Домой Спецпроект "Вниз по Ине" Все началось с Обуховки

Все началось с Обуховки

1455
0

Дорогие читатели! Мы приглашаем вас к сотрудничеству. Поделитесь  со всеми своими воспоминаниями о том, как развивался райцентр. Присылайте, приносите в редакцию старые фотографии из ваших семейных альбомов. Особенно интересны рассказы о тех предприятиях, которые сейчас уже не существуют, о людях, которые там трудились. Давайте вместе писать историю п.Промышленная!

Справка «Эха» 

Свой отсчёт поселок Промышленная ведет с 1930 года, с началом строительства железной дороги, закончившегося в 1935 году.

В дореволюционное время на правой  стороне поселка существовала д.Камысла. в 1859 г. здесь проживало – 396 чел., было 80 хозяйств.

В конце 50-х г. XIX в. крестьяне отправились искать свободные земли. Одни из них  обосновались на берегу реки Ини, по обе стороны которой рос дремучий лес, полный животных и птиц. Притоком Ини была речка Камысла, поросшая камышом и богатая рыбой.

Первыми приехали в эти дикие края крестьяне-переселенцы из Уфимской губернии. Они основали здесь заимку и назвали ее по фамилии одного из основателей – Обуховкой. Из хвойного леса пришлые люди строили дома, мельницы, плоты. Разводили домашний скот, птицу, охотились, ловили рыбу. На выкорчеванных  участках земли сеяли зерновые, лен, семена которых привезли с собой. В огородах садили картофель, капусту, подсолнухи.

В начале XIX века здесь были построены конный завод, плотина, начато возведение церкви.

В 1909 году из Токаревки, Сметанки, Прудянки Харьковской губернии на новые земли приехали украинцы. Они селились вдоль реки, по берегам которой густо рос камыш. Местных жителей стали называть «камышане». Дети не выговаривали букву «ш» и  называли себя «камыслянами». Так укрепилось название поселения – Камысла, а Обуховку стали постепенно забывать.

Понемногу крестьяне обживались, сколачивали крепкие хозяйства. Зерно мололи на мельнице, коноплю и лен вымачивали в Конопляном озере, что идет вдоль реки в сторону Еремина. Затем коноплю трепали, отбеливали, сушили, пряли, ткали холст, полотно, скатерти.

Школ не было. Сначала появился ликбез в поповском доме, где обучалось грамоте 20-25 человек. Из амбаров построили двухклассную школу №1, в которой изучали закон Божий и арифметику.

В 1911 году в Камысле проживало 623 жителя, было 95 хозяйств. Стояла церковь и одна школа-четырехлетка.

В конце 20-х годов началось строительство железной дороги от г.Сталинска (г.Новокузнецк) до станции Инской, где ветка врезается в Западно-Сибирскую магистраль. Центральный комитет партии поставил задачу – создать в ближайший период мощную угольно-металлургическую базу в виде Урало-Кузбасского комбината (Магнитогорский металлургический комбинат «Магнитка» и Кузнецкий металлургический комбинат – «КМК»). Железная дорога должна была  соединить два мощных края.

В апреле 1930 года силами первого строительного участка «Гипротранс» начато  строительство крупнейшего узла – Инская.

Так среди дремучего леса началось строительство железной дороги. нашу станцию назвали Промышленная, а поселок – Промышленск, который вырос от шалашей и землянок до современных, благоустроенных домов.

14 июля 1932 года на станцию пришел первый паровоз. На протяжении 80 км на территории района открылось пять железнодорожных станций: Падунская, Тарсьма, Бормотово, Промышленная, Контрольная.

В 1935 году местность была выделена в  самостоятельную единицу – в Титовский район. Он объединил 16 сельских советов, 127 населенных пунктов. Центром определено с.Титово. Затем центр района перевели на станцию Промышленная, а район наз-вали Промышленновским.

16 октября 1936 года поселок Промышленная получил статус городского типа.

К концу 30-х годов в поселке насчитывалось уже 385 промышленных предприятий. Открывается артель им.Кирова: пимокатная, сапожная, швейная и другие мастерские. Артель инвалидов обеспечивает выделку кож, овчин. Начинают работать деревообрабатывающий, кирпичный заводы.

Здесь же, в поселке, сосредоточены предприятия по переработке продукции сельского хозяйства: салотопка, мыловаренный завод, мясокомбинат, молочный завод, мастерские по ремонту сельхозинвентаря. Были построены  семилетняя школа № 113, в 1936 г. – школа №56, в 1940 г. – школа №2, на месте старого рынка – начальная № 136, вечерняя школа, железнодорожная больница, амбулатория, ясли.

В 1940 году появились хлебозавод и клуб им.Кирова, детский сад №3, фонтаны на территории электростанции, больницы, клуба им.Кирова. К началу войны станция Промышленная являлась крупным железнодорожным узлом.

В 1941 году из Киева были эвакуированы два завода – «Спецшвеймашина» и метизно-фурнитурный. На их основе был создан военный завод «Спецмашдеталь», который выпускал противотанковые гранаты и другую продукцию для фронта, а также гвозди, запасные детали для обувных предприятий.

После войны строительство в поселке шло полным ходом. Это позволило создать крупные специализированные строительные организации: «ПМК-166», «МСО», «Межколхозстрой», ПМК «Спецстрой». Стройорганизации внесли огромный вклад в развитие социальной сферы поселка, в подъем качественного уровня жителей Промышленной. Появились новые улицы, жилые микрорайоны. Поселок постепенно приобрел привычный для нас облик.

Петр Мазикин

Наш поселок

В сибирской степи,

Где лишь зов  перепелок

Тревожил ночей забытье,

Там скромно стоит наш районный поселок –

Родное селенье мое.

Пусть мир и Отчизна –

Едины и вечны.

Мы в радугу жизни

Вплетем человечность!

В нем добрые, смелые,

Сильные люди

Мир делают краше,  теплей.

Работают, учатся,

Ревностно любят,

Рожают любимых

 детей.

Прекрасен поселок наш

В матовом свете

Под куполом лунных  ночей.

Утрами и днями

Он молод и светел

Под солнечной гаммой  лучей!