Истребитель-бомбардировщик F-15E пускает ракету AGM-158B JASSM-ER, на базе которой создана LRASM.
NAVAIR (Командование военно-морских авиационных систем) в данное время работает над интеграцией противокорабельной ракеты большой дальности AGM-158C-1 LRASM на самолеты ВВС США F-15E Strike Eagle и F-15EX Eagle II, что предоставит им еще один инструмент для поражения надводных целей на море.Истребители ВВС США F-15E Strike Eagle и F-15EX Eagle II теперь будут вооружены ракетой AGM-158C-1 LRASM (Long Range Anti-Ship Missile), что позволит самолётам ВВС поражать надводные цели на море. Разработка была официально раскрыта командованием ВМС США NAVAIR (Naval Air Systems Command), которое работает над программой адаптации ПКР LRASM на истребители-бомбардировщики ВВС США.
NAVAIR объявила о своем намерении провести переговоры по контракту «и впоследствии заключить с компанией Lockheed Martin Corporation-Missiles Fire Control (LMMFC) контракт на поставку Cost Plus Fixed Fee (CPFF)», который будет включать «интеграцию и поддержку испытаний ракеты AGM-158 C-1 на платформе самолета F-15E/EX. Это требование также включает интеграцию интерфейса AGM-158C-1 UAI».
Противокорабельные возможности F-15
Хотя давно известно о том, что F-15E был способен использовать противокорабельную ракету AGM-84 Harpoon, но это оружие, похоже, уже не входит в арсенал, доступный для F-15E ВВС. Даже если бы оно было доступно, дальность действия этого оружия намного меньше, чем у LRASM следующего поколения, и старой ПКР AGM-84 Harpoon не хватает малой заметности.
Интеграция ПКР Harpoon была проведена на прототипе F-15E для экспортных клиентов, аналогично F-16. Двумя текущими пользователями AGM-84 и F-15 являются Саудовская Аравия, которая использует F-15SA и AGM-84L Harpoon Block II, и Южная Корея, которая использует F-15K и AGM-84H Standoff Land Attack Missile Expanded Response (SLAM-ER).
Самолет F-15E Strike Eagle загружается пятью ракетами JASSM на авиабазе Эглин, штат Флорида, 11 мая 2021 года в рамках проекта Strike Rodeo. Истребитель-бомбардировщик F-15E является одним из основных операторов AGM-158 JASSM ВВС США, что дает им возможность пуска крылатых ракет воздушного базирования для атаки наземных целей. F-15EX также летал с JASSM, поэтому интеграция LRASM, которая имеет тот же внешний форм-фактор, что и JASSM, имела бы смысл. Фактически, F-15E продемонстрировал свою способность нести пять ракет JASSM , в то же самое время как F-15EX способен нести только три ракеты .
Модели F-15E и F-15EX являются всепогодными многоцелевыми ударными истребителями, частью семейства самолетов серии McDonnell Douglas F-15. Будучи новейшим истребителем-бомбардировщиком на вооружении ВВС США, F-15EX был приобретен как дополнение к самолетам F-35A и замены устаревшего физически флота F-15C/D. Ожидается, что он будет выполнять задачи по обороне территории и противовоздушной обороне, а также служить платформой для оружия дальнего действия, такого как JASSM или LRASM.
Первые самолеты в настоящее время доставлены в испытательные эскадрильи ВВС США на авиабазе Эглин, Флорида, а также в Орегонскую ANG (ВВС Национальной гвардии). Кроме того, Флоридская, Калифорнийская и Луизианская ANG, в дополнение к 18-му авиакрылу на авиабазе Кадена , собираются заменить свои F-15C/D на F-15EX.
Истребитель-бомбардировщик F-15EX с ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-158 JASSM.
AGM-158C LRASM
AGM-158C LRASM — малозаметная противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, разработанная для самолётов ВВС и ВМС США Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA). Разработанная на базе планера КР AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile Extended Range), LRASM предназначена для создания более сложных возможностей автономного наведения, чем устаревшая противокорабельная ракета ВМС США Harpoon, которая находится на вооружении с 1977 года.Ракета имеет дальность полета более 200 морских миль (370 км), согласно заявлению официального представителя компании Lockheed Martin. Стартовый вес ракеты – 2 760 фунтов (1 250 кг). КВО ракеты – 9 футов 10 дюймов (3 м). БЧ ракеты – WDU-42/B осколочно-фугасная весом 1000 фунтов (453,6 кг).Если у старого ядерного «Томагавка» BGM-109A TLAM-N топливная система состоит из четырёх секций топливных баков общей ёмкостью 220 галлонов (около 660 кг горючего), что даёт ракете максимальную аэродинамическую дальность при полёте с крейсерской скоростью 880 км/ч на оптимальной высоте 6000 метров — 4300 км. Боевая дальность пуска (радиус действия) — 60% от этой величины, то есть 1500 миль (2400 км). У прототипа AGM-158A JASSM объём бака — 85 галлонов (около 250 кг).Современные американские КР оснащаются ТРДД Williams F415-WR-400/402, технологически он немного проще, чем старые ТРДД Williams F107-WR-400 40-летней давности, в целом характеристики двигателей почти не изменились, расход горючего остался прежним — 0,65-0,7 кг/кгс•ч. Из чего можно сделать вывод — реальная дальность полёта (аэродинамическая, до полного израсходования горючего) не менее 2 000 км.
Ракета была разработана с учетом возможности автоматического наведения на цель, используя бортовые системы наведения ракеты для отслеживания и наведения ПКР без подключения внешних систем целеуказания, таких как GPS-навигация, что позволяет осуществлять более точное наведение.
AGM-158C LRASM разрабатывается как для ВВС, так и для ВМС для возможности пуска с воздушного носителя Offensive Anti-Surface Warfare (OASuW), которая обеспечит гибкие, дальнобойные, передовые возможности противодействия наземным целям против высокоопасных морских целей. В настоящее время существует три варианта, которые составляют программу OASuW Increment 1, обозначенные как LRASM 1.0, LRASM 1.1 и LRASM C-3.
Вариант ракеты LRASM 1.0, который был представлен с ранней эксплуатационной готовностью в 2019 году, уже был интегрирован на бомбардировщики B-1B Lancer и истребители-бомбардировщики F/A-18E/F Super Hornet. Более свежий вариант LRASM 1.1 был представлен в прошлом году и в настоящее время проходит начальные лётные испытания и оценку технического состояния, согласно отчету директора по эксплуатационным испытаниям и оценке проекта.
AGM-158C-1 является основным вариантом ракеты, находящейся в производстве, в то время как улучшенная модификация C-3, обладающая значительно увеличенной дальностью полёта, пока находится в стадии разработки. Lockheed Martin недавно нарастила свои производственные возможности по ракетам JASSM и LRASM после того, как ракетный дефицит в арсенале ВВС и Авиации ВМС США стал очевидным.
F/A-18F Super Hornet запускает AGM-158C LRASM во время испытательного мероприятия в 2019 году.ПКР LRASM оснащена системой наведения, разработанной BAE Systems, которая объединяет устойчивые к помехам GPS и INS, инфракрасную головку самонаведения с автоматическим распознаванием цели, датчики RWR (приемник радиолокационного оповещения), пассивную систему ESM (меры электронной поддержки) и канал передачи данных.Многорежимная головка самонаведения позволяет боеприпасу поражать намеченную цель, даже если цель пытается вмешаться в работу систем наведения. Из-за дополнительной весовой нагрузки и объёма этих систем на борту ракеты дальность полета LRASM немного меньше, чем у JASSM-ER, и Lockheed Martin утверждает, что ракета может достигать дальности более 200 морских миль или 370 км.
Бортовое программное обеспечение ИИ использует все функции оружия для обнаружения целей, а несколько LRASM в полёте могут обмениваться информацией в процессе наведения на цель, чтобы сформировать рой высоко скрытных ракет. Помимо маломощных излучений в радиочастотном диапазоне для этих передач, LRASM не излучает никаких электромагнитных сигналов, что снижает её ЭПР, что добавляет конструкции с низкой ЭПР (эффективная площадь рассеивания) и низкой ИК (инфракрасной) сигнатурой.
Истребитель F-35 Lightning II проходит летные испытания 10 сентября 2024 года с целью сертификации варианта истребителя-носителя для перевозки противокорабельных ракет большой дальности AGM-158C (LRASM).Носителями ПКР LRASM в настоящее время являются только истребители F/A-18E/F Super Hornets и бомбардировщики B-1B Lancers, но ВМС в настоящее время интегрируют ракету также в P-8 MPA (морской патрульный самолет), и в будущем планируется оснастить им и F-35. Испытания на F-35C начались в сентябре 2024 года, при этом оружие размещалось снаружи на внешних узлах подвески, поскольку ракета габаритная и не может поместиться внутри отсеков вооружения.
Оружие разработано для возможного использования системой вертикального пуска Mk. 41 VLS (Vertical Launch System), которая установлена на надводных кораблях ВМС США. При пуске из УВП ракета оснащается модифицированным твердотопливным ракетным ускорителем Mk. 114, чтобы обеспечить старт и разгон до крейсерской скорости и дать возможность ракете достичь маршевой высоты полёта.
- Сергей Кетонов