Актерская профессия — удел не только молодых, но и тех, кто умудрен опытом и прожитыми годами. Многие артисты продолжают выходить на сцену в очень преклонном возрасте, не обращая внимания на такую условность, как пенсия; иногда они признаются, что именно любимая работа дает им стимул жить и творить. Например, французский драматург и актер XVIII века Мольер свою последнюю пьесу «Мнимый больной» написал, будучи уже серьезно больным, и успел четырежды в ней сыграть главную роль — но очередной спектакль пришлось прервать из-за его самочувствия; Мольер скончался спустя несколько часов.
Впрочем, самоотверженность не была исключением в актерской среде. Известно, что во время Великой Отечественной войны на фронт в составе 4 тыс. фронтовых агитбригад выезжали около 40 тыс. актеров, среди которых были звезды того времени — Леонид Утесов, Любовь Орлова, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский… Артисты таких бригад не раз попадали под удары фашистов; летом 1942 года в окружение под Харьковом попала 10-я концертно-фронтовая бригада от Центрального театра Красной армии — почти все её актеры погибли, к своим смогла выбраться только актриса Нина Сазонова, в 1977 году ставшая народной артисткой СССР.
Павел Свободин
Петербургский актер второй половины XIX века Павел Слободин не только выступал на сценах Александринского и Михайловского театров, но также был писателем, дружил с Чеховым. Скончался он в декабре 1892 года, на 42-м году жизни, прямо на сцене Михайловского театра — во время исполнения роли Оброшенова, главного героя в спектакле по пьесе Островского «Шутники». «Для меня было очевидно, что он скоро умрет; было очевидно и для него самого», — писал после его смерти Чехов и добавлял, что Свободин в последнее время ненавидел сцену. Но, видимо, отказаться от театра этот актер не мог.
Николай Хмелёв
Он принадлежал к так называемому «второму поколению» артистов МХАТа. В этом театре Хмелёв работал в 1920-е, затем создал собственную театр-студию, ставшую частью театра имени Ермоловой. Хмелёв был одним из первых обладателей звания народного артиста СССР, которое ему присвоили в 1937 году. Много лет Хмелев возглавлял театр имени Ермоловой, а в конце Великой Отечественной войны, после смерти Немировича-Данченко, стал и худруком МХАТа, позволив своей альма-матер пережить уход мэтра. Скончался Хмелев 1 ноября 1945 года во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» по пьесе А. Н. Толстого, в котором играл Ивана Грозного; ему было всего 45 лет.
Борис Добронравов
Этот актер тоже начинал в Художественном театре — с 1915 года играл в 1-й Студии МХТ, в 1918-м перешел в труппу МХАТа, на сцене которого и проработал всю жизнь. В 1937-м Добронравов, как и Хмелев, стал народным артистом СССР, много участвовал в эстрадных концертах, где читал отрывки из спектаклей и произведений Чехова, снимался в кино — в 1939-м сыграл главную роль в первой экранизации романа Шолохова «Поднятая целина». Скончался Добронравов в 1949 году, во время спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», где играл заглавную роль; по воспоминаниям коллег, тело Добронравова — прямо в образе царя — вынесли со сцены и положили на тот же диван, на котором четырьмя годами ранее лежал умерший Хмелев в гриме и облачении царя Ивана Грозного.
Андрей Миронов
Пожалуй, самая известная смерть не сцене советского времени. Миронов был очень популярен в СССР 60-80-х благодаря своим ролям в кино — он снимался у Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Марка Захарова и у других режиссеров. К тому же по Центральному телевидению регулярно показывали фильм-спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро»; в это постановке Театра сатиры Миронов два десятка лет играл роль Фигаро. В августе 1987 года театр привез этот спектакль в Ригу; 14 августа у Миронова прямо на сцене случилось кровоизлияние в мозг, и через два дня он скончался, так и не придя в сознание. Ему было всего 46 лет.
Владимир Самойлов
Характерный актер, которого зрители знали лишь по некоторым ролям из сотни сыгранных им — например, он исполнял роль Назара Думы в «Свадьбе в Малиновке» или фабриканта Клычкова в сериале «Тени исчезают в полдень». Самойлов сменил несколько театров по всему СССР, но больше всего проработал на сцене московского театра имени Маяковского, из которого в середине 1990-х перешел в театр имени Гоголя. Именно там он собирался сыграть заглавную роль в спектакле «Король Лир» по Шекспиру, но во время очередной репетиции скончался от сердечного приступа на 76-м году жизни.