Домой Культура и туризм 30 000 бутылок шампанского. Как в дореволюционной Москве отмечали Новый Год

30 000 бутылок шампанского. Как в дореволюционной Москве отмечали Новый Год

37
0

Огромные елочные базары, в которых можно заблудиться, гирлянды и свечи на домах, маскарады и катание на горках — по свидетельствам историков, дореволюционная Москва отмечала Рождество и Новый Год с небывалым размахом.

Заблудиться в елках

Дореволюционная Россия, в отличие от западного мира, жила по-старому, юлианскому календарю и, тем самым, отставала от Европы на две недели. Поэтому первым в этом календаре шло Рождество — в переводе на новый стиль оно отмечалось 7 января, а 13 января отмечался Новый Год. Подготовка к этим праздникам в Москве шла масштабная.

«Москвичи в предпраздничные дни усиленно закупались на праздники, — рассказывает историк-москвавед Максим Логинов. — В первую очередь нужно было купить елку. На Театральной площади и на Воскресенской (ныне пл. Революции) открывались елочные базары. Они были настолько огромными, что в них можно было заблудиться».

Также москвичи затаривались провиантом на праздничный стол. Для этого на Охотном ряду и на Красной площади открывались рынки. Там можно было купить всю возможную снедь — в том числе и осетров, и «тупомордых» поросят. Именно эти запеченные животные были заглавными блюдами на рождественский стол. Также на этих рынках продавались копченые окорока, мясо, птица, овощи и лакомства.

«Однако до Рождества ничего подобного нельзя было есть, ведь шел строгий пост, — отмечает Логинов. — Для того чтобы подкрепиться на базарах, там продавались готовые постные пироги с различными кашами. Они пользовались огромной популярностью у покупателей. А запивали эти пироги сбитнем».

Смотрины на экипажах

В предпраздничные дни Москва украшалась, как невеста. По словам историка, на дома вешались бумажные разноцветные гирлянды и светильники с пропитанными горючими веществами свечками. Торговцы украшали свои лавочки, выставляя на витрины елочные ветки, свечки и рождественские товары.

«Особенно отличались два главных магазина Москвы, — говорит Максим Логинов. — „Елисеевский“ на Тверской и „Мюр и Мерилиз“, сейчас в нем ЦУМ. На их витрины выставляли вазы с конфетами и театрализованные кукольные инсталляции. Везде клали цветы».

Собственно праздники начинались в церкви. 25 декабря в Рождество кончался пост, все шли в храмы на заутреню, потом на обеденную службу. Выпускали детей к украшенной елке, возле которой их ждали подарки. И это давало старт масштабным гуляниям.

«Промежуток от Рождества до Крещения считался праздничными, нерабочими днями, — поясняет историк. — Закрывались заводы и фабрики, рабочий люд разъезжался по домам, по семьям. А Москва гуляла. Самым популярным развлечением была езда молодых людей на украшенных лентами экипажах. Это был и способ знакомства. Парни искали себе невест с богатым приданым, поэтому девушек на такие выезды старались одеть в самые дорогие шубы и шляпки».

На Москве-реке строили горки. Особенно большой популярностью пользовалось сооружение на Воробьевых горах. По словам Логинова, деревянная горка была огромной, чуть ли не с десятиэтажный дом. И на ней не было бортиков. Теоретически слететь с нее и разбиться насмерть или получить серьезные травмы было очень легко. Но, как отмечает Логинов, ни одного подобного случая в исторических документах не было зафиксировано. Кстати, эти катания тоже использовались в качестве своего рода возможности для знакомства — парни и девушки катались на санках вместе. А особые лихачи съезжали с горки стоя.

Всемосковская пьянка

На Патриарших прудах к Рождеству заливали общественный каток. Как говорит историк, на нем любил проводить праздничные дни писатель Лев Толстой. А на Москварецкой набережной, напротив Воспитательного дома, устанавливались палатки, где продавались вкусности и разыгрывались балаганные спектакли. В богатых домах устраивались балы-маскарады, каждый день с утра до вечера шла череда приемов и визитов. Во время этих визитов было принято обмениваться подарками, но, по словам Логинова, также было принято эти подарки и передаривать другу другу. Поэтому люди старались первыми наносить визиты самым важным знакомым, чтобы их не заподозрили в том, что они подарили ненужные им чужие подарки.

«А потом наступал Новый Год, — говорит историк. — Новогоднюю ночь московская знать по традиции праздновала в ресторанах. Самыми популярными считались рестораны „Яр“, „Стрельна“, „Метрополь“, „Прага“, „Альпийская роза“, „У Мартьяныча“, „Эрмитаж“, где, по преданию, работал поваром создатель салата оливье Люсьен Оливье».

Было принято напиваться до упада. По словам Логинова, в среднем за новогоднюю ночь в этих ресторанах уходило более 30 тысяч бутылок шампанского. У некоторых это вызывало возмущение.

«Вот, например, встреча Нового года в ресторане „Яр“, среди африканского великолепия, писал в своих воспоминаниях певец Федор Шаляпин. — Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках. Некоторые уже пьяны, хотя двенадцати часов еще нет. Но после двенадцати пьяны все поголовно».

Кстати, как отмечает Максим Логинов, в эти праздничные дни было не принято ходить в баню. Потому что мыться в праздники считалось грехом. Поэтому все старались посетить парную до Рождества.