Домой Культура и туризм Доигралась. Карьера Чулпан Хаматовой заканчивается бесславно

Доигралась. Карьера Чулпан Хаматовой заканчивается бесславно

239
0

Второй день самой обсуждаемой новостью в русскоязычном театральном мире остается сообщение о том, что Новый Рижский театр «попросил на выход» Чулпан Хаматову

Версии звучат разные: от «дирекция театра не могла смириться с тем, что на его сцену выходит русская актриса» до более правдоподобной «режиссёр Алвис Херманис крайне недоволен игрой Хаматовой, а также тем, что она ни с труппой не смогла взаимоотношения наладить, ни обещанных аншлагов обеспечить».

По имени Утренняя Звезда. Лучшие роли Чулпан Хаматовой

«Время танцора», 1997 г.

«Страна глухих», 1997 г.

«Лунный папа», 1999 г.

«72 метра», 2004 г.

«Дети Арбата», 2004 г.

«Garpastum», 2005 г.

«Доктор Живаго», 2005 г.

«Казус Кукоцкого», 2005 г.

«Летнее безумие», 2007 г.

«Бумажный солдат», 2008 г.

«Домовой», 2008 г.

«Дом солнца», 2010 г.

«Достоевский», 2010 г.

«Пепел», 2013 г.

«Время танцора», 1997 г.

«Страна глухих», 1997 г.

«Лунный папа», 1999 г.

«72 метра», 2004 г.

«Дети Арбата», 2004 г.

«Garpastum», 2005 г.

«Доктор Живаго», 2005 г.

«Казус Кукоцкого», 2005 г.

«Летнее безумие», 2007 г.

«Бумажный солдат», 2008 г.

«Домовой», 2008 г.

«Дом солнца», 2010 г.

«Достоевский», 2010 г.

«Пепел», 2013 г.

Вместо благодарности Волчек — предательство

Впервые о Хаматовой заговорили в 1998 году, после роли в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского — ее дебют в кино во «Времени танцора» у Вадима Абдрашитова в 1997-м оценили скорее профессионалы, нежели рядовые зрители. А вот после Риты, которая сама готова пойти на заклание к бандитам, только бы спасти своего незадачливого возлюбленного-игромана, Чулпан проснулась знаменитой. Ее называли одной из самых талантливых молодых российских актрис.

Хаматова вливается в труппу легендарного «Современника», где тут же получает ведущие роли — Патриция Хольман в «Трех товарищах», Ирина, а потом Маша в «Трех сестрах», Маша во «Враги. История любви». Позже будут яркие и очень хорошо оплачиваемые роли в Театре Наций у Евгения Миронова — «Шукшинские рассказы», «Фрекен Жюли», «Иванов», «Горбачев».

А ведь предавать-то Хаматовой не впервой. Она уже проделала это однажды с худруком «Современника» Галиной Волчек. Галина Борисовна ее боготворила, называла ласково «Чулпаша», видела в ней чуть ли не свою преемницу. А дальше случилась не размолвка даже — полный разрыв отношений. В околотеатральных кругах причину описывали так: в какой-то момент Хаматова пришла к Галине Борисовне с просьбой отпустить ее на полгода в отпуск. Мол, выгорела, надо восстановиться. Волчек отпустила ее, хотя для любого худрука уход ведущий актрисы на такой длительный срок не просто проблема — катастрофа. И вдруг выяснилось, что Хаматова в свой отпуск не здоровье поправляет, а свое финансовое положение, играя в дорогих антрепризах, снимаясь в кино. Для Волчек это предательство любимой Чулпаши было как нож в сердце.

И по странам Чулпан тоже побегала. Пыталась строить карьеру актрисы в Берлине, но не преуспела — немецкий кинематограф, в отличие от российского, не спешил заваливать ее предложениями. И Хаматова вновь вернулась в Россию. На актерский Олимп. К баснословным гонорарам — за выход на сцену в каком-нибудь проекте могла попросить сотни тысяч рублей. Нелестно отзывалась о западном театре и кинематографе: и запретов там тьма, не понравится что-то, к примеру, «зеленым» — продюсеры тут же удаляют этот эпизод из фильма, и возможности там ограниченные.

Ни слов, ни гонораров

Однако в 2022 году, после начала СВО, Хаматова забыла и про безграничные возможности российской сцены, и про любовь зрителей, и про то, как использовала себе во благо расположение и к ней властей — и рванула в Латвию, где успела в жирные годы приобрести недвижимость. Свято верящая в свой статус суперзвезды, она была абсолютно уверена, что сейчас ее с руками начнут рвать не только латышские, но и европейские театры. Звезда же! «Девочка с глазами олененка», бесстрашная Зулейха. И режиссер нашелся, который пособил — Алвис Херманис, худрук Нового Рижского театра, в свое время много работал в Москве. Самая свежая его постановка — «Горбачев» в Театре Наций в 2020 году, где Хаматова играла Раису Максимовну. Трудно сказать, что двигало Херманисом — искреннее желание помочь или расчет на то, что российская суперзвезда обеспечит его театру аншлаги. Но аншлагов не случилось. Да и ролей — тоже. Нельзя же считать серьезной работой роль в постановке без слов «Земля глухонемых», которую Херманис сделал специально на Чулпан. Роль без слов, так как выучить латышский Чулпан не смогла, а на русском там играть просто не для кого. Не преуспела Хаматова ни в скромных антрепризах в Эстонии и Грузии. И вот тут невольно закрадывается вопрос: а была ли она по-настоящему талантлива? Или звездой ее сделал талант других — режиссеров Валерия Тодоровского, Владимира Хотиненко, Александра Прошкина, снимавших ее в своих фильмах, а в театре — Галины Волчек, Евгения Арье, того же Кирилла Серебренникова?

«Добро пожаловать в таксисты!»

Единственное, в чем Хаматова за эти два года действительно преуспела, так это в раздаче русофобских интервью. Когда вся эта вакханалия с «обличением России», обвинением нашей страны во всех смертных грехах только начиналась, в ответ на очередной вопрос про «плохую Россию» Хаматова с искренним недоумением воскликнула: «А что? Я теперь каждый раз должна Россию ругать?» И услышала спокойный ответ журналистки: «Конечно!» 

Так что придется, видимо, Хаматовой каждый раз пробивать все новое дно в своих высказываниях о России. Чтобы хоть так поддерживать к себе интерес.

А для «культурных убежантов» пример Хаматовой — это повод задуматься о том, как быстро эта участь постигнет их. Двери даже заштатных залов перед ними рано или поздно закроются, так как исчерпаются желающие смотреть на этих деградирующих «деятелей культуры». А ни Спилберг с Джорджем Лукасом, ни даже Гай Ричи не побегут зазывать их в свои проекты. Да и в театрах европейских ролей для них нет.

Жалко ли бывшим поклонникам Чулпан Хаматову? Судя по откликам в соцсетях , нисколько! «Кушайте, как грица, не обляпайтесь», «Только бы обратно эту хворь не принесло», «Сама во всем виновата», «Ну что, добро пожаловать в таксисты», «Пусть горя хапнет за свое предательство!», «А хочется, чтобы и в России у нее никогда не было будущего». Одним словом, доигралась Чулпаша!