Домой Местное время Взял огонь на себя

Взял огонь на себя

1336
0

Семьдесят долгих лет прошло с поры, когда прозвучали победные залпы салюта, известившие всему миру о победе советского народа над фашистской Германией. Дорогую цену за нее заплатили наши отцы, деды, прадеды.

Из Промышленновского района ушло на фронт более 11 тысяч наших земляков, каждый третий не вернулся. Их имена увековечены на плитах мемориала, открытого в поселке в канун 50-летия Великой Победы. В скорбном списке – более четырех тысяч имён воинов-земляков, сложивших голову на полях сражений. Среди них десятки неизвестных судеб, затерявшихся в лабиринтах войны. каждый год открываются всё новые и новые факты о боевом пути наших соотечественников.

Недавно на след еще одного нашего земляка, Павла Анникова, вышел новокузнечанин, подполковник милиции в отставке, ветеран боевых действий Владимир Варинов.

Пять лет Владимир вел поиск на сайте «Память народа» о боевом пути и наградах своего отца Василия Варинова, воевавшего в 1944-ом в самоходно-артиллерийском Гомельском Краснознаменном Ордена Александра Невского полку и нашёл сведения, что в составе полка воевали и жители Кузбасса, в том числе  промышленновец Павел Анников.

Варинов связался по телефону с главным редактором нашей газеты, рассказал о своём открытии и отправил материалы.

– Лично для меня подтверждение отцовской отваги и храбрости важно для семейной исторической хроники, – пояснил Варинов. – Мой сын Владислав – офицер, у него подрастают двое сыновей.

Павел Анников, 1924 года рождения, был призван из Титовского района, о котором Варинов никогда не слышал. Позднее выяснил, что это Промышленновский район. Родом Анников из деревни Подкопённой Лебедевского сельсовета.

– Я нашел родственника Павла Николаевича, – рассказывал новокузнечанин, – Александра Анникова, который живет в Промышленной. Тот подтвердил, что его дед не вернулся с войны, но мало о нём знает, нет никаких сведений. Зато в архиве райвоенкомата отыскали извещение, пришедшее из медсанбата 26 марта 1945 года, где сообщалось, что Анников Павел Николаевич умер от болезни и захоронен в Восточной Пруссии.

По воспоминаниям отца Варинова, в феврале-апреле 1945 года в этих краях шли жесточайшие бои. Солдаты погибали целыми экипажами. Самоходную установку СУ-76 бойцы называли «Прощай, Родина». Впереди у боевой машины была броня, а сзади она накрывалась брезентом, и все снаряды падали на экипаж. Бензиновые двигатели вспыхивали словно факелы.

– Мне захотелось написать книгу про полк, в котором служил мой отец, – поделился Варинов. – Полк участвовал в самых горячих битвах – на Курской дуге, в Белоруссии, в Восточной Пруссии. Командовал Белорусским фронтом генерал армии Рокоссовский.

Когда отцу в 1985 году вручали Орден Отечественной войны, он был единственным из оставшихся в живых однополчан.

Орденом Отечественной войны II-й степени 20 июля 1944 года был награжден и сержант Павел Анников, наводчик СУ-76.

На сайте «Память народа» об Анникове короткие сведения: призван в Красную армию в 1942 году Титовским РВК Кемеровской области. Воевал на Западном фронте с августа по сентябрь 1943 года, на 2-ом Белорусском фронте – с 10 июня 1944 года. На 18 июля 1944 года имел тяжелое ранение.

В наступлении на Минском направлении Анников, будучи наводчиком СУ-76, беспрерывно находясь в боевых порядках стрелковых частей, прямой наводкой расстреливал огневые точки противника, мешающие продвижению нашей пехоты. В боях наш земляк уничтожил три противотанковых орудия, 12 автомашин, четыре грузовые повозки, шесть пулеметов, до 57 солдат и офицеров противника.

В боях за город Гродно Павел уничтожил три орудия, десять повозок, до 48 солдат и офицеров, а когда вышел из строя командир орудия – младший лейтенант Иван Новичков, Анников взял командование орудием на себя.

За эти боевые подвиги Анников и был представлен к награде.

Всего чуть-чуть не дожил Павел Николаевич до Победы.

Редакция «Эха» бесконечно благодарна Василию Варинову за бесценные сведения о нашем земляке Павле Анникове. Мы первым делом связались с военкоматом, где нашли то самое извещение, пожелтевшее от времени. Всего в нескольких строках изложена судьба простого солдата, одного из миллионов погибших.

короткая весточка ушла к его матери, Марфе Тимофеевне Анниковой, которая на тот момент проживала в Ваганове. Марфы Тимофеевны нет в живых, и мы никогда не узнаем, что пришлось пережить матери героя. Александр Анников подсказал, что родной племянницей Павла Николаевича является Ольга Сенафонкина.

Да, жизнь полна неожиданностей. Ольгу Алексеевну мы знаем давно как ветврача, как члена литературного клуба «Исток». После нашего звонка она поспешила в редакцию.

– Да, Павел Николаевич – родной брат моей мамы, Анны Николаевны Степановой, – подтвердила Ольга. – По рассказам мамы помню, что дядю призывали из Пушкина. Когда его отпустили домой, всю ночь шел из райцентра до деревни. Пришел в пять утра, посмотрел в окна дома, увидел, что все спят, развернулся и пошел обратно в военкомат. Больше его никто не видел. Ему было всего 18 лет.

Моя бабушка, Марфа Тимофеевна, всю жизнь не верила, что Паши нет. Всегда говорила, что он остался «там» жить. И только перед смертью увидела во сне, как сын качается на качелях, а когда встал и пошел, то на его плечах и рубашке была земля… Тогда бабушка сказала: «Нет Паши, умер он».

– Когда у меня родился сын, – говорит Ольга Алексеевна, – мама просила назвать его Павлом. Я так и сделала. Мой Павел окончил высшую школу милиции. Сейчас он капитан, служит в полиции старшим оперуполномоченным уголовного розыска. 17 февраля ему исполнилось 30 лет. Он уже перерос своего деда.

Когда в нашей родне случаются свадьбы, молодые обязательно возлагают цветы к мемориалу, рядом с плитой, где выбито имя их деда и прадеда – Павла Николаевича Анникова, который подарил им свободу и голубое небо.