Четыре МТС на весь район

Управление сельзтехники 80-ые годы

Машинно-технические станции работали для колхозов

В «Эхе» от 7 июня 2014 г. года была опубликована старая  фотография, примерно 1935—1936 годов, из семейного альбома Галины Касневич из Падунской. На ней – работники Титовской МТС.

Редакция попросила отозваться жителей района: может, кто-то узнает на фотографии своих родственников, соседей, односельчан?

К сожалению, никто не отозвался. Понятное дело: прошло почти 80 лет. Зато в редакцию пришел Леонид Редькин, бывший старший инженер-инспектор управления сельского хозяйства района. Он поделился воспоминаниями о том, как создавались МТС в Промышленновском районе:

– Машинно-тракторные станции (МТС) в СССР были государственными предприятиями, которые создавали для технической помощи колхозам.

Первая МТС была организована в 1928 году в Одесской области. В Промышленновском районе, тогда еще Титовском, работало около 80 колхозов. Их обслуживали четыре МТС: Промышленновская, Титовская (на ст.Падунская), Тарасов-ская и Лебедевская. Каждая была закреплена за определенными колхозами. Структура руководства: директор, его заместитель, агроном, уполномоченный от госбезопасности (чтобы придать мощь МТС), счетные работники – в  подмогу.

Вся техника находилась на базе МТС, в одних руках. В колхозах оставались конные косилки, литовки, ручные и конные грабли, вилы. Все это имущество было закреплено за женщинами сел и деревень. Мужики входили в правление колхоза, были учетчиками труда, объездными, пожарными, заведующими кострами (когда готовили пищу в период посевной и уборочной), охранниками, рыбаками, охотниками и так далее.

На базе МТС  строили мастерские и подсобные помещения. Здесь получали и обкатывали новую технику, проводили ее тех-обслуживание. Главное в ремонтных делах – моторный цех и кузнечные работы. Сельхозтехнику берегли. Ремонтировали по всем правилам и гостам. строгая экономия ГСМ, никаких холостых переездов.

Кадры МТС набирали из близлежащих сел и деревень. Преобладали семейные династии – братья Чазовы из Титовской МТС, Сухоруковы – из Промышленновской, Зайцевы, Пазуха – из Тарасовской, Шараповы, Пахомовы, Колокольцовы – из Лебедевской.

Значимость и правильность создания МТС показала Великая Отечественная война. На одного механика-знатока обязательно была бронь, за ним закрепляли  20 девчат. В женском полку дела в механизации были не хуже, чем у мужиков. Так продолжалось  до 1947 года, пока  на трактора и на комбайны не сели  герои Красной Армии.

В 1953 году Лебедев-ская МТС сменила прописку, переехав на ст.Плотниково. Всю базу Лебедевской МТС передали в совхоз «Заря», с его одиннадцатью отделениями. Некоторые семьи последовали вслед за МТС, в Плотниково. Например, Пахомовы.

Из года в год росла мощь и роль колхозов, которые находились в одной связке с МТС. Но «шептуны» из окружения Никиты Хрущева, которые никогда не были на полях, в МТС, настойчиво предлагали их разогнать. что и было сделано в 1956 году. МТС были реорганизованы  в ремонтно-технические станции (РТС), а технику передали в колхозы.

В 1958 году на базе Промышленновской МТС была создана ремонтно-техническая станция (РТС), которую в 1961 го-ду реорганизовали в районное объединение «Сельхозтехника». Она  вела техническое обслуживание всех колхозов и совхозов. В 2011 году «Сельхозтехника» прекратила свое существование.

От редакции:

Перед вами фотография 80-х годов, коллектив управления промышленновской «райсельхозтехники». долгое время ею руководил Борис Мустафин.

Большую часть коллектива Борис Васильевич назвал, но пять специалистов-женщин не смог вспомнить. Отзовитесь. работники «Сельхозтехники», восполните пробелы истории!

Обсуждение

Social comments Cackle