На Малой сцене Московского Губернского театра состоялась премьера спектакля режиссера Вероники Вигг «Без вины виноватые» с Ириной Безруковой в главной роли.
Для театра под руководством Сергея Безрукова это четвёртая постановка в репертуаре по пьесам Александра Островского. Для режиссера Вероники Вигг — третья. Но дебютная в Московском Губернском.
Предваряя премьеру, Безруков сказал: «Это прежде всего история о людях театра, об актерах. Про нас пишут, говорят, перемывают кости, — и мы всегда виноваты, без вины. Но… артист играет на струнах собственной души. Наш инструмент — это наше сердце, наши эмоции, и они порой не выдерживают накала, рвутся. Поэтому так часты всяческие диагнозы, излишества, срывы. Но, играя на струнах собственной души, мы исцеляем души людей. Мне кажется, это благородная миссия…»
«Раскрыться по-настоящему»
Известная актриса Елена Кручинина приезжает в провинциальный город на гастроли. 17 лет назад она пережила здесь предательство любимого мужчины, потерю сына. Да и сама чуть не умерла от болезни и горя. А теперь ей завидуют, её обсуждают, о ней сплетничают. И вообще театр — такое место, где в каждую минуту «всё может пойти не так».
Островский — любимый драматург театральных режиссеров. Кручинина — роль, о которой многие актрисы мечтают. Ирине Безруковой повезло. За 10 лет в Московском Губернском у неё были только роли второго плана. Так что Кручинина для Ирины, по свидетельству Сергея Безрукова, «уникальная возможность прожить очень сложный психологический рисунок» и «раскрыться по-настоящему».
Режиссер Вероника Вигг искала на эту роль взрослую актрису, у которой есть «прошлое, багаж личных историй». И которая смогла бы сыграть женщину, потерявшую сына. Точнее ту, что так думала. А потом узнала, что он выздоровел…
Тут надо не сыграть роль — прожить. Иначе неправду будет хорошо видно. «У Кручининой есть вот этот чемодан горя, который всегда с ней. И интуитивно она поняла, что справиться с этим она сможет, только став актрисой», — подчеркивает режиссёр.
«Чемодан горя» у Ирины Безруковой — тяжеленный. От первого мужа Игоря Ливанова актриса родила сына Андрея. Но потом вышла замуж за Сергея Безрукова. С первых дней существования Московского Губернского Ирина и Андрей работали здесь с Сергеем, ставшим худруком. Однако вскоре брак Ирины и Сергея распался. В том же 2015-м Андрей погиб. А спустя ещё год Сергей женился на Анне Матисон — сейчас у них трое детей.
От комедии до мелодрамы 16+
Несмотря на все эти события, явно не способствовавшие оптимистичному настрою, Ирина Безрукова осталась в труппе Московского Губернского. И вот сейчас получила главную роль, сыграть которую любой актрисе непросто. Пережившей уход любимого человека и смерть сына — сложнее вдвойне.
Режиссёр спектакля считает, что это «странная, почти сказочная история» о женщине, которая спустя 17 лет вновь обретает сына. Но на сказку постановка совсем не похожа. Островский, правда, назвал «Без вины виноватые» комедией. У Вигг же вышла мелодрама с возрастным ограничением 16+. У него было четыре действия, у неё — два.
От Островского осталось мало. А жаль. Главное то, ради чего во многом хочется смотреть спектакли по пьесам наших классиков, это настоящий русский язык. И простите за пафос, русский дух. А спектакль Вигг — по мотивам пьесы. Тем, кто не читал оригинал или плохо его помнит, будет непросто.
Вигг, познававшая режиссёрское мастерство в Англии и практиковавшая на Западе, сочла, что передавать целиком от и до написанное драматургом, не столь важно. Важнее показать, что трагедия живет с актрисой, и играть она может только трагическое. История про актеров и личная трагедия — они ведь вне времени. Поэтому вместе со сценографом Николаем Слободяником, художником по костюмам Никой Велигжаниновой и актёрами (бывший возлюбленный Кручининой и отец её сына Муров — Евгений Гомоной, её ребёнок — Лев Череватов) Вероника попыталась создать «сон Кручининой», где она — якобы «кастинг-директор для постановки об истории своей жизни».
«Сидели на полу и плакали»
Сценографическое решение получилось лаконичным. Зеркала — как отсыл к театральной гримёрке. Красный бархат — привет ХIХ веку, когда в императорских театрах стояли обитые этой тканью кресла. Плюс множество чёрных стульев и бокалов с «красным вином» — реквизитом, который активно потребляют исполнители. И без которого, вероятно, нельзя показать актёрскую сущность. Равно как без курения, свиста, мастер-класса Безруковой по поцелуям партнёров на сцене. Ещё тут плещут «вином», ходят по стульям, ползают по полу. И советуют: «А вы положитесь на судьбу. Жизнь, она для радости».
Исполнительница главной роли Ирина Безрукова была удивлена предложению Вигг сыграть Кручинину. Ей казалось, что это другой психотип, были сомнения, что справится психологически. В процессе репетиций ей даже хотелось сбежать. «Потому что непросто рассказывать историю, в которой есть пересечения с твоей личной жизнью. Для меня работа над этой ролью была подобна психоанализу…после репетиции эмоционально тяжелой сцены, мы сидели обе на полу и плакали», — говорит Ирина.
Плакать приходится Ирине и на сцене. Хорошо, что только в финале. В самой пронзительной сцене, когда звучит фраза сына — Незнамова: «Я предлагаю тост за матерей, которые бросают своих детей». И когда Кручинина, «без вины виноватая», обнимает сына, которого бросила 17 лет назад. Его играет Дмитрий Воркунов, который только поступил в труппу Московского Губернского.
Следующие показы спектакля «Без вины виноватые» состоятся 11 декабря и 9 января.