Самый страшный российский сериал, самый трогательный мультик и самый лучший сай-фай.
Анастасия Соколова
Обычно в этой рубрике киноредакция Лайфхакера каждый месяц честно делится впечатлениями о фильмах и сериалах, которые смотрит для души, а не по работе. Но этот выпуск особенный. В нём мы расскажем о новых и особо полюбившихся нам проектах за прошедший год. В рекомендации вошло только то, о чём мы раньше не писали.
Анастасия Соколова, автор
В 2024 году погрузилась в тему анимации и уже не смогла вынырнуть.
1. «Кайдзю № 8» — самое смешное аниме года
В этом году мне случайно (или нет) удалось посмотреть все лучшие аниме в момент выхода — «Провожающая в последний путь Фрирен», «Дандадан», «Подземелье вкусностей» и «Монолог фармацевта». Это оказались действительно отличные тайтлы, которые прочно обосновались в моём личном топе, а ещё в многочисленных подборках лучшего аниме за 2024‑й. Но ещё я на одном дыхании проглотила «Кайдзю № 8» и считаю, что о нём незаслуженно мало говорят.
Действие сериала происходит в мире наподобие «Евангелиона». В недалёком будущем Японию постоянно атакуют непонятно откуда взявшиеся монстры, которых называют кайдзю. Для борьбы с ними существует специальный отряд Сил обороны.
Главный герой Кафка Хибино — 30-летний лоботряс, отказавшийся от своей мечты. Он хотел бороться с кайдзю, но вместо этого работает в отряде уборщиков, которые чистят город после битв. Однажды на его группу нападает монстр. Кафка защищает своего младшего товарища Рэно Итикава, но сам попадает в больницу. Там в него внезапно вселяется кайдзю-паразит.
Кафка обнаруживает в себе невероятную силу и решает вместе с Рэно пройти отбор в Силы обороны. При этом ему необходимо скрывать существование паразита и не пользоваться его способностями без надобности.
Чем же это аниме мне так полюбилось? Для начала, я обожаю сёнэны — аниме для мальчиков про дружбу и превозмогание, а «Кайдзю № 8» — это типичный сёнэн. А ещё он очень смешной. Основной комедийный конфликт строится на том, что Кафка, кидалт и неудачник, поступает в кадетский корпус вместе с молодёжью и пытается учить её жизни. Все герои обращаются к нему не иначе как «дядя».
Плюс ко всему мне очень понравилась задумка создателей — поместить типичного зрителя сёнэна в его сюжетный канон. Обычно в таких аниме главными героями становятся маленькие мальчики с задатками лидеров и тропом избранного. Кафка же совсем на таких героев не похож. Он преувеличенно обычный — классический миллениал в депрессии, застрявший на нелюбимой работе. У него нет суперспособностей или особенностей, он может полагаться только на свои силу духа и волю к победе. Поэтому он ужасно похож на обычного человека.
Оценка: 8 ржак из 10.
2. «Марс Экспресс» — лучший сай-фай года
Серьёзный, философский и немного трагичный «Марс Экспресс» — французский мультфильм в стиле «Бегущего по лезвию», полная противоположность раздолбайскому «Кайдзю № 8».
В центре сюжета — частный детектив Ален Руби и её напарник Карлос Ривера. Ален — женщина, а вот Карлос — роботизированная реплика её напарника, погибшего несколько лет назад. Карлос не может смириться со своей смертью и пытается выйти на контакт с семьёй, которая давно уже живёт другой жизнью.
Главные герои расследуют серию преступлений, связанных с перепрограммированием андроидов. А заодно присматривают за деятельностью революционной группировки, занятой освобождением роботов от тирании людей.
Главная заслуга режиссёра и автора сценария Жереми Перена заключается в создании достоверного и многомерного мира будущего. Тут есть колонии на Марсе, домашние животные-киборги, аренда мозгов, секс-роботы и множество других безумных технологий.
При этом сам стиль 2D-анимации максимально простой и чистый, каждый кадр можно бесконечно рассматривать и искать интересные детали мира. Ещё один огромный плюс мультфильма — оригинальная и совершенно непредсказуемая концовка. Перен придумал очень красивый и аллегоричный вариант развития отношений людей и искусственного интеллекта.
Оценка: 9 кибероргазмов из 10.
Алексей Хромов, автор
В декабре переживал за котиков и людей в беде. Весь оставшийся год — восхищался мультфильмами.
1. «Сталкер» — лучшая головоломка года
Давайте сразу оговоримся: локализация названия фильма Strange Darling (неофициально обычно переводят как «Странная милашка») максимально неудачна. Потому что все вспоминают либо фильм Тарковского, либо серию игр. Да и с сюжетом картины понятие «сталкер» особо не связано: здесь не следят, а буквально преследуют и пытаются убить.
Не самый известный режиссёр ДжейТи Моллнер подхватывает тенденцию авторского кино и делит свою работу на главы. Вот только начинает он с третьей. Зритель видит, как девушка в медицинской униформе убегает от мужчины с ружьём — идёт долгая и напряжённая сцена без текста. Потом сюжет перескакивает на две главы вперёд — противостояние продолжается в чьём-то доме. И только потом нам показывают, с чего всё началось.
«Сталкер» — отличный фильм-головоломка, который цепляет не только нелинейным повествованием, но и интересной переменой характеров по ходу действия. Даже в первой главе зрителя путают несколько раз: как понять — всё уже пошло не по плану или же пока что всё хорошо? И одинаково ли воспринимают происходящее сами герои? Даже когда вроде бы станет ясна расстановка сил, придётся гадать: что же будет дальше? Ведь у каждого из персонажей есть свои преимущества.
Да, это описание состоит только из общих слов. Но «Сталкер» — тот фильм, который лучше всего смотреть, обладая минимумом информации (у меня получилось ровно так, чему я очень рад). Каждый спойлер хоть немного, но мешает получать полные эмоции.
Единственное, что немножко выбивается из атмосферы, — финал. Он очень хороший и неожиданный: Моллнер необычно говорит об устоявшихся в обществе стереотипах. Но заключительная глава иногда кажется пришедшей из другой истории.
Оценка: 8 странных милашек из 10.
2. «Течение» — самый трогательный мультфильм года
Странным образом в 2024 году у меня сразу два любимых мультфильма, где вообще нет слов (и игровое кино «Сотня бобров», про которое мне не разрешили писать). Сначала я влюбился в «Мечты робота», а под конец года — в «Течение».
Его снял латышский режиссёр Гинтс Зильбалодис — автор «Таинственного острова» 2019 года. И если вы видели его предыдущую работу, то заранее знаете, как будет выглядеть новая. У него специфический стиль анимации, который сначала может смутить, но потом завораживает.
Главный герой «Течения» — котик. Не антропоморфный, не говорящий, а самый настоящий. Вокруг него — странный мир, из которого исчезли все люди (хотя они там явно были), а вокруг стоят статуи других усатых и пушистых.
И этот мир начинает заполняться водой. В последний момент кот успевает запрыгнуть в лодку, в которой плывёт капибара. Вместе они продвигаются к самой высокой видимой точке, надеясь переждать наводнение. По дороге компания подбирает лабрадора, лемура и птицу-секретаря.
Возможно, кого-то смутит, что в «Течении» ничего не объясняют. Почему всё происходит и что это за странный мир — решать каждому из зрителей. Но на самом деле это скорее плюс: Зильбалодис рассказывает одну небольшую историю о животных, не отвлекаясь на сторонние линии. И самое главное — с какой любовью здесь прописаны характеры, поведение и даже пластика всех зверей. Каждый, у кого был кот, узнает эти движения, бег и огромные глаза.
А потом окажется, что на самом-то деле «Течение» — история дружбы и взаимопомощи. И чтобы её раскрыть, совсем не обязательно делать героев подобными людям. Каждый из персонажей оказывается полезен и прикладывает усилия ради своих спутников. Особенно трогательно выглядит линия о том, как кот учится плавать: сначала он чуть не тонет, а потом превращается в настоящего добытчика.
Оценка: 10 капибар из 10.
Настя Сукманова, редактор
В этом году часто смотрела российский контент и на Джоша О’Коннора. Ни о чём не жалею.
1. «Химера» — самая магическая драма года
За окном поезда мелькают деревья. Грустный и потерянный археолог Артур возвращается в итальянский городок, с которым его связывают давние воспоминания. Там он присоединяется к банде томбароли — расхитителей гробниц, вскрывающих древние могилы этрусков ради наживы. Артур обладает особым даром — находить спрятанные под землёй сокровища при помощи своего чутья и странной палки.
Вот только его, в отличие от чёрных археологов, интересуют не артефакты и деньги, которые можно за них выручить, а нечто другое. Артур ищет вход в загробный мир, чтобы снова встретиться со своей возлюбленной Беньяминой, без которой ему этот свет совершенно не мил.
Реальность на экране тесно переплетается с мистикой. Томящийся Артур, зацикленный на прошлом, словно находится на стыке двух миров — живых и мёртвых. Он постоянно пребывает будто бы в полусне и живёт только ради осуществления своей несбыточной мечты. Интересно наблюдать, как другие персонажи фильма пытаются вернуть героя в настоящее, но у них это не слишком получается.
«Химера» — нежная, печальная и очень волшебная сказка. Впервые я посмотрела картину в начале года — и она до сих пор кажется мне одной из самых удачных находок. Это идеальное многослойное кино, которое позволяет поразмыслить, а правда ли раньше было лучше.
Приятно погружаться в меланхоличный мир грёз, созданный режиссёром Аличе Рорвахер. Смотреть на Италию 80‑х и открыточные виды природы. Наслаждаться взбалмошными и немного бестолковыми местными жителями. Восхищаться, как же велика бывает сила любви.
Оценка: 10 потерянных Джошей О’Конноров из 10.
2. «Трасса» — самый шокирующий российский сериал года
Утреннюю тишину южного городка разрывают звуки пальбы. Тринадцатилетняя Вита расстреливает свою спящую семью, а потом пытается влезть в петлю. Тем временем в Петербурге Кира, приёмная дочь судьи Светланы, празднует восемнадцатилетие. Светлана давно обещала рассказать девочке правду о её настоящих родителях, но так и не смогла этого сделать.
Кира решает разыскать родственников сама, но попадает в беду. Её последний звонок с мольбой о помощи засекают на трассе всё того же южного городка.
Два этих дела поручают вести местной следовательнице Эльвире. Вместе с прилетевшей на поиски Светланой они начинают распутывать многолетний клубок преступлений, связанных с исчезновениями девочек на Ставрополье. Светлане же, которая и сама родом из этих мест, предстоит окунуться в неприятные воспоминания о своём тёмном прошлом.
На первый взгляд «Трасса» выглядит как типичный детектив о хтонической глубинке, где творится что-то нехорошее. Но напряжённая мрачная атмосфера, лихо закрученный сюжет и персонажи, которых так просто не раскусить, заставляют дать этой истории шанс. При просмотре и вправду не слишком быстро понимаешь, кто из героев окажется тем самым преступником: под подозрение попадают почти все.
Сериал затрагивает непростую тему насилия: как и когда оно зарождается, почему никак не может прекратиться и превращается в бесконечный круговорот, куда затягивает всё больше и больше людей. В «Трассе» много моментов, связанных с человеческим равнодушием, попытками замолчать проблему, стигматизацией жертв насилия. Создателей интересует, почему личность некоторых людей начинает распадаться, а пределы дозволенного — размываться. Наблюдать за таким непросто.
Из всех сериалов, что я видела за год, именно «Трасса» запомнилась ярче прочих: смотреть её страшно, но оторваться не получается. Пожалуйста, не включайте этот сериал, если чувствуете себя эмоционально нестабильно.
Оценка: 8 возгласов «Какой ужас!» из 10.
Какие фильмы, сериалы, аниме и мультфильмы больше всего удивили или приятно порадовали вас в 2024 году? Рассказывайте в комментариях.
Наши любимые материалы за месяц 🔥 10 терапевтичных фильмов, которые могут заменить поход к психологу 8 действительно безумных фанатских теорий по миру «Смешариков» 10 зарубежных экранизаций сказок, которые перенесут вас в волшебные миры От робких объятий до жёсткого секса: как менялось эротическое кино в разные времена Обложка: Лафхакер