14 марта 2024 года в прокат выходит фильм «Позывной „Пассажир“», снятый по роману Александра Проханова «Убийство городов». Это рассказ о событиях, происходивших на юго-востоке Украины в 2015 году. Режиссером и сценаристом выступил Илья Казанков. Главную роль сыграл Антон Шагин. В интервью aif.ru актер рассказал, как проходили съемки военной драмы.
«Никого не разочаровать и не подвести»
Главный герой картины — молодой писатель Николай Рябинин — живет в столице, проводит вечера в модных заведениях и не особо интересуется политической повесткой. Не интересуется до тех пор, пока не узнает от родителей, что его брат, с которым он давно рассорился, пропал без вести в Донбассе. Николай отправляется на поиски, не подозревая, что эта миссия навсегда изменит его жизнь.
Мария Март, aif.ru: — Антон, это правда, что в фильме «Позывной „Пассажир“» на главную роль писателя Николая Рябинина вас утвердили без проб?
Антон Шагин: — Да, и я очень благодарен за это. Поэтому моей задачей на протяжении всех съемок была простая линия — никого не подвести, никого не разочаровать. Прежде всего — тех людей, которые в меня поверили, которые увидели во мне этого персонажа.
— А вы сами сразу его в себе увидели? Поняли, прочувствовали?
— Я думаю, да. Еще в самом начале работы режиссер Илья Казанков в каком-то смысле отдал мне на откуп этого персонажа. При том, что он — режиссер, он полностью видит фильм, представляет его себе, в целом понимает задачу. Более того, он написал этот блестящий сценарий. Но Илья мне сказал: «Ты чувствуешь его лучше меня, понимаешь лучше меня». Я, честно, был удивлен, когда он это произнес. И ни в коем случае этим не пользовался, а вносил и предлагал только те нюансы, те решения, которые работали на основу фильма, которые, как мне казалось, дополняли, делали масштабнее и шире эту роль и фильм в целом.
— То есть режиссер охотно соглашался на ваши предложения и, возможно, даже импровизации?
— Да, Илья — удивительный режиссер в том смысле, что за свои придумки, за свои идеи не цепляется железобетонно. Он в меру диктатор, в меру импровизатор. Илья любит артистов, идет от артистов. Это слышащий, думающий, удивительно фантазийный, большой режиссер. И абсолютный уникум: он сначала проверяет все сам и только потом допускает артиста. Я такого никогда не видел, это какой-то отдельный опыт, с которым я впервые столкнулся. Он и в воду с обрыва прыгал, и в грязь падал, и в пыли валялся… Только большой режиссер и большой человек может влезть в шкуру другого и почувствовать для начала на себе, каково будет впоследствии его артисту. У Ильи невероятное качество — он вообще себя не жалеет. И как потом ты, артист, можешь себя жалеть, когда режиссер, который вообще за кадром, себя не жалеет? Это круто! Это высший пилотаж и невероятный профессионализм, на мой взгляд. Это редкость, в конце концов. Я счастлив, что судьба свела меня с Ильей, что я с ним познакомился.
«Я отказывался от каскадеров»
— Съемки проходили не в самых простых условиях. Как с этим справлялись?
— Это действительно была непростая работа. Настоящая пахота! Но я знал, на что иду. Более того, я убежден, что актерам не может быть комфортно ни на съемках, ни на театральной площадке. Если возникает удобство, значит, уходит какая-то настоящая жизнь. Ведь и в жизни нам не всегда комфортно, не всегда удобно, не всегда так, как хотелось бы. Но так как кино — это сжатое время существования героя, то чем ему сложнее, тем, на мой взгляд, лучше. Поэтому я отказывался от каскадеров, все трюки пытался делать самостоятельно для того, чтобы все было по-настоящему, без халтуры. И думал в такие моменты даже не о себе, а о настоящих бойцах, которые там, на передовой. От этого не становилось легче, но приходило понимание, что это не мне, не нам всем, не съемочной группе, а им по-настоящему сложно, тяжко и страшно, но они, несмотря ни на что, остаются там и защищают нашу Родину.
— К тому же, наверное, чувство плеча товарища сильно помогает справиться со всеми трудностями?
— Конечно! Потому что любое кино — коллективное дело. И даже те, кто не в кадре, все равно соучастники творческого процесса. Это все очень важно, все взаимосвязано и необходимо. У нас была замечательная группа, все — абсолютные профессионалы, все — единомышленники. И все, несмотря на усталость, выполняли, тянули, шли к нашей творческой победе до конца. И я всем благодарен за это.