«Единственная моя ошибка – три четверти жизни я думала, что всё впереди! Жгите свечи. Пейте вино. Кушайте из красивой посуды. Не копите хлам. Носите нарядное бельё. Никогда не ждите особого случая… Живите сейчас!»
Уже никто толком не вспомнит, когда Алиса Фрейндлих сказала эти слова (и говорила ли вообще), но цитата прочно закреплена за ней – очень мудрой и очень жизнелюбивой.
В преддверии 90-летнего юбилея актрисы коллеги рассказывают об особенной Фрейндлих.
Погружение в Людмилу Прокофьевну
Для большинства зрителей Алиса Фрейндлих – в первую очередь директор «статистического учреждения» Людмила Прокофьевна, «мымра» из рязановского «Служебного романа», ставшего лидером проката 1978 года.
«У Рязанова съёмочный день был выстроен так, что мы все вызывались на площадку: вдруг будет необходимо что-то доснять, – вспоминает Светлана Немоляева, сыгравшая в «Служебном романе» Олю Рыжову. – Поэтому я имела возможность смотреть все сцены Алисы. За ней бесконечно интересно следить. Я не одарена импровизационным даром, у меня всё «от и до». А вот она уникальный импровизатор, как и Андрей Мягков. Иначе так сыграть их парные сцены было бы невозможно. Особенно когда Новосельцев пытается соблазнить Людмилу Прокофьевну в гостях у Самохвалова. Дорогого стоит смотреть на ироничную реакцию её глаз. А музыкальность Алисы? Это уникально! Как красиво, нежно звучит её «У природы нет плохой погоды»!
Когда наш Театр Маяковского приезжал два года тому назад в Питер с гастролями, мы играли на сцене БДТ, где служит Алиса. Она посмотрела нашу постановку, а после спектакля пришла за кулисы. Мы с ней обнялись и расцеловались. Это был такой порыв души, который потряс всю молодёжь. Они воспринимают Алису Бруновну как легенду. И вот эта легенда спустилась с небес и была среди них. Я желаю Алисе, чтобы её статус главной актрисы БДТ так и продолжался, чтобы у неё было здоровье. Чтобы замечательные отношения были с дочкой и внуками. У них прекрасная династия. Я её очень люблю и горжусь тем, что наши судьбы переплелись».
«Скромно сидела в уголочке и ждала»
В 2009 году на экраны вышел музыкальный фильм «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини» Георгия Юнгвальд-Хилькевича, где Фрейндлих сыграла, как и в предыдущих «Мушкетёрах», королеву Анну Австрийскую.
«Я буду своим правнукам рассказывать, что мне довелось сниматься в одном фильме с самой Фрейндлих, – рассказывает Антон Макарский, исполнитель роли Анри, сына Арамиса. – Помню, как её вызвали с утра на съёмки сцены встречи королевы и моего персонажа. Была сильная задержка. Но Алиса Бруновна в костюме и гриме весь день терпеливо ждала. Скромно сидела в уголочке площадки, хотя наверняка у неё был свой вагончик. Когда Юнгвальд-Хилькевич понял, что уже прошло много времени, а мы даже не приступили, он подошёл к Фрейндлих: «Давайте перенесём на завтра, вы устали, наверное». – «Что вы, что вы, всё хорошо, можем работать…»
Алиса Фрейндлих как партнёр невероятно щедрая. Она всё тебе даёт, просто реагируй. Знаете, я очень люблю тонкую работу в кадре, когда не грубыми мазками, не сильными эмоциями берёшь, а когда полутона, говорящие взгляды. Всё это я испытал в той сцене с Алисой Бруновной».
Крошки ленинградского хлеба
Два года назад она сыграла в трагикомедии «Родители строгого режима». Режиссёром, ради кого 88-летняя Фрейндлих вновь отправилась на съёмочную площадку, был её внук Никита Владимиров. В центре сюжета 38-летний мэр города (Евгений Ткачук) – коррупционер и взяточник. Услышав по ТВ, кем стал их сын, мать (Алиса Фрейндлих) и отец (Александр Адабашьян) решают его перевоспитать.
«Именно два этих человека сделали фильм, – говорит оператор Сергей Астахов. – Работать с Алисой Бруновной – бесценно. Начиная с того, что она идеально держит мизансцену. Не говоря уже о том, что Фрейндлих прекрасно знает текст, а не усиленно вспоминает слова и забывает выйти в нужную точку. Она всё делает идеально. Старая школа, к которой принадлежали Баталов, Яковлев, Янковский! Фрейндлих не произносит автоматически реплики с нужным выражением, а прежде всего вживается в образ. Что касается съёмок у внука, родство не мешало процессу. Алиса Бруновна очень деликатный человек. Она высказывала мнение, но если режиссёр её убеждал, – подчинялась.
А ещё мы с ней пили водку в свободное от съёмок время. Я в деревне живу, и они с Адабашьяном и Никитой ко мне приезжали. Плов сделали, рыбу закоптили. Мы на двоих с Алисой Бруновной выпили бутылочку… Я никому не разрешаю в доме курить, а она курила. Она предлагала: «Давай выйду на крыльцо», я сказал: «Ни в коем случае». Почему? Да я рад, что она у меня дома курила! Ей можно всё! Это счастье с такими людьми пообщаться… Она очень помогла, когда режиссёру Сергею Соловьёву делали памятную скамейку, подпись свою поставила, которая много значит для чиновников. Алиса Бруновна прежде всего хороший человек, что не так уж часто бывает среди талантливых актёров».
«Когда мне позвонил Никита и предложил играть в паре с Фрейндлих, я, не читая сценарий, согласился, – признаётся Александр Адабашьян. – Она из той старой плеяды, которые относятся к работе как к главному делу жизни, и не «включает звезду». Роль у Алисы Бруновны была переписана в тетрадочке с пометочками.
Мы ездили в одной машине на съёмки и обратно. Отсюда бонус – час интересной беседы. Запомнилось, что во время блокады пайку хлеба, которая выдавалась на сутки, бабушка Алисы с математической точностью делила на маленькие кусочки и выдавала по часам. Минута в минуту. Дети просили: можно я сейчас две крошечки, а потом не буду? Но несмотря на стоны и рыдания, бабушка была неумолима: следующая порция будет в 10 часов 18 минут. Эта точность позволила несчастный кусочек хлеба растягивать на весь день и выживать.
Ещё запомнились её рассказы о спектаклях – Фрейндлих в первую очередь актриса театральная. Так что хочу пожелать ей здоровья именно для того, чтобы продлилась максимально её творческая жизнь. А это и есть для неё Жизнь с большой буквы».
Лучшие роли Алисы Фрейндлих
«Похождения зубного врача» (1965) — Маша. © РИА Новости
«Мелодии Верийского квартала» (1973) — Алиса Аквамаринская. © www.globallookpress.com
«Анна и Командор» (1974) — Анна. © РИА Новости
«Соломенная шляпка» (1974) — баронесса де Шампеньи.
«Агония» (1975) — Анна Александровна Вырубова. © www.globallookpress.com
«Принцесса на горошине» (1976) — королева-мать. © www.globallookpress.com
«Служебный роман» (1977) — Людмила Прокофьевна Калугина («Мымра»).
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман» (1977). © www.globallookpress.com
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) — королева Анна Австрийская.
«Сталкер» (1979) — жена Сталкера. © www.globallookpress.com
«Жестокий романс» (1984) — Харита Игнатьевна Огудалова. © www.globallookpress.com
«Женская логика» (2002-2004) — Ольга Петровна Туманова.
Лучшие роли Алисы Фрейндлих
«Похождения зубного врача» (1965) — Маша. © РИА Новости
«Мелодии Верийского квартала» (1973) — Алиса Аквамаринская. © www.globallookpress.com
«Анна и Командор» (1974) — Анна. © РИА Новости
«Соломенная шляпка» (1974) — баронесса де Шампеньи.
«Агония» (1975) — Анна Александровна Вырубова. © www.globallookpress.com
«Принцесса на горошине» (1976) — королева-мать. © www.globallookpress.com
«Служебный роман» (1977) — Людмила Прокофьевна Калугина («Мымра»).
Алиса Фрейндлих в фильме «Служебный роман» (1977). © www.globallookpress.com
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) — королева Анна Австрийская.
«Сталкер» (1979) — жена Сталкера. © www.globallookpress.com
«Жестокий романс» (1984) — Харита Игнатьевна Огудалова. © www.globallookpress.com
«Женская логика» (2002-2004) — Ольга Петровна Туманова.