Домой Культура и туризм Духовная пища для размышлений. Что происходит с пирамидой искусства

Духовная пища для размышлений. Что происходит с пирамидой искусства

62
0

«Искусство — непосред­ственная часть культуры, которая напрямую влияет на науку, экономику, оборону. Да на всё!»

Так считает пианист, композитор и педагог Даниил Крамер, который в преддверии нового учебного года получил премию «АиФ» «Национальная гордость России» в номинации «Воспитание искусством».

Никаких «или»!

Татьяна Уланова, aif.ru: Даниил Борисович, вы преподаёте в Институте современного искусства, Центральной музыкальной школе, просвещаете зрителей на концертах. А в глобальном смысле на кого должна быть возложена миссия воспитания искусством — на родителей, школу или учреждения допобразования?

Даниил Крамер: Нет тут никаких «или»! Воспитывают все: государ­ство, общество, школа, семья. И главное тут — отсутствие когнитивного диссонанса между тем, что детям говорят, и тем, что происходит. Именно когнитивный диссонанс (руками трёх предателей) разрушил СССР, когда поколение, привыкшее к равнодушию и вранью, не вышло защищать страну, а наблюдало, как её раздербанивают. Какое тогда было искусство? Правильно — «Ласковый май».

— Ну попса — не искусство!

— Отчего же? Она стоит в фундаменте пирамиды искусства. Как народное творчество и любой ширпотреб. Это то, что легко воспринимается большинством, воздействует на менталитет и основной интеллектуальный уровень массы, на её политическую, экономическую, социальную направленность. После распада СССР в фундаменте были блатные песни, которые какой-то идиот обозвал русским шансоном. Прямое следствие этого, с позволения сказать, искусства — например, экстремистское, запрещённое в России движение АУЕ*. Попавшие туда дети выросли с осознанием, что «тюрьма — мой дом», что «все на свете терпилы и лохи, а я фартовый».

Искусство — непосредственная часть культуры, напрямую влияющая на науку, экономику, оборону. Да на всё! Если мы говорим о воспитании искусством, я расширил бы это понятие до воспитания культурой. Потому в непростые времена Минкульт должен находиться среди силовых министерств, а не в последних рядах.

Спасти или загнать в тупик

— 1 сентября большинство детей придут в обычные школы, где нет нормальных уроков музыки, ИЗО…

— Передача уроков искусства допобразованию — больше, чем ошибка. Лаборатория МГУ провела исследование и выяснила, что дети из школ, где преподаётся театральное, музыкальное, танцевальное искусство, в разы лучше социализированы, в их среде в разы меньше криминала. У большинства не наблюдается клиповая болезнь (невозможность надолго сосредоточиться), а IQ намного выше. Роль искусства в воспитании детей многогранна и положительна. Если искусство положительно. И так же многогранна и разрушительна, если оно разрушительное.

Правильное преподавание культуры и языка, а также воспитание в человеке искренней веры (не уточняю, в какой религии) создаёт, на мой взгляд, главный маркер физического выживания нации — «свой — чужой», который со второй половины 1980-х у нас старательно разрушали, превращая чужих в своих.

Да, маркер «свой — чужой» может превратить нацию в гитлеровских нацистов. А может заставить крестьян встать на сторону Минина и Пожарского и биться насмерть против одной из двух лучших армий Европы того времени — польской. Воспитание культурой может спасти страну, а может загнать её в тупик.

— Простите, но всем ли поголовно нужно это воспитание? Если человек стал классным айтишником или лётчиком, может, необязательно ему понимать Губайдулину, Тарковского?

— А вы спросите у него, хочет ли он жить без музыки, живописи, качественного кино? Люди не всегда осознают нехватку витаминов C, D или B₁₂, но начинают хиреть. И только врач может тут помочь. Примерно так же с культурой.

Душа и тело едины. От того, чем мы кормим тело, оно больное или здоровое, толстое или тощее, подвижное или нет. А душе нужна пища духовная. Душа заставляет чувствовать и думать. Просто надо рассказывать детям, что происходит с душой, мозгом и чувствами, когда мы слушаем тюремную блатату, и почему душа становится не живой и сочувствующей, а равнодушной и даже мёртвой.

— Если просто слушать классическую музыку, можно воспитать самого себя?

— А для чего тогда учитель? Для того, чтобы маленький человек не изобретал велосипед. Цитата Люди не всегда осознают нехватку витаминов C, D или B₁₂, Но начинают хиреть. И только врач может тут помочь. Примерно так же с культурой.

— Ну вот, маленького не обучили. Он вырос…

— Человек так устроен, что может менять свои взгляды. Только ему нужно рассказывать, его надо убеждать. Для этого в том числе существуете вы — пресса, ТВ. Но сейчас во главу угла поставлены рейтинг, спрос и ширпотреб, потому что он коммерчески выгоден. Искусство — товар не самого широкого потребления. Тех, кто на вершине, всегда мало. А тех, кто у основания, — много. Важно, чтобы основание не слишком разрослось и вершина не опустилась.

— Что же делать?

— Страна начинается с учителя. Вот и надо начинать с полного изменения его статуса — и финансового, и статуса социальной защищённости.

Главное — семья

— А на ваших концертах были случаи воспитания искусством?

— «Мы познакомились на вашем концерте, у нас двое детей, одного назвали Даней» — подобных историй полно! А однажды в гримёрку зашёл парень и сказал: «Пока вы играли, мы с девушкой помирились и решили пожениться».

— И вы, музыкант с большой буквы, утверждаете, что искусство непознаваемо?

— В отличие от ремесла его нужно не познавать, а чувствовать. Вы хотите, чтобы мужчина вас любил, или хотите познать его на анатомическом столе, увидев, где печень и почки?

— После свадьбы ваша супруга Нелли стала водить вас к поэтам, на выставки. Помогла прочувствовать новые виды искусства?

— Она давала знания и впечатления, которых у меня не было. Мы действовали одновременно — она слушала мои концерты и училась понимать меня. А я учился понимать её. Ну так любая семья воспитывает. А школа должна вырастить тех, кто будет строить семью, где люди сумеют найти компромисс. Школа — важнейший элемент сохранения семьи. А главнее семьи в жизни нет ничего.

Главный вопрос

— В советское время учителя зарабатывали не такие уж большие деньги. Почему же они и дополнительно занимались, и домой учеников приглашали? И всё — бесплатно.

— Вы правы, деньги были не сума­сшедшие. Но мой отец-сурдопедагог всё равно мог вывезти семью с двумя детьми на курорт, купить новый холодильник, а маме — золотое колечко. Правда, он работал на две ставки, мама-врач — на полторы. Сегодня учитель должен бегать по трём работам, чтобы его детям было что есть. И вы думаете, он захочет позвать к себе школьников на чай, чтобы поговорить о литературе? Скажу одно: низкие зарплаты и пенсии гробят экономику государства, вынимая из внутреннего оборота денег огромное количество людей.

* Экстремистское движение, запрещенное в России.