Экономика 1 мар 2024 16:40 Борис Соловьев
Фото: Семен Лиходеев/ТАСС Институт исследований и экспертизы (ИИЭ) ВЭБ.РФ опубликовал обзор «Мировая экономика и рынки за период с 16 по 29 февраля 2024 г.», в котором отмечает рост российского ВВП в январе 2024 г. на 0,4% в месячном выражении и на 4,5% в годовом с учетом сезонной корректировки. При этом промышленное производство выросло еще большими темпами за счет подъема машиностроения.
В январе положительную динамику показали оптовая и розничная торговля, платные услуги, промышленное производство, грузо- и пассажирооборот. Вниз ВВП тянуло строительство, сельское хозяйство и общественное питание.
Как отмечается в докладе, розничные продажи в январе выросли в месячном выражении на 1,8% после двух месяцев снижения (-1,4% в декабре и −0,8% в ноябре). Подъем произошел за счет увеличения продаж в основном непродовольственных товаров.
Сектор услуг в первый месяц года прибавил 0,8% к предыдущему месяцу за счет коммунальных, жилищных и телекоммуникационных услуг.
После роста в ноябре на 3,5%, а в декабре на 2,3%, в январе 2024 г. строительный сектор сократился в месячном выражении сразу на 3%. Годовой показатель рухнул с декабрьских 8,7% до январских 3,9%. ИИЭ отмечает, что производство строительных материалов снижается уже четвертый месяц подряд (-2,6% к предыдущему месяцу), а ввод в строй жилых домов по итогам января также сократился.
Из позитивных данных отмечается рост промышленного производства в январе 2024 г. на 0,8% (после снижения на 0,3% в декабре) преимущественно за счет роста выпуска обрабатывающих отраслей. Производство электроэнергии, газа и воды показало рост на фоне холодной погоды в первой половине месяца. Добыча полезных ископаемых также немного выросла за счет природного газа. В годовом выражении прирост промпроизводства зафиксирован на уровне 4,6%.
Резкий взлет в месячном выражении продемонстрировало машиностроение: после снижения на 3,5% в декабре в первый месяц года показатель ушел в положительную зону и достиг 7%.
ИИЭ считает, что ужесточение денежно-кредитной политики Банка России проявится в дальнейшем, а пока портфель розничных кредитов в январе вырос на 27% в годовом выражении, а портфель корпоративных кредитов увеличился на 20,3%.
Наблюдается прогресс в ипотечном кредитовании: в январе после начала действия новых условий выдачи займов (увеличение суммы первоначального взноса, рост ставки, снижение лимита) наблюдалось заметное снижение спроса на льготную ипотеку — доля кредитов субсидируемой ставкой сократилась до 68% после 84% в декабре. Темпы роста ипотечного портфеля банков в январе не изменились относительно декабря, составив 34,5% по отношению к прошлому году.
После двух месяцев профицита, в конце февраля банковский сектор оказался в ситуации структурного дефицита ликвидности (50,5 млрд руб. на вчерашний день). ВЭБ считает, что переход от профицита к дефициту ликвидности связан с уплатой налогов в бюджет и, скорее всего, имеет технический характер. Уровень обязательств банков перед ЦБ пока сохраняется на минимальных уровнях с начала года, и существенно меньше (в 3,5 раза) объема требований банков к ЦБ.
Из значимых мировых макроэкономических новостей ВЭБ отмечает, что в январе практически прекратился трехмесячный рост реальных располагаемых доходов населения США. В тоже время потребительские расходы в реальном выражении сократились на 0,1% после четырехмесячного роста — в основном за счет покупок товаров. Норма сбережений стала расти. Рост индекса цен потребительских расходов ускорился до 0,3% м/м в основном за счет услуг.
Продолжается стагнация промышленности Еврозоны. В феврале Индекс деловой активности (PMI) Еврозоны снизился на 0,4 п.п. относительно показателя месяцем ранее до 46,2 п. При этом неожиданно вырос индекс сферы услуг — с 48,4 п. до 50 п.
Индекс деловой активности менее 50 пунктов говорит о снижении, а выше 50% — о росте соответствующего направления экономики.
ИИЭ отмечает, что спад в промышленности вызван сокращением объема новых заказов, включая заказы сырья, после задержек из-за проблем судоходства в Красном море. При этом рост производственных затрат и отпускных цен усилился до максимального уровня с мая 2023 года. Несмотря на это, деловой оптимизм улучшился на фоне ожиданий снижения стоимости жизни и процентных ставок в текущем году.
Примерно похожая ситуация наблюдается в Соединенном Королевстве и в Японии, где февральские индексы деловой активности составили, соответственно, 47,1 и 45,4 пунктов, а индексы услуг — 54,3 и 52,5 пунктов.
В США ситуация намного лучше: рост деловой активности в производственном секторе ускорился в феврале, существенно превысив ожидания. Увеличению производства способствовали улучшение погодных условий и снижение проблем с доставкой, повышение оптимизма на предстоящий год, а также рост спроса на фоне сокращения избыточных запасов со стороны покупателей. Однако в сфере услуг рост деловой активности стал замедляться, не оправдав ожидания рынка, — рост новых заказов оказался самым медленным за три месяца. PMI обрабатывающей промышленности США в феврале вырос до 51,5 п. с январских 50,7 п., а в сфере услуг снизился до 51,3 п. с 52,5 п месяцем ранее. Для сравнения, PMI обрабатывающей промышленности Индии в феврале составил 56,7 п., а в сфере услуг — 62 п.