Домой Новости Секс без перерыва, эротика Алибасова и панки

Секс без перерыва, эротика Алибасова и панки

178
0

Секс без перерыва, эротика Алибасова и панки

Все новости на карте

«Лента.ру» продолжает цикл материалов об отечественной поп-музыке девяностых — десятилетия, которое не только продолжает терзать умы россиян и фигурировать в официальной риторике, но и активно влияет на современную массовую культуру, всплывая то в сюжетах фильмов, то в эстетике клипов, то в каверах модных артистов. Во второй серии — 1992-й, год больших рыночных реформ, ваучерной приватизации и шоковой терапии в экономике. Именно этот, первый полный год в истории независимой России, стал тем временем, когда бизнесмены очнулись и поняли, что заработать можно не только на колбасе, джинсах и перегоне иномарок — а в том числе и на культуре. В попсу хлынули солидные деньги от самых разных инвесторов, многие из которых девяностых, как вскоре выяснится, и не переживут. А вот плоды их деяний остаются с нами — именно в 1992-м зарождался русский шоу-бизнес, каким мы его знаем. «Лента.ру» рассказывает о главных явлениях, артистах и мемах года.

Герой года — Богдан Титомир

Раскачавшись в составе группы «Кар-мэн», Богдан Титомир успешно конвертировал свою славу в сольный успех: пришел к главному воротиле тогдашнего шоу-биза Сергею Лисовскому, и тот подписал с ним большой контракт. Рэпер вспоминает, что сотрудничать с «Лисом» в то время было выгодно как минимум по той причине, что у того «была монополия» абсолютно на всех главных площадках в стране.

Самого Титомира в современной терминологии можно было бы окрестить главным фрешменом в русской поп-музыке тех лет — мало кто мог с ним сравниться как по популярности, так и по харизме. Спустя годы Леонид Парфенов назовет именно Титомира символом девяностых. Это неудивительно: артист не только эксплуатировал эффектный имидж крутого рэпера, который отпадно танцует и стильно рифмует, но и в своем главном хите «Делай как я» как будто призывал следовать его примеру всю пытающуюся перестроиться в новом времени страну. Логично, что и ориентированная на западные ритмы музыка тоже всем своим существом как будто сигнализировала о пришествии свободы.

Под руководством Сергея Лисовского Титомир записал три альбома — каждый следующий из них при этом оказывался менее заметным, чем предыдущий — после чего отправился в самостоятельное плавание. Прежнего массового успеха он больше уже не добивался, но в 2007 году попытался во второй раз оседлать войну хайпа в клипе «Делай как я 2007» — уже со всеми атрибутами гламура нулевых в кадре. Что ж, никто не удивится, если Титомир вдруг попробует поймать дух времени снова — если сумеет почуять его в густых клубах окружающего его в последние годы травяного дыма.

Многие до сих пор удивляются, как Наталья Ветлицкая смогла на какое-то время стать самой модной артисткой страны — предпосылок к этому до 1992 года не было никаких. Будущая звезда то фигурировала в подтанцовке в клипах Юры Шатунова, то выступала на подпевках у своего тогдашнего мужа Павла Смеяна — нельзя, то есть, сказать что ее карьера была особенно успешной. Вплоть до момента, пока в певицу не поверил некий известный сотрудничеством со Стасом Наминым бизнесмен. Ветлицкая до сих пор не называет его имени, но говорит, что этот человек безвозмездно помог снять культовый клип «Посмотри в глаза», который и сделал ее знаменитой на всю страну.

Ролик снимали друзья певицы — молодые клипмейкеры Федор Бондарчук и Тигран Кеосаян — и феноменального успеха никто, по большому счету, не ждал. Во многом потому, что снято видео был в принципе минимальными средствами — что, по-своему обыгрывал и постмодернистский мета-сюжет: грубо говоря, получившийся у Бондарчука с Кеосаяном клип повествовал о съемках клипа. В массовку позвали друзей артистки и режиссеров. Голубое платье, в котором снималась Ветлицкая, ей дала поносить Жанна Агузарова. Единственные колготки певицы в определенный момент съемок порвались на попе. Так появился знаменитый кадр, как эту самую попу пудрят — его в итоге специально оставили на финальном монтаже.

Многие думают, будто «Посмотри в глаза» — легкий клип, который снят чуть ли не случайно, во время репетиции. Но Федор Бондарчук рассказал «Ленте», что все было равно наоборот: «Мы не могли делать импровизацию, потому что снимали на пленку. Он был весь нарисован. И весь подготовлен до кадра. Он был раскрадрован и прорисован — мы подошли к нему очень серьезно. Может это сейчас выглядит, как импровизация, как какой-то такой бурлеск, фонтан, но на съемках это надо было распределить, четко поставить задачи героям». В результате получился клип, который до сих пор считается одним из символов десятилетия.

В Москве 1992 года было практически некуда ходить — даже модной публике. Ресторанов было мало — и в них сидели бандиты. Баров не было. Клубов — тоже. Никаких, проще говоря, общественных мест — за исключением, может быть, лишь лавочки у подъезда. Именно на этом фоне город вдруг взорвало появление гигантской дискотеки, занимавшей половину огромного спорткомплекса «Олимпийский». Она называлась «У ЛИС’Са» и представляла собой натуральный развлекательный рай своего времени. «У ЛИС’Са» работала шесть дней в неделю — и каждый день была битком. Руководил мероприятием тот же самый Сергей Лисовский — концертный магнат и продюсер как многих поп-артистов, так и заметных в то время телепрограмм.

РИА Новости

«Это мы назвали их дискотеками, на самом деле это были концерты с танцами в партере», — рассказывает Лисовский «Ленте.ру» о том, что дискотеки того времени мало напоминали то, что под этим словом принято подразумевать сегодня. — «Так как молодежная музыка предполагает участие публики вместе с исполнителями в действии, то соответственно, чтобы как-то объяснить чиновникам, что у нас будет стоячий партер, мы называли это дискотеками. И так им было понятно».

Крутой у «У ЛИС’Са» была и реклама: прямо по танцполу рассекает красная Ferrari, потом останавливается — и из нее выходит человек с лисьим хвостом. «Это не моя идея, это опять же была идея какого-то нашего режиссера, это была такая шутка, как благодарность мне как продюсеру», — с улыбкой вспоминает сейчас Лисовский. Но на самой дискотеке все было не так уж и радужно. Диджей Владимир Фонарев вспоминает, что потусоваться приходили в основном бандиты — и по их вине прямо на танцполе периодически случались различные рамсы и терки. На всю страну же «У ЛИС’Са» прославилась тоже благодаря бандитам — когда выстрелом из снайперской винтовки был убит выходивший с дискотеки авторитет Глобус.

Дичь года — клип «Фаина»

Самый сумасшедший постперестроечный клип — это, конечно, «Фаина» группы На-На. Такое ощущение, что стоило пропасть цензуре, как продюсер Бари Алибасов тут же решил использовать в одном видео буквально все приемы, которые еще год назад были запрещенными. Тут тебе и несусветное количество голых людей в кадре, и каннибализм, и актер Станислав Садальский, переодетый в женщину, и наконец группа «На-На», в полном составе имитирующая секс с красотками.

ТАСС

Тут важно, конечно, понимать контекст: откровенные клипы были в начале девяностых на подъеме не только в России, но и во всем мире — даже самая популярная певица планеты Мадонна как могла эксплуатировала обнаженку в вышедшем тогда клипе Justify My Love. Русские артисты, кто во что горазд, пустились в погоню за мировой модой. Самым ходовым пиар-решением сезона было оголить грудь — и запустить в прессе слух о появлении первого в истории России эротического музыкального клипа. Бари Алибасов так и поступил — буквально дал в газеты объявление следующего содержания: «Группа На-на снимает эротический клип! Объявляется женский кастинг». Можно себе представить, как оживились фанатки.

«Когда я объявил о съемках первого в России эротического клипа, вся улица, была забита девочками вплоть до Арбата. Я даже представить не мог что столько придет девочек сниматься в клипе обнаженными. Ужас. Просто ужас был. Пришлось милиционеров вызывать. Это был первый эротический клип. В СССР же секса не было И всем хотелось посмотреть может ли быть в СССР секс или нет. Все получилось», — вспоминает Алибасов в разговоре с «Лентой.ру».

Эротика — пол-дела. Кроме того, Алибасов утверждал, что снял самый дорогой в отечественной истории клип — обошедшийся, по его словам, в 50 тысяч долларов. Безумные даже по тем безумным временам деньги. Но, скорее всего, это тоже был элемент пиара — потому что все крупнобюджетные кадры «Фаины» оказались позаимствованы из фильма «Детонатор, или Великое замыкание», который в то же время как раз снимал режиссер клипа Александр Клименко. В общем, клип «Фаина» стал еще одной мистификацией в богатой на них истории 1992 года.

Группа года — «Мальчишник»

После распада СССР бизнесмен Алексей Адамов тоже взялся осваивать непаханое поле отечественной эротики — посредством журнала соответствующего содержания под названием «Мальчишник». Впрочем, даже более экстравагантной, чем само издание, оказалась его реклама: Адамов решил нанять нескольких молодых людей, чтобы те пели песни про секс под брендом «Мальчишник». Изначально планировалось, что музыка у них будет в стиле «Ласкового мая». К счастью, инвестора переубедили, намекнув, что хип-хоп моднее и больше понравится молодежи. Рекламная кампания прошла успешно — группа, певшая песни с названиями «Секс без перерыва» и «Мисс большая грудь», мгновенно стала популярной. Причем настолько, что журнал отошел на второй план.

«Это была бомба! После ротации в течение двух недель по восемь раз в день на телеканале «2х2», мы без боя не могли пройти в наш подвал на Рязанском проспекте, где проходили репетиции и был наш офис. У моего младшего брата, который снимался в клипе 2-3 секунды в роли бармена, в школе брали автографы. Такого успеха никто не ожидал, произошло немыслимое. Мы забыли о журнале «Мальчишник» и бросили все силы на группу «Мальчишник»», — рассказал «Ленте.ру» сам продюсер Алексей Адамов.

Участники «Мальчишника» и выглядели сверхсовременно — Адамов с товарищами привозил им из-за рубежа одежду, о которой простые россияне могли только мечтать. «Имидж группы — это была сила! Мы были самые модные на тот момент. Помните, что тогда продавалось в наших магазинах и в кооперативных ларьках? Страшно смотреть. Нам все это привозили из-за рубежа по бешеным ценам, а если что-то появлялось на толкучке или у спекулянтов, то сразу везли к нам. Помню, заехал к нам как-то один коммерсант с мега-кроссовками, а у него размеры были только 45 и 47. Что делать? Ведь они такие крутые. Дельфин, недолго думая, надевает сперва кеды, а потом на них кроссовки. Это было просто супер! Так и жили», — вспоминает Адамов. Что, впрочем, еще важнее, «Мальчишник» был первой группой, которая заговорила с молодыми на нормальном языке.

«Технология» — русский Depeche Mode

Группа Depeche Mode стала в начале 1990-х настолько родной нашему слушателю, что появилась даже целая субкультура депешистов. Принадлежали к ней и артисты группы «Технология», проекта, который образовался на осколках популярного в 1980-х синти-поп-проекта «Биоконструктор». Кто знает, стала бы эта группа мегапопулярной в России, если бы ими не стал заниматься великий и ужасный продюсер Юрий Айзеншпис. При Айзеншписе «Технология» быстро превратилась в ведущую поп-группу России, а некоторые их песни сразу же стали большими хитами: «Нажми на кнопку», «Странные танцы», «Рано или поздно».

Это была большая победа неформатной музыки, благодаря связям и пробивному характеру продюсера наконец пробившейся в большой эфир. Но слава «Технологии», к сожалению, длилась недолго — вплоть до разрыва с всемогущим Айзеншписом. После этого лидер «Технологии» Роман Рябцев поменял амплуа, перевоплотившись в успешного попсового композитора — так он писал песни Лике МС, Наталье Ветлицкой, группе «Тату» и Владу Сташевскому.

Канув в Лету, «Технология», впрочем, оставила яркий след — и не только по части музыки, но и ее продвижения. Так свой первый альбом группа решила осознанно отдать пиратам — чтобы те записали его миллионным тиражом. Миллионный тираж действительно разошелся, вот только без казуса не обошлось: пираты дописали к альбому «Технологии» песню группы «Империя» «Поезд на Ленинград». И вот уже почти тридцать лет подряд к лидеру «Технологии» Роману Рябцеву подходят самые разные люди со словами, что «Поезд на Ленинград» — лучшая из его песен. И конечно же, просят ее исполнить — Рябцев им не отказывает.

Усач года — Игорь Николаев

Игорь Николаев был одним из самых главных и успешных поп-композиторов в стране еще в советские времена — и сохранил этот статус и в девяностые с нулевыми. Его мелодии всегда безошибочно узнаваемы: «Желтые тюльпаны», «Дельфин и русалка», «Пять причин», даже «Айсберг» Пугачевой — в их раскатистой мелодике мгновенно чувствуется фирменный, глубоко сентиментальный и при этом ироничный почерк Николаева.

Открыла Николаева как раз Алла Пугачева, в ансамбле которой «Рецитал» он начинал свою карьеру в качестве клавишника. Довольно быстро стало понятно, что Николаев — не только сильный композитор, но и интересный, запоминающийся исполнитель, сольная карьера которого стартовала и набрала ход уже к концу 1980-х. Причем не обходилось и без таких творческих решений, которые сейчас кажутся насколько немыслимыми, настолько же и смелыми: Николаев, например, записал для иностранного телевидения — по-английски! — песню «Парень из Чернобыля», посвященную трагедии на атомной станции.

В 1990 году 30-летний композитор познакомился с 17-летней Наташей Королевой — и начал ее раскручивать. Вершиной их сотрудничества стал совместный альбом «Дельфин и русалка», буквально напичканный хитами и поднявший Николаева на недосягаемый по меркам отечественной эстрады уровень. Практически на десятилетия вперед он стал ключевым и невероятно плодовитым автором песен для всей русской попсы, который только своих сольных альбомов записал 24 штуки. А еще были песни для Киркорова и Кобзона, Аллегровой и даже группы «Руки вверх!»

Браво, Евгений Осин

В 1989-м 25-летний Евгений Осин ненадолго стал солистом «Браво» — это он заменил в составе ушедшую из группы и уехавшую в Америку Жанну Агузарову. Вместе с группой он успел записать альбом «Скажем мы друг другу «Браво!»», который, впрочем, лидер группы Евгений Хавтан отказался выпускать — по причинам, которые он до сих пор не афиширует. Альбом тем не менее ходил в пиратской версии — и его до сих пор можно легко послушать в интернете. Кто знает, как бы повернулась судьба Евгения Осина, если бы он остался солистом «Браво»? Наверное, это была бы совсем другая жизнь. Чуть позже его заменил в коллективе Валерий Сюткин и благодаря «Браво» стал суперзвездой.

Что же касается Осина, то в 1992-м совместно со своим тогдашним продюсером Валерием Жаровым он затеял проект «Семидесятая широта» — дворовые песни, которые исполнялись живой группой в стилистике 1970-х. Причем почти всеми музыкантами в ансамбле были девушки — сам же Осин выступал вокалистом. Их главный хит слышал, наверное, каждый — это «Плачет девушка в автомате», кавер на песню из шестидесятых, который удивительным образом пережил даже те самые телефонные автоматы, которые стали для его текста декорациями. К сожалению, пережила популярность песни и Евгения Осина — он скончался два года назад в возрасте 54 лет. «Девушку в автомате» ему приходилось петь на корпоративах и праздниках более-менее до самой смерти.

«Сектор Газа» — прото-«Ленинград»

В 1992 году Юрию Клинских было 28 лет: бывший водитель ЗИЛа, несостоявшийся ГАИшник бесконечно фанател от первых альбомов «Гражданской обороны». Он слушал, как Егор Летов орал в каждой песне «Хооой» — и вдохновился так сильно, что взял себе псевдоним Юра Хой. И стал играть колхозный панк — особенную, уникально русскую разновидность панка, как будто бы происходившую из типичного поселка городского типа. Пел Хой обо всем, что волновало молодого человека из рабочего класса. А именно — о половом бессилии («Импотент»), нечистоплотности («Ядрена вошь», «Носки»), метеоризме («Пердун»), сельской любви («Возле дома твоего», «Вечером на лавочке»), оральном сексе («Минет»). Остросоциальная тема была также представлена — песней «Мент», рассказывающей об обращении милиционеров с людьми в медвытрезвителе. Фактически «Сектор Газа» представлял собой идейных предшественников группы «Ленинград», обращавшихся к народной душе без прикрас и обиняков посредством грубого русского юмора и нещадной эксплуатации тем алкоголя и отношений с женщинами.

За этим эффектным экстерьером можно было и не заметить, что Юрий Клинских был гениальным музыкантом. Он сочинял первоклассные, стопроцентные хиты — не хуже, чем у какого-нибудь Игоря Матвиенко. В 1992 году «Сектор Газа» раскрутился настолько, что за него взялся вышеупомянутый продюсер Алексей Адамов. Панки даже гастролировали вместе с рэп-группой «Мальчишник». Логика продюсера понятна: и те, и другие пели песни на пошлые темы, а потому публика у них по идее должна была быть одинаковая. Это, впрочем, оказалось страшное заблуждение — хуже тура у группы «Мальчишник» не было ни до, ни после: панки бухали прямо в зале и кидали пустые бутылки в лица стильных мальчишек-брейкдансеров. Вскоре от сотрудничества с «Сектором Газа» продюсер Адамов отказался.

Русский рок в упадке

Вкус денег, который отечественный шоу-бизнес познал в 1992 году, ему безусловно понравился — началась, что называется, нормальная движуха. Музыканты писали альбомы и находили себе спонсоров, снимали клипы и гастролировали, зарабатывали, наконец. Только одной категории творцов в эти годы было не так уж весело — русским рокерам. Для них все происходящее было катастрофой.

Представьте себе, что вы противостоите советской власти, и вся ваша жизнь и музыка — это борьба. Вы сочиняете протестные песни и за их счет зарабатываете себе моральный капитал. И тут в одночасье страна рушится — а все, ради чего вы боролись, оказывается у вас в руках. Что дальше делать? Идти в коммерцию? Но это против духа русского рока. Бороться теперь еще и с новой властью? Но это не очень логично. Так русские рокеры стали превращаться в клуб самодеятельной песни — в людей, которые сочиняют абстрактные песни о временах года, религии, жизни и смерти.

Клип «Что такое осень» ДДТ наглядно показывает осень русского рока. Лето закончилось и скоро наступят заморозки. Три героя — Шевчук, Кинчев и Бутусов — ходят по парку и бесцельно пинают листья. Они не знают, куда себя деть. Они не знают, чем им заняться. Так будет длиться еще долго.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь