Домой Здоровье 7 заблуждений из школьной программы, в которые пора перестать верить

7 заблуждений из школьной программы, в которые пора перестать верить

19
0

Какой материал на самом деле самый твёрдый и почему хамелеоны меняют цвет.  

7 заблуждений из школьной программы, в которые пора перестать верить

Настя Морошкина

Автор Лайфхакера

7 заблуждений из школьной программы, в которые пора перестать верить

1. У человека всего пять органов чувств

В школьных учебниках пишут, что у человека есть лишь пять органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Но на самом деле это далеко не все системы, необходимые для восприятия мира. Приведём ещё несколько примеров.

За одно из «дополнительных» чувств отвечает вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе. Она обеспечивает ощущение равновесия и помогает ориентироваться в пространстве. Когда мы двигаемся, специальная жидкость в полукружных каналах перемещается, что даёт мозгу информацию о нашем положении и направлении. Нарушение работы этой системы может привести к головокружению и проблемам с координацией.

Ещё одним важным «чувством» является проприоцепция — способность ощущать положение и движение частей своего тела. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях и суставах, передают ЦНС, а затем и в мозг информацию о растяжении и напряжении, позволяя нам контролировать своё тело и поддерживать осанку. Это чувство особенно важно для спортсменов и людей, занимающихся физическим трудом.

А за восприятие внутренних состояний организма — голода, жажды, потребности в дыхании — отвечает интероцепция. Рецепторы в органах и тканях передают мозгу данные о процессах, происходящих в теле, что помогает нам поддерживать внутреннее равновесие и здоровье. Так что на самом деле мы чувствуем гораздо больше, чем порой можем осознать.

2. За восприятие вкусов отвечают определённые участки языка

Вы, возможно, помните карту языка из школьного учебника, где разные зоны якобы отвечают за восприятие горького, кислого, солёного и сладкого. Эта концепция оказалась ошибочной.

В 1901 году немецкий исследователь Давид Хениг провёл серию экспериментов и обнаружил небольшие различия в порогах чувствительности на разных участках языка. Но его выводы носили предварительный характер и не предполагали строгого разделения этого органа на зоны.

Однако в 1942 году психолог Эдвин Боринг неправильно интерпретировал данные работы Хенига и популяризировал идею о том, что разные области языка строго отвечают за восприятие определённых вкусов. Боринг даже создал схематичную карту. Согласно его теории, сладкие вкусы ощущаются на кончике языка, кислые — на боковых участках, солёные — чуть дальше по бокам, а горькие — в задней части.

Однако это разделение оказалось неточным. В 1974 году Вирджиния Коллингс, исследовательница из Питтсбургского университета, доказала, что у этого органа нет чётких зон, воспринимающих только один вкус. 

На вкусовых сосочках, которые покрывают поверхность языка, находится несколько типов рецепторов.

Они воспринимают различные химические вещества в пище. Каждый рецептор чувствителен к определённым молекулам. И когда эти молекулы связываются с ним, создаётся электрический сигнал, который отправляется в мозг по нервным окончаниям.

Рецепторы сладкого вкуса активируются молекулами сахара, кислого — ионами водорода, которые присутствуют в веществах вроде лимонного сока. Солёные вкусы активируют рецепторы натрия, а умами связан с восприятием аминокислот, особенно глутамата натрия.

3. Нет ничего твёрже алмаза

Алмаз часто называют самым твёрдым веществом, но это не совсем так. Он действительно обладает уникальными механическими свойствами благодаря своей структуре: каждый атом углерода связан с четырьмя другими, и вместе они образуют прочную трёхмерную решётку. Но существуют материалы, которые прочнее алмаза.

Среди них — фуллериты, которые представляют собой кристаллические соединения молекул фуллеренов. Эти молекулы имеют структуру, напоминающую сферу, состоящую из углеродных атомов. И это придаёт фуллеритам высокую прочность и стабильность.

Другой пример — лонсдейлит. Это редкая форма углерода, которая образуется в результате ударов метеоритов о Землю. Атомы углерода в лонсдейлите расположены в шестигранной решётке, а не в кубической, что делает его твёрже алмаза. Однако это вещество крайне редкое — всё-таки метеориты падают не каждый день. 

4. Хамелеоны меняют цвет для маскировки

Распространённое мнение, что хамелеоны меняют цвет исключительно для маскировки, неверно. На самом деле эта способность связана с коммуникацией и терморегуляцией. 

У хамелеонов есть особые клетки, которые называются хроматофорами, и именно они помогают преображать цвет кожи. Один из их подвидов — меланофоры. Это клетки, содержащие пигмент меланин, который делает кожу темнее. Также есть иридофоры — особый тип хроматофоров, в которых находятся кристаллы гуанина. Эти кристаллы отражают свет и создают яркие, переливающиеся цвета. Работая вместе, клетки могут влиять на положение пигментов и отражение света, что позволяет хамелеону быстро изменять окраску.

Чешуйчатые используют изменение цвета для общения с сородичами.

Хамелеоны могут демонстрировать яркие оттенки, чтобы привлечь внимание самок или показать свою агрессию другим самцам. 

Перемена цвета кожи также помогает этим животным регулировать свою температуру. Тёмные оттенки поглощают больше тепла, что полезно в холодные периоды. А светлые, напротив, отражают солнечные лучи, помогая избежать перегрева. Таким образом хамелеоны изменяют свою окраску в зависимости от погоды.

5. У рыб очень короткая память

Порой очень хочется сказать забывчивому человеку, что у него память «как у рыбки». Но это не соответствует действительности. На самом деле рыбы обладают сложной когнитивной системой и способны помнить события, маршруты и ассоциации длительное время.

Золотые рыбки, например, могут запомнить путь по лабиринту и успешно найти выход из него даже спустя недели после первого прохождения. Кроме того, исследователи обучали рыбок ассоциировать определённые звуки с кормлением — и в результате те безошибочно реагировали на них позже, подтверждая наличие долговременной памяти.

Но золотые рыбки не единственные обладатели таких способностей. Цихлиды, популярные аквариумные питомцы, демонстрируют впечатляющую социальную память. Они способны узнавать своих сородичей, различать друзей и соперников и выстраивать сложные социальные отношения. В естественной среде это помогает им формировать устойчивые группы, поддерживать иерархию и избегать конфликтов.

Кроме того, рыбы используют усвоенную информацию, чтобы ориентироваться в сложной среде. К примеру, лососи возвращаются в родные реки для нереста благодаря обонятельной памяти, сохраняющейся годами.

6. Лемминги массово прыгают с обрывов

Существует распространённый миф о том, что каждые несколько лет стада леммингов совершают массовое самоубийство, прыгая с прибрежных скал. Объясняется это инстинктом, который помогает поддерживать популяцию, — якобы, когда зверьков становится слишком много, они добровольно убивают себя.

Это, конечно, не так: лемминги не пренебрегают инстинктом самосохранения.

Но заблуждение основано на некоторых реальных повадках этих животных.

Каждые три-четыре года у грызунов действительно происходит резкий рост численности. В этом случае большая группа зверьков мигрирует, отправляясь на поиски нового дома. Лемминги умеют плавать, поэтому если они сталкиваются с водной преградой, например рекой или озером, то могут попытаться её пересечь. В этом случае неизбежно несколько особей утонут. Но это вовсе не самоубийство, и ни с каких скал они специально не прыгают.

Главная причина, по которой миф продолжает существовать, — фильм Disney 1958 года «Белая пустошь». Но сцены с леммингами были постановочными: их специально привозили на съёмочную площадку и заставляли прыгать. На самом деле им такое поведение не свойственно.

7. Великая Китайская стена видна из космоса

Существует популярное заблуждение, что Великая Китайская стена — единственный объект, созданный человеком, который можно увидеть из космоса. Миф берёт начало ещё в XVIII веке: в 1754 году британский археолог Уильям Стьюкли первым упомянул эту идею в своих записях.

Но на самом деле рассмотреть Великую Китайскую стену крайне сложно. Астронавты Юджин Сернан и Эд Лу сообщали, что её может быть видно только с низкой околоземной орбиты и только при идеально благоприятных условиях — хорошем освещении и минимальном атмосферном загрязнении. Но даже так стену трудно различить невооружённым взглядом: она слишком узкая и сливается с ландшафтом.

Утверждение о том, что стена также может быть видна с Луны, тоже абсолютно неверно. Чтобы разглядеть оттуда объект таких размеров, человек должен обладать зрением, превосходящим норму примерно в 17 тысяч раз.

Узнайте больше 🤔 12 заблуждений о мире вокруг, в которые все почему-то верят 7 заблуждений врачей прошлого о человеческом теле и здоровье 10 подлинных фактов, в которые просто невозможно поверить Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер