Самая первая



Роман Иванович Марасанов родился в 1899 году  в семье крестьянина-бедняка.

Очень рано начал трудиться. В 8 лет умел жать рожь серпом, в 12 лет шил обувь из кожи, в четырнадцать – в течение месяца замещал  заболевшего учителя первого класса. Студентом учительской семинарии организовал выпуск рукописного журнала.

Заповеди: не пить, не курить, заниматься зарядкой – стали его правилами на всю жизнь. Установленный им для себя режим занятий физкультурой позволил ему долгие годы сохранить хорошее здоровье, подвижность, энергию.

В 1934 году в районном селе Быстрый исток Алтайского края принял школу, двенадцать классов которой размещались в пяти отдельных жилых домах. Организовал переоборудование пустующего двухэтажного здания военкомата под школу, не получив  от райисполкома никаких средств. Создал кирпичное производство. Двенадцать тысяч рублей прибыли употребил на строительство школы за два с половиной месяца.

На всех этапах его жизни трудовая деятельность была творческой, организаторской  и бескорыстной. С 1937 по 1940 г. Марасанов  преподает физику, математику в железнодорожной НСШ № 55 на ст.Промышленная, при директоре школы Николае Петровиче Кемине.

Трудолюбивый, требовательный к себе Роман Иванович старался заинтересовать детей, привить интерес к своим предметам.

Организовал работу технического кружка, занятия которого с большим желанием посещали мальчишки, в числе которых были два друга Ваня Марченко и Вася Черниченко.

Роман Иванович уделял серьезное внимание  воспитательной работе в классе. Однажды он обратил      внимание на то, как его семиклассники на переменах стояли, прислонившись  к стене, похожи на «мешок с мякиной». Он долго беседовал с мальчишками. В итоге они научились следить за своей осанкой, стремились быть стройными.

В 1940 году семиклассники получили свидетельства об окончании школы №55, они продолжали учиться в восьмом классе школы № 56.

В этом же году Роман Иванович переходит на работу в среднюю школу № 56, здесь учились его дети и работала учителем начальных классов жена Анна Авдеевна.

С  1940-го по1948-ой  он преподает физику в школе №56. Обаятельный, открытый, остроумный и веселый собеседник, он сразу завоевал симпатии коллег и учащихся.

Шел первый год войны. Роман Иванович вместе со старшеклассниками принимает участие в уборке урожая. Директор одного из совхозов района уговорил его временно возглавить отделение хозяйства. Первое, что сделал учитель физики и одновременно управляющий, – заказал в паровозное депо железные вилы, так как на отделении были всего одни и те сломаные. Роман Иванович договорился со  слесарями паровозного депо и они изготовили нужное количество железных вил. Организовал питание для рабочих и школьников, построил сараи, строго следил за качеством заготовки кормов. После завершения уборки все вернулись в школу.

Вся жизнь Марасанова проходила  под  девизом «Быть полезным людям», этому он учил и своих  воспитанников. Он в каждом ученике видел личность и с уважением относился к ней.

– Разве можно забыть своего классного руководителя Роман Ивановича? Он был нам как отец, –  вспоминал А.Г.Чернов, генерал-майор связи из Москвы.

Все ребята класса активно участвовали в смотрах, спортивных соревнованиях, походах, вечерах, и  рядом всегда был Роман Иванович.

Когда началась война, жизнь старшеклассников изменилась. В десятом классе их перевели в школу №2, где занимались в три смены, а в школе № 56 расположился военный завод. Некоторые десятиклассники были призваны и направлены в военные училища, а оттуда – на фронт. Восемь человек выпуска 1942 года – участники ВОВ. Все выпускники этого класса получили образование: пятеро – врачи, двое – военные, двое – инженеры железнодорожного транспорта, есть инженер-металлург и другие специалисты.

Роман Иванович всегда помнил своих воспитанников. Его бывшие ученики переписывались с ним, встречались. Неистощимый на выдумки, он был инициатором многих интересных начинаний в школе. Как магнит притягивал к себе сердца  мальчишек и девчонок, заражал их оптимизмом, энергией, любознательностью. Он привлекал учеников своей интеллигентностью, простотой. Всегда был подтянут, корректен, внимателен, никогда не повышал на уроке голоса, никого не оскорбил словом. На его уроках учащиеся всегда были за-хвачены происходящим, им было интересно все.

На школьных вечерах Роман Иванович был инициатором веселых игр музыкальных номеров. Организовывал вечера классической музыки. А во время встречи Нового, 1941, года в школьный зал въехали на санях, запряженных Медведем, Дед Мороз со Снегурочкой и Зайчик с новогодними подарками. А Дедом  Морозом был Роман Иванович, учитель физики.

В 1951 году из-за болезни Анны Авдеевны Марасановы уезжают в Крым в г. Гурзуф, где Роман Иванович работает преподавателем физики, математики, рисования, труда в средней школе № 12.

На педагогических чтениях при Академии педагогических наук в Москве, Харькове, Киеве рассказывал и демонстрировал новое оборудование школьных мастерских. Трудился он в Артеке, преподавал физику, заведовал мастерской, руководил столярным кружком. Он всегда охотно делился своим опытом, педагогическими находками с коллегами.

Марасанов относился к тем учителям, которые оставляют глубокий след в душах учеников. «Мой учитель», так  называли ребята Романа Ивановича, об этом писали в письмах и статьях на страницах газет. Со своим любимым учителем встречается в Киеве В.Я.Саенко, выпускник  1941 года. В гостях у своего учителя, в Гурзуфе, побывала А.А.Марченко, ветеран педагогического труда школы № 56. Об этих встречах сохранились фотографии.

Он всегда оставался учителем. Инвалид первой группы по зрению, Роман Иванович  не опустил руки, изучил Брайчевскую грамоту на основе осязания и обучал членов общества слепых. Поздравительные открытки учителям и учащимся школы № 56 писал сам, их можно увидеть в музее школы.

Роман Иванович и Анна Авдеевна воспитали троих детей, двоих  сыновей и дочь, для которых жизнь родителей была положительным примером, построенная на уважении друг к другу, взаимопонимании, трудолюбии.

Роман Иванович и его дети занимались спортом, все они были значкистами ГТО. В школе был оформлен стенд «Семья значкистов», сохранились фотографии этого стенда.

Роман Иванович перенес смерть жены и сыновей. Борис, выпускник школы 1940 года, погиб на войне. Его имя занесено на мемориальную доску в школе и право носить это имя получил один из  пионерских отрядов. 14 августа  1941 года после девятого класса в порядке комсомольской мобилизации по линии обкома ВЛКСМ в семнадцатилетнем возрасте добровольцем ушел на фронт Владимир. Прошел войну, вернулся домой, трагически погиб в 1974 году.

«Долгая трудовая жизнь научила Р.И.Марасанова быть оптимистом и дарить людям радость. Сквозь свою большую жизнь (97 лет, 1899—1996 гг.) перенес любовь к своей профессии. Всю жизнь стремился постичь мир прекрасного, приобщал к нему своих учеников, коллег». (из письма Е.Я.Саенко, ученицы школы военных лет, г.Петропавловск-Камчатский).

Собранный материал о Р.И.Марасанове и его семье хранится в музее истории школы. Ему посвящены страницы в книгах «Сердца, отданные детям», «Память пылающих лет», изданных самиздатом.

«Красна старость не годами, а делами» – статья о нем в газете «Красное знамя» от 7 декабря 1989 г.

За свой долголетний труд Роман Иванович награжден Орденом Ленина, Трудового Красного знамени, медалями «За доблестный труд в ВОВ», «Ветеран труда», значок «Отличник народного просвещения Украины». Он был почетным членом Артека, почетным гражданином г.Ялты.

 



0 комментариев

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *