Экономика 8 мая 2024 11:18 Алексей Мухин
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС По сложившейся традиции президент Владимир Путин после инаугурации поставил конкретные задачи перед формирующейся исполнительной вертикалью. Задачи были оформлены в пресловутые «майские указы»: пока подписан один, базовый, затем, как обычно, последует целая серия указов, с помощью которых президент традиционно определит направления развития страны на период своей новой каденции и на дальнейшую перспективу.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Глава государства предлагает образ будущего России, который в данный момент видит он и его команда.
Дополнительные акты будут носить, скорее всего, формирующий и уточняющий характер. В этой связи возникают, конечно, и другие вопросы. Например, выполнены ли предыдущие «майские указы» и насколько полно? Каким образом новое правительство будет концентрировать средства для исполнения уточненных и новых задач?
Отвечать на эти и другие вопросы президент начал загодя.
Он похвалил предыдущий состав правительства, но обозначил свое намерение улучшить его. Это значит, что ряд акторов со своими обязанностями не справились или справились, но не так эффективно, как хотелось бы президенту.
Встречаясь не так давно с руководством фракций Государственной Думы, Путин ориентировал их при утверждении нового состава исполнительной ветви власти не руководствоваться политической конъюнктурой, узконаправленными интересами, а исходить из базовых принципов эффективности и профессионализма, чем подтвердил догадки о том, что он оказался не очень доволен отдельными исполнителями.
Надо сказать, что прошлое правительство регулярно и очень подробно отчитывалось об исполнении национальных проектов, которые являются непосредственным выражением «майских указов». Судя по этим отчетам, ни один из проектов не был исполнен на 100%. Этому имелись объективные и субъективные причины.
Среди объективных причин — нарастающий вал санкций, разрывающий логистические цепочки, затрудняющий платежи и т.д. Среди субъективных причин частичного неисполнения нацпроектов — личные качества профильных министров и вице-премьеров.
Кстати, корпусу законодателей, как и в прошлый раз, было поручено разделить ответственность с правительством, продемонстрировать государственнический взгляд на процессы, так сказать. И здесь возникает еще один вопрос: а как в на практике проявится ответственность законодателей за не вполне удачное исполнение некоторых старых и новых нацпроектов?
Ответа на этот вопрос пока нет и над этим предстоит поработать.
В целом, новые поручения в Указе делятся на глобально-ценностные и конкретные утилитарные. Часть из них корректирует ранее принятые инициативы, часть — новые: президент уточнил, что предполагается 11 принципиально новых нацпроекта.
Этому тоже имеется логичное объяснение: меняются жизненные приоритеты населения, появляются новые потребности, которые государство обязано удовлетворять в соответствии с поправками в Конституцию, сделанными в 2020 г.
К примеру, указание увеличить темпы роста ВВП страны выше мировых и вывести экономику на 4-е место не позднее 2030 года, увеличить объемы научных знаний, чтобы попасть в первую десятку стран, обладающих исключительными объемами этих знаний — амбициозные глобальные задачи, исполнение которых, конечно, зависит и от того, как — быстро или медленно — будут развиваться в указанные периоды другие страны. А вот другое поручение — обеспечить рост доходов россиян трудового возраста и пенсионеров не ниже уровня инфляции, повысить МРОТ до 35 тыс. руб. — вполне конкретные и должны быть исполнены прежде всего. То есть придется в том числе перераспределять доходы отдельных социальных групп населения.
Увеличение инвестиций в основной капитал на 60% за десять лет, обеспечение роста капитализации фондового рынка не менее чем до 66% (до 2030 г.) — тоже задачи из разряда практических. Сугубо практическим является и указание направить дополнительные доходы бюджета на нацпроекты в приоритетном порядке.
Конкретика также выразилась в требовании обеспечить граждан РФ жилыми площадями не менее 33–38 квадратных метров на человека через 6–12 лет, повысив при этом доступность жилья на первичном рынке, то есть в новостройках.
Поставлены были и инновационные задачи вроде качественного увеличения плотности роботизации, доведения до 95% отечественного программного обеспечения в госкомпаниях, а также до 99% предоставления оцифрованных госуслуг на единой платформе. Речь также идет о создании единой цифровой платформы, которая поможет организовать сохранение здоровья граждан на протяжении всей жизни.
Не остался без внимания и феномен Искусственного Интеллекта, похоже, любимая тема технократически настроенных акторов из прежнего состава правительства. Возможно, именно им и будет поручена реализации перевода большей части процессов в государственном управлении, здравоохранении и образовании на ИИ. Для того, чтобы это все работало без сбоев, предписано охватить сначала 97% домохозяйств интернет-обеспечением, а затем и 99% (к 2036 году). При этом, конечно, было уделено внимание такой насущной проблеме как цифровые преступления и мошенничества, осуществляемые посредством интернет-коммуникации.
Борьбу с этими явлениями необходимо ставить на системную основу, используя позитивный опыт ряда инновационно настроенных финансовых структур.
Вообще создание различных цифровых платформ и ресурсов — для подбора кадров в госструктурах, выявления талантов среди детей и молодежи для их поддержки, продвижения традиционных культурных ценностей и веры в самореализацию в родной стране — стало отличительной особенностью по сравнению с предыдущими инициативами в «майских указах» и нацпроектах.
К области социальной заботы относятся указания по росту производства продуктов питания, продукции АПК за 6 лет на 25% по сравнению с показателями 2021 г. К гуманитарным инициативам относятся намерения снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза на период до 2030 г. и в 2 раза — к 2036-му, а также обеспечить рост ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет и до 81 года к указанным срокам соответственно. В дополнение предписано обеспечить долговременным уходом пенсионеров и инвалидов на постоянной основе.
Китайский успешный опыт борьбы с бедностью, видимо, вдохновил президента уточнить показатели для снижения в перспективе уровня неимущих в стране ниже 7% к 2030 г. и ниже 5% к 2036 г. Если этот показатель будет достигнут, то такая ситуация станет самым изящным ответом на незаконное и жесткое санкционное давление в адрес России.
Ответом на санкции являются и цели по увеличению объема экспорта несырьевых товаров на две трети за ближайшие 7 лет, по росту объема международных перевозок в полтора раза за тот же период, по авиационной подвижности населения — вполовину больше.
Связанными являются и предполагаемые стимулирующие меры по повышению рождаемости до трех и более детей в семье. В этой связи, в частности, согласно Указу президента, предстоит осуществить масштабный проект по капитальному ремонту детсадов в регионах.
Понятно, что необходимо будет постепенно отказываться от слишком частого предоставления гражданства мигрантам из Центральной Азии и подключения их к полному социальному пакету граждан РФ. Такая практика, к сожалению, имеет слишком много побочных последствий, а полученный негативный опыт уже выражается в росте социальной напряженности.
Направление средств на научные изыскания и исследования до 2% ВВП к 2030 году — давно назревшая задача, которую, к сожалению, не удается выполнить уже давно, хотя насущная необходимость обозначалась главой государства регулярно.
На этом фоне доведение доли туристических кластеров до 5% ВВП выглядит несколько странно, но логично, если учесть, что развитие внутреннего туризма — это ещё и источник поступления средств извне, от иностранных туристов. А с учетом схлопывания ряда туристических направлений из-за глобальной нестабильности, проблем с мигрантами и возрастающей небезопасностью передвижения в ряде стран, становится насущной необходимостью в сочетании с другой задачей — снижения разрывов бюджетной обеспеченности между регионами.
Связанным является и требование увеличить к концу президентской каденции долю федеральных трасс в, так сказать, нормативном состоянии до 85%.
Московский опыт сортировки мусора было предписано внедрить в регионах, доведя за 6 лет сортировку до 100%, при том, что захоронение отходов будет составлять только 50%. Предстоит также снизить уровень вредных выбросов в атмосферу вдвое за те же 6 лет.
Эти меры не только экологичны, но и значительно удешевляют некоторые промышленные процессы, позволяя наладить перепроизводство товаров из вторсырья.
Оказалось, что есть место и патриотическому воспитанию, которое будет поставлено на систематическую основу, что потребует концентрированных усилий в заданном направлении. Есть основания полагать, что эти усилия будут прилагаться людьми, которые прошли своеобразную «очистку» в зоне проведения СВО и получили прививку социальной нетерпимости к несправедливости, рутинизации и обюрокрачиванию процессов.
Основой этой системы станут традиционные ценности — тут Россия выступает своеобразным оплотом культурных и духовных основ, одновременно применяя не опошленные неолиберализмом демократические процедуры. Речь идет не только о выборах, которые вообще можно считать эталонными по сравнению с аналогичными процессами в «развитых демократиях», речь идет и о защите традиционных религий от проявлений радикализма и окончательного разрушения со стороны воинствующих атеистов.
Целью поставлено воспитание патриотизма в самых широких слоях населения.
Отдельно речь в Указе идет о повышении качества реабилитации бойцов СВО, их переобучения и трудоустройства. Такой системный подход должен сработать: в свое время отказ от такой социальной нагрузки привел советское и постсоветское общество к тому, что многие «афганцы» и «чеченцы» не смогли физически пережить возвращение к мирной жизни — эта человеческая трагедия еще жива в памяти, а на ошибках надо учиться, а не повторять их снова.
Наконец, президент уделил особое внимание творческому подходу при разработке планов по конкретному исполнению поставленных задач, а за ближайшие 2–3 года он предписал утвердить новые системы оплаты труда для бюджетников. Кстати, данная мера не была выполнена, несмотря на более ранние поручения главы государства и это требование прозвучало особенно зловеще для тех, кто его не смог исполнить.
Оценивая подписанный Указ в целом, становится очевидным, что президент продолжает реализацию проекта социального государства, которое закреплено в Конституции РФ нового образца — последовательно и настойчиво. И в этой настойчивости гражданскому обществу придется присоединиться к работе самым непосредственным образом, потому что указанные недоработки в нацпроектах — это общая ответственность.