В России развернулась дискуссия вокруг инициативы члена президентского совета Валерия Фадеева о запрете ношения никаба мусульманскими женщинами. Депутаты называют эту тему щекотливой, а эксперты объясняют проблему имеющимся опытом в Центральной Азии и на Западе. Что такое никаб и почему вокруг него столько шума, разбирался корреспондент aif.ru.
Никаб представляет собой женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Чаще всего из черной ткани.
Как рассказала aif.ru председатель «Союза мусульманок России» Наиля Зиганшина, этот головной убор появился в арабских странах исключительно из практических соображений.
«В Саудовской Аравии и соседних странах это нужная часть гардероба, потому что там жарко. Женщины-мусульманки прикрывают лицо, чтобы уберечь кожу от ветра, песчаной пыли и солнца, сохранить натуральный цвет лица», — отмечает собеседница.
По словам эксперта, в Коране ясно сказано, что у женщин лицо и кисти рук не являются ауратом — частью тела, которую нужно прикрывать. «По шириату мы можем жить, не закрывая лицо. Но есть студенты, которые обучаются в арабских странах, кто-то переезжает. Для них это традиционная одежда. Они просто не понимают, как можно выходить на улицу, не закрывая лицо. Это и традиция, и привычка. Никаб для них является важным элементом части гардероба. В России мусульманки никогда не надевали никаб», — добавила она.
В последний раз дискуссия вокруг ношения никабов и хиджабов в России была в 2012 году из-за запрета в Ставропольском крае. Тогда законодательно закрепили право учебных заведений вводить свою форму.
Новую дискуссию запустил 21 мая советник президента, глава Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев в интервью «Парламентской газете» о факторах, усиливающих риски экстремизма в России.
«В России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. Сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — отметил правозащитник.
В заочную дискуссию включились депутаты Госдумы. Глава комитета по развитию гражданского общества Ольга Тимофеева сообщила RTVI, что эту тему нужно обсуждать «взвешенно, без выноса в СМИ», с представителями религиозного ислама и местными властями. При этом «важно относиться с уважением ко всем и различать внешний вид дома и в официальных учреждениях».
Глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Ярослав Нилов также считает, что эту дискуссию следует перенести «за закрытые двери» и вести «в рамках существующих площадок, где обсуждаются государственные религиозные отношения».
В МВД России «не располагают сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности». Об этом говорится в письме от 14 апреля в ответ на запрос депутата Госдумы Михаила Матвеева о запрете ношения никаба и паранджи.
Никабы под запретом
В странах Центральной Азии, которые считаются мусульманскими, уже много лет постепенно исключают из повседневной жизни никабы. Осенью прошлого года в Узбекистане приняли закон, запрещающий носить в общественных местах «одежду, которая затрудняет распознавание личности», за исключением медицинских показаний, трудовой или служебной деятельности. Там же и в Казахстане запрещены никабы в школах. В Астане депутаты также обсуждают полный запрет на ношение такой одежды из-за «агрессивной исламизации страны».
В парламент Кыргызстана внесен законопроект о штрафах за паранджу и хиджабы в общественных местах. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявлял, что «подражание чуждой культуре в одежде, то есть ношение чужой одежды под названием сатр и хиджаб — это актуальная проблема» страны и нужно «избегать проникновения религиозных стилей в культуру».
Запреты на ношение никаба и хиджаба в общественных местах действуют во многих странах Европы. Например, во Франции (с 2010 года), Италии, Бельгии. Осенью 2023 года соответствующий закон принял парламент Швейцарии.
Борьба с гетто
Никаб и другие проявления ислама могут способствовать формированию гетто или, говоря по-научному, анклавов, а также введению альтернативного шариатского права, объяснил корреспонденту aif.ru член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. «Мы это видим уже на примере Соединённого Королевства, где существуют шариатские патрули, целые районы, в которых управляют мусульмане. То есть по большому счету борьба с никабами — это борьба с исламизацией и с анклавизацией, с образованием гетто», — говорит собеседник.
По его словам, все люди, которые приезжают в Россию, должны неизбежно ассимилироваться. «Если они будут находиться внутри такой жесткой культуры [радикального ислама], где допускается никаб у женщин, женское обрезание или какие-то другие обычаи и традиции, то в этом случае никакой ассимиляции происходить не будет. Будут только создаваться гетто или анклавы», — полагает эксперт.
Опасность образования гетто, продолжает Безпалько, в том, что это «совершенно не контролируемая территория». «Там создаются альтернативные государственные структуры: правовые, силовые. Там абсолютно не контролируются возникновение и распространение радикальных исламских ячеек. И вообще граница между исламом и радикальным исламом —очень зыбкая. Не просто так в Центральной Азии запрещают никаб, страны являются светскими, поэтому борются за сохранение своей государственности. У нас тоже светское государство, поэтому в данной ситуации мы не приветствуем, но пока еще не запрещаем ношение никаба», — резюмировал эксперт.