 20 лет КБО воз­главляла Валентина Федо­рина. В 2004 году комби­нат прекратил свое суще­ствование.

В 1968 году было сдано в эксплуатацию новое здание централь­ной районной больницы по ул.Н.Островского.

Кирпичное здание районной поликлиники построили в 1952 году. Его новое крыло и стома­тологическое отделение, оснащенное современным оборудованием, рас­пахнули свои двери для пациентов в 1997 году и в 1999-ом соответственно.

Здание «скорой помо­щи» запущено в эксплуа­тацию в 1980 году.

В декабре 1998 года введена в строй фильтро­вально-насосная станция по очистке питьевой воды.

В 2005 году был дост­роен Районный дворец культуры.

Кардинальное преоб­ражение районного посел­ка произошло в 2009 году, когда на промышленнов- ской земле праздновался областной День железно­дорожника.

К этому грандиозному торжеству были обновле­ны все объекты железной дороги. За короткий срок построили новый железодорожный вокзал, бла­гоустроили парк у вок­зальной площади, старые двухэтажные дома на ули­це Коммунистической оделись в разноцветный сайдинг.

Отремонтировали зда­ние районной больницы, построили новый спорт­зал в школе № 56, разби­ли скверы и клумбы.

Можно с увереннос­тью сказать, что с этого момента поселок Промышленная обрел второе дыхание и с каждым го­дом становится все краше и комфортнее.

Материалы взяты из архива редакции газеты «Эхо» и Промышленнов- ского городского поселе­ния.

Как росла Промышленная

Анферов Анатолий Иванович председатель МСОАнатолий Анферов — заслуженный строитель России, кавалер ордена «Знак Почета». Окончил Сибирский металлургический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

С 1976 года он-прораб, старший прораб, главный инженер ПМК-166.

С октября 1979 года — начальник этого предприятия.

После объединения ПМК-166 с «Межколхозстроем» назначен председателем Промышленновской МСО. В этой должности Анатолий Анферов проработал до 2001 года, затем возглавил МУП «Комплекс очистных сооружений».

Более четверти века Анатолий Иванович был непосредственным участником застройки поселка Промышленная. Сегодня он вспоминает, какие объекты возводила одна из крупнейших в районе строительных организаций.

—                 В МСО я пришел прорабом, — вспоминает Анфе­ров. — Мы достраивали трехэтажный дом на улице Ос­тровского, 113. Микрорайона «Южного» в то время еще не было. Стояли старые двухэтажки завода «Спец- машдеталь». После завершения строительства дома приступили к возведению общежития — дома № 115, детского сада № 5, жилых домов на Лесной и Ком­мунистической. Завершив застройку жилого фонда вокруг детсада, перешли через дорогу, вниз к Ка- мысле.

прораб Сартаков Сергей МЕФОДЬЕВИЧ

Первым трехэтажным домом, построенным в но­вом микрорайоне, был дом № 1 на улице Новой. Од­новременно достраивали интернат Заринской средней школы, благоустраивали ее территорию.

Сложной оказалась судьба здания райисполкома — нынешней районной администрации. Начало 80-х го­дов. Мы уже подняли первый этаж, как сверху пришла команда прекратить строительство. В годы перестрой­ки был запрет на строительство административных зда­ний, добро давали только на жилье. Пришлось первый этаж законсервировать. К концу года строительство раз­решили продолжить. Так появился трехэтажный рай­исполком.

Самое высокое здание в Промышленной, высота которого 22 метра, — четырехэтажная пристройка к двух­этажному зданию узла связи, построенном в 1971 году. Возведение пристройки было связано с гражданской обороной. Здесь в случае чрезвычайных ситуаций должен был располагаться областной телецентр. Потом руководство приняло решение перенести этот пункт в Топки. К тому времени наши строители уже выполни­ли два этажа, прекращать строительство было бес­смысленно. Здание построили. Высота каждого этажа — 4,8 метра.

Сергей Дерябкин - каменщик МСО

Благодаря бывшему начальнику узла связи Алек­сандру Андрющенко оно не пустовало. Он «втиснул» туда новое оборудование, и наш район первым в об­ласти получил доступ к международной связи.

—       Мы строили котельные № 15 и № 16, которые отапливают микрорайон «Южный» и центральную часть поселка, — продолжает Анатолий Иванович. — За год по заказу колхоза «Ударник полей» построили кир­пичный завод. Потом его несколько раз продавали и перепродавали. Слава Богу, до сих пор работает.

Была мечта построить красивую улицу Рябиновую из комфортных особняков. Проект удалось осуществить, но частично. Советская власть прекратила свое суще­ствование, финансирование закончилось.

Бобринев иван Павлович МСО

Остался только в проекте и многоэтажный дом с башенками, фундамент которого был заложен в конце улицы Н.Островского, за зданием «скорой помощи». Не успели. Сейчас на этом месте АЗС.

В микрорайоне «Южном» кроме МСО один дом построила ДСПМК, которую возглавляла Людмила Жердева. У самой дороги построил дом завод «Спецмашдеталь». Внизу стоквартирник возвели железнодо­рожники, еще несколько домов — бригады МЖК, куда въехали молодые семьи.

Когда основное строительство «Южного» было за­вершено, мы заказали генеральный план застройки улицы Мирной. Начали строить особняки, в которые вселялись строители, а вновь приходящие работники — в освободившиеся квартиры.

На много лет затянулось строительство Районного дворца культуры. Начали быстро, но в годы перестрой­ки финансирование прекратилось. Достраивали его уже кемеровские строители, в эксплуатацию сдали в 2005 году.

Комплексная бригада Р.Адутова

На счету строителей МСО — казначейство, пристрой­ка к районному краеведческому музею, ограждение которого выполнил Виктор Садчиков.

С нуля строили кинодирекцию, которую возглавлял Виктор Тринц.

В 1980 году отделали «под шубу» стены РКЦ. В 80-е годы МСО каждый год сдавала в эксплуатацию по дому (27-ми или 36-квартирному), а к первому сентября – сельскую школу. Последней стала Уфимцевская.

Строители ПМК-166 сдали под ключ среднюю шко­лу №3 в Промышленной. Они же строили районную больницу, пожарную часть, госбанк, здание поссовета, ветбаклабораторию и всю улицу Юбилейную. Здесь жили инженерно-технические работники не только на­шего предприятия, но и других организаций.

Дома №№107, 108, 109, 109 «А» на улице Лесной принадлежали нашей строительной организации. Там жили каменщики, отделочники, водители и другие спе­циалисты.

Промышленновский «Межколхозстрой» от начала до конца построил свинокомплекс совхоза «Маяк», кото­рый возглавлял Анатолий Долбня. Основное строитель­ство велось с 1975-го по 1979 годы.

— В 80-е годы число работающих в МСО составля­ло 640 человек, — вспоминает Анатолий Иванович. — Многие из них были настоящими профессионалами. Всю свою сознательную жизнь отработал на стройке прорабом, начальником участка, главным инженером Владимир Кузнецов. У начальника участка Дмитрия Тукмашова я в 1976 году начинал прорабом.

Главный бухгалтер Свиридовы Александр Степанович, заместитель Машковцева Тамара Николаевна, старший бухгалтер Сахно Зинаида Васильевна

В 68 лет ушел на заслуженный отдых главный бух­галтер организации Александр Свиридов. Участок ме­ханизации возглавлял Илья Лучанкин. Толковыми были прорабы Геннадий Якутин, Сергей Сартаков. Отличны­ми крановщиками — Михаил Юдаков, Олег Сергеев.

Алевтина Соловьева, штукатур пятого разряда, на­граждена орденом Трудовой славы III-й степени. В 1994 году ей присвоили звание «Заслуженного строителя РСФСР».

Валентина Кузнецова диспетчер

Всегда можно было положиться на бригадиров Александра Попова (бригада столяров), Рамазана Аду- това (комплексная бригада) и Эльвиру Адутову (бри­гада отделочников), Ивана Бобринева (столярный цех). Иван Павлович 40 лет отработал в МСО, награжден орденами Трудовой славы III-й степени и Красного Знамени.

Александр Анисимов, бригадир комплексной бри­гады, также награжден орденом Трудовой славы III-й степени. Рационализатор, мастер, золотые руки!

Владимир Мошковцев трудился водителем, механиком, столяром, автокрановщиком. 30 лет отработал в МСО. На­гражден орденом Красного Знамени. Почти столько же отработал столяр пятого разряда Николай Арсентьев.

Борис Сазыкин, Петр Унрау и Василий Карлов — от­личные водители. Последний — еще и механик. Василий Евдокимов 35 лет отработал на легковом автомобиле.

Огромная ответственность лежала на каждом работ­нике строительной организации. Ведь огрехи строите­лей не спрячешь, они все налицо. А за них краснеть никому не хотелось!

Сегодня в Промышленной идет бурное строитель­ство жилья, торговых комплексов. На объектах трудят­ся подрядные организации. Это уже стройки нового поколения, с применением современных материалов и технологий.

 Живая история нашего края

В 1964 году образовалась механизированная колонна №166 под руководством Виталия Суворо­ва. Появился парк автомашин, с помощью которых возили раствор, сыпучие материалы и кирпич.

Начинал небольшой стройучасток с монтажа простейших объектов. Благодаря мастерству стро­ителей колонна выросла до самостоятельной орга­низации, ежегодно выполняющей объем строи­тельно-монтажных работ более чем на два с по­ловиной миллиона рублей.

На счету мехколонны-166 — 39,5 тыс. квадрат­ных метров жилья, пять школ, пять детсадов, не­сколько клубных учреждений, две больницы на 280 мест, около 60 объектов сельского хозяйства.

В 1986 году две организации были объедине­ны в одну — Промышленновскую МСО объедине­ния «Кемеровоагропромстрой».

С 1986 по 2001 годы строители МСО построи­ли Титовскую, Тарасовскую, Уфимцевскую, Падунскую школы, Вагановский Дом культуры на 400 мест, кирпичный завод, цех по выпуску ЖБИ, цех по вы­пуску прессованного бруса, спортивный зал МСО.

Бригада столяров под руководством А.И.Попо­ва выполняла целый комплекс работ по обработ­ке древесины, изготовлению из нее окон, дверей, внутренней отделки помещений.

Не уступала в мастерстве бригада отделочни­ков Э.А.Адутовой. Известны в районе заслуженный строитель РСФСР Алевтина Соловьева; отделоч­ница IV разряда Мария Жердева — «Ударник коммунистического труда»; штукатур IV-ro разряда Алек­сандра Леонова, штукатур III разряда Мария Кисе­лева.

Много лет отработали в МСО инженер ПТО Н.Д.Мошковцева, экономист А.В.Медведева, стар­ший бухгалтер З.В. Сахно, главный бухгалтер Н.В. Дедковская, бухгалтер Н.Ф. Коробкова, мастер строительного участка Н.Н. Богомолова, мастер столяр­ного цеха Г.В. Анисимова, инженер OK Н.Н. Джанабаева, диспетчер В.С. Кузнецова, старший инже­нер по труду и зарплате К.А. Яровикова, заведую­щая центральным складом Н.Г.Лоссанова. Список можно долго продолжать.

Это их руками обустраивалась земля промышленновская. Плоды их труда останутся на долгие десятилетия живыми памятниками для будущих по­колений.

Михаил Юдаков автокрановщик  МСО

От Механической до Мирной

Промышленновское объединение «Сельхозтехника» было одним из крупнейших предприятий в районном центре, стройбригада которого возводила не только производственные помещения, но и здания жилого фонда.

Мустафин Борис Федорович директор Райсельхозтехники

Работники «Сельхозтехники», к примеру, построили в районном парке культуры и отдыха танцплощадку, летнюю эстраду, обнесли парк изгородью. Рядом возвели детский сад на 140 мест. На улице Механической появилась столовая на 50 мест и большой магазин.

Более 30 лет «Сельхозтехнику» возглавлял Борис Мустафин — заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, ныне Почетный гражданин Кемеровской области и Промышленновского района.

30-летний молодой че­ловек прибыл в наш рай­он из Тяжинского, имея за плечами опыт комсо­мольской работы и прак­тику руководства сельхоз­предприятием

— В августе 1968 года я возглавил районное объе­динение «Сельхозтехника», — рассказывает Борис Ва­сильевич. — В те годы в районе улицы Механичес­кой стояло два десятка са­манных домов. Их делали из глиняных пластов или лили прямо из шины. Сей­час на этом месте стоят двух- и четырехэтажные дома.

Своей производствен­ной базы у «Сельхозтехни­ки» не было, весь транс­порт стоял на утице.

Вскоре началось бур­ное развитие производства. На районные сельхозтехни- ческие предприятия стали выделять хорошие деньги. Парк автомобилей вырос до 300 единиц. Мы вели техническое обслуживание колхозов и совхозов всего района, полностью обеспечивали горючим хозяйства. Назрела острая необходи­мость в строительстве га­ражей. Так появились гара­жи: для легковых автомобилей, грузовых и цех по ремонту и техническому обслуживанию К-700.

Возвели теплые склады. Построили двухэтажную контору (сейчас там распо­лагается Пенсионный фонд).

В 1978-79 годах запус­тили в эксплуатацию мощ­ную ремонтную мастер­скую, где на втором этаже обустроили красный уго­лок на 150 мест.

Построили станцию технического обслужива­ния животноводческих ферм. В этом здании сей­час находится фирма «Шу­махер».

В начале 70-х годов кол­лектив «Сельхозтехники» насчитывал до 800 человек. Потребность в жилье была огромной. Мустафин организовал стройгруппу, кото­рая занималась строитель­ством производственных помещений и жилья. Дол­гое время старшим прора­бом работал Владимир Гульняшкин. Он — профес­сиональный строитель, по­могал Мустафину решать все вопросы, касающиеся строительства.

В 1983 году на пред­приятие пришел каменщи­ком Юрий Борзенков. Он работал прорабом, стар­шим прорабом.

Более 20 лет трудился пилорамщиком в СХТ Сер­гей Еремкин.

Василий Осипов после училища овладел всеми строительными профес­сиями, был незаменимым сварщиком, плотником, каменщиком, наставни­ком молодежи.

И таких специалистов было немало. В строитель­ном цехе насчитывалось до ста человек. На их сче­ту — два четырехэтажных 48-ми квартирных дома, два 16-ти квартирных — по улице Механической, два трехэтажных — по Моло­дежной.

Много особняков пост­роили работники «Сельхоз­техники» на улицах Парко­вой, Молодежной, Мирной и Светлой. Улицы Механи­ческая, Строительная, пере- уюк Механический застра­ивали жильем для работни­ков предприятия.

—      Детский сад, распо­ложенный рядом с пар­ком культуры, строили хозспособом, — вспоми­нает Борис Васильевич. — Его сдали в эксплуатацию в 1982 году. Возглавила его Александра Сизова. Человек работал на своем мес­те. Этот детсад промышленновская «Сельхозтехни­ка» содержала более деся­ти лет, фонды выделялись областной «Сельхозтехни­кой».

—      В 1982 году от «Сельхозтехники» отдели­лась «Сельхозхимия», ушли 194 человека. Мы стали строить для них базу с железнодорожными пу­тями протяженностью 1200 метров, — рассказывает Мустафин. — От станции вели ветку, чтобы разгру­жать минеральные удобре­ния. В те годы на поля вы­возили до двух миллионов тонн органики.

В 1986 году от «Сель­хозтехники» отделился весь автотранспорт, а это — око­ло 300 работников. Авто­мобильный парк на пред­приятии был огромный — около 350 грузовых машин. Гаражи их уже не вмещали. Так появился «Агропромтранс», а на основ­ной базе остались «летуч­ки» по ремонту техники и доставке запчастей.

Бригада «Сельхозтехни­ки» построила «Агро- промтрансу» огромную трехэтажную контору со спортивным залом, столо­вой на 150 мест, комната­ми отдыха. Предусмотрели все для работы специалис­тов, водителей и их отдыха.

В 1989 году от « Сель­хозтехники» с сотней рабо­тающих отделился «Агро­проснаб». Для него тоже была отстроена база со складами и подъездными путями. С появлением «Агропромснаба» упорядочилась система поставки угля для организаций и предприятий

— Все строительство вели хозспособом, — по­ясняет Мустафин. — Строй­материалы мы, как госу­дарственные строительные организации, не получали, приходилось все самим до­ставать. О поставке кирпи­ча договаривались с осинниковским, ленинск-кузнец- ким, беловским кирпичны­ми заводами. Все вопросы в основном решали с по­мощью бартера. Падунский завод делал фундаментные блоки, потом стал изготав­ливать потолочные плиты- перекрытия Райком партии, райис­полком, управление сельс­кого хозяйства помогали решать вопросы.

Первым секретарем райкома был Лепешкин, председателем райисполко­ма — Романов, управление сельского хозяйства возглавлял Суховский, при­бывший из Крапивинского района. Руководители были сильные, умные, с поняти­ем. Нас, молодых, воспи­тывали, учили, поддержива­ли.

— Когда наступили годы перестройки, — вспомина­ет Борис Васильевич, — об­ластное финансирование постепенно прекратилось, люди стали уходить кто куда. Базы продавались с молотка за неуплату нало­гов. Чтобы сохранить кол­лектив, стали работать подрядным способом. Так было построено новое крыло районной поликли­ники, достроена стомато­логия. Первый этаж стома­тологии выложила бригада ПМК-5, потом стройку заб­росили.

стоматоогия

Держались до после­днего. В 2011 году «Сель­хозтехника» перестала су­ществовать. Все производ­ственные здания распрода­ли. На месте мастерской построен рапсовый завод.

 


 

Обсуждение

Social comments Cackle