Домой Новости Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

12
0

Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

«Катран» с ОЭС и пулемётом на воде

Российский оборонно-промышленный комплекс активно занимается тематикой безэкипажных катеров, и регулярно демонстрирует новые разработки такого рода. Всего несколько дней назад было объявлено о существовании проекта БЭК под названием «Катран». К настоящему времени этот проект дошёл до стадии сборки опытных образцов и испытаний в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации.

Новый катер

В феврале 2024 г. была создана автономная некоммерческая организация «Центр беспилотных систем и технологий» (АНО ЦБСТ). Её учредителями выступили «Промсвязьбанк» и фонд «Наша правда». Эта организация координирует деятельность более ста различных компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотной техники. К настоящему времени эти компании уже представили множество различных образцов.

Недавно стало известно об очередной разработке АНО ЦБСТ. 6 марта Центр и фонд «Наша правда» доставили в одну из частей Черноморского флота новую партию беспилотной техники. В состав этой партии вошли БПЛА нескольких типов, а также опытный безэкипажный катер «Катран».

Сообщается, что первый БЭК нового типа будет проходить войсковые испытания. Специалисты строевой части освоят этот образец и начнут использовать его по прямому назначению. От результатов такой эксплуатации зависит дальнейшая судьба перспективного проекта.

Следует отметить, что ранее АНО ЦБСТ или входящие в его состав организации не сообщали о существовании проекта с шифром «Катран». Тем не менее, без огласки они провели проектирование и дошли до стадии строительства и испытаний опытной техники, в т.ч. на базе строевой части.

18 марта информагентство RT опубликовало большой материал о новом отечественном БЭК. В нём приводятся основные сведения технического и иного характера, раскрываются возможности и специфические особенности катера и т.д. Также опубликованы примерные планы организации-разработчика на будущее.

Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

Пара БЭК в различающейся комплектации

Цели проекта

Любопытные сведения о проекте раскрыл одино из разработчиков проекта «Катран». Его личность и место работы, по понятным причинам, не сообщают.

Сообщается, что организация-разработчик заинтересовалась темой БЭК еще до начала Спецоперации по защите Донбасса. Создавались и испытывались различные экспериментальные образцы и прототипы. Тем не менее, до определённого времени это направление не получало много внимания.

Ситуация изменилась после того, как представители организации пообщались с участниками операции, несущими службу на берегах Днепра. Этот район имеет свою специфику и предъявляет особые требования к матчасти войск. В связи с этим было решено разработать новый безэкипажный катер. Этот проект выполнили в недавнем прошлом с учетом потребностей и пожеланий будущих эксплуатантов.

Сообщается, что на разработку проекта к настоящему времени потратили около полутора лет. В середине прошлого года началась постройка нескольких катеров «Катран» для последующих испытаний и опытной эксплуатации в войсках. Изготовили несколько катеров, которые были обозначены как предсерийные.

Около полугода назад начались испытания «Катрана» на воде. В целом, катер подтвердил правильность принятых инженерных решений, что позволило перейти к следующему этапу. Недавно один из БЭК был передан Черноморскому флоту для испытаний на море и решения различных учебных и боевых задач.

После завершения испытаний и доводки «Катран» может пойти в серию. Возможен выпуск крупными партиями для разных заказчиков, но для этого требуется финансирование. Удастся ли его найти, как скоро это может случиться, и когда новый БЭК доведут до полноценного производства, пока неизвестно.

Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

Общий вид катераРазработчики «Катрана» понимают, что их катеру придётся столкнуться с конкуренцией, т.к. отечественная промышленность уже представила ряд подобных изделий. При этом предполагается, что такой БЭК имеет ряд важных особенностей и преимуществ перед возможными конкурентами.

Технические особенности

«Катран» представляет собой многоцелевую надводную платформу ограниченных размеров и водоизмещения. Такая платформа предназначается для монтажа разных полезных нагрузок, при помощи которых катер может вести разведку или атаковать цели. При всём этом, приняты меры, направленные на повышение характеристик и компенсацию негативных черт БЭК.

Катер построен по схеме тримарана. Он имеет центральный корпус традиционных лодочных обводов, к которому с помощью рам крепятся два боковых аутригера-поплавка. Такую схему выбрали для повышения остойчивости и уменьшения вероятности переворачивания. Предполагается, что такой подход упрощает дистанционное управление катером.

Все основные элементы корпуса выполнены из алюминиево-магниевого сплава. Этот материал позволил совместить в проекте малую массу конструкции, высокую прочность, а также дешевизну производства.

Габариты и водоизмещение «Катрана» не сообщаются. При этом опубликованные материалы показывают, что он не крупнее распространённых лодок и катеров. Благодаря этому БЭК можно перевозить на стандартных автоприцепах для лодок.

БЭК имеет систему дистанционного управления традиционного вида. Оператор получает с борта катера видеосигнал и телеметрию, а обратно отправляет необходимые команды. Отмечается, что видеосигнал передается с небольшой задержкой, которая может повлиять на работу оператора. Однако боковые корпуса позволяют компенсировать возможные ошибки оператора при вождении и сохранить катер на плаву.

Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

Основной корпус и боковой поплавокКатер оснащен навесным мотором неизвестной модели, который должен обеспечить высокие ходовые характеристики. Скорость хода пока не раскрывается, а дальность плавания должна достигать 1 тыс. км. По всей видимости, схема тримарана позволяет получить высокую манёвренность.

В нынешнем виде «Катран» способен выполнять две основные задачи. Первая заключается в наблюдении и ведении разведки. Для этого катер использует оптико-электронную станция на невысоком основании. В начале марта был представлен катер с ОЭС и простейшим пулемётным боевым модулем. Также предлагается модификация-камикадзе, оснащённая боезарядом для поражения цели прямым столкновением.

Прорабатываются и другие варианты полезной нагрузки. Например, «Катран» может служить носителем большого количества FPV-беспилотников и ретранслятором сигнала станций управления. Такой ударный комплекс сможет действовать на расстоянии в десятки или сотни километров от базы, успешно выполняя задачи поиска и поражения различных целей.

Можно предположить, что БЭК «Катран» способен нести и другие радиотехнические средства или вооружения. Например, возможно внедрение ОЭС других типов, малогабаритных радиолокаторов или станций радиотехнической разведки. Для поражения целей могут установить противотанковый ракетный комплекс с соответствующими средствами дистанционного управления и т.д.

Перспективное направление

Отечественная оборонная промышленность всерьёз занялась темой безэкипажных катеров. Уже разработано несколько таких проектов, и первые образцы успели поступить в войска для эксплуатационных испытаний. Также создаются новые БЭК с теми или иными особенностями и возможностями, и в начале марта впервые рассказали об очередном таком образце.

Сейчас один из опытных «Катранов» проходит испытания в неназванной части Черноморского флота. Специалистам ВМФ предстоит оценить это изделие и определить пути его дальнейшего развития. Возможно, по итогам этих процессов новый БЭК получит рекомендацию к принятию на вооружение. Впрочем, флот может предпочесть ему любую другую современную разработку того же класса.

  • Рябов Кирилл
  • АНО ЦБСТ