У народной артистки РСФСР Ларисы Голубкиной в этом году творческий юбилей – 60 лет назад, в 1964 году, она влилась в труппу Центрального академического театра Советской армии (ныне Российской армии), где 84-летняя актриса служит по сей день. На встрече «Мастер-клуба» друзей театра Лариса Ивановна рассказала об Эльдаре Рязанове и своём муже Андрее Миронове, о юности, отношениях с дочерью и умении всегда выглядеть элегантно.
О «Гусарской балладе» и образе Шурочки
Меня часто спрашивают, какая я женщина. К сожалению, могу только сказать, какой я могла бы быть. Могла бы быть симпатичной бабёнкой (улыбается). Общительной, весёлой, необидчивой. Но… Я не успела повзрослеть, а уже снялась в фильме («Гусарская баллада» вышла на экраны в 1962-м. – Ред.). Вот только что училась в школе, и вдруг представьте: в нашем доме с первого по восьмой этаж стоит очередь за автографами. Понимаете, как ошарашила меня слава? И хорошо, что у меня от этого не закружилась голова.
Я очень удивлялась, почему именно меня Эльдар Рязанов утвердил на эту роль. Что я такого интересного из себя представляла тогда? А ничего интересного, вероятнее всего, не было. Просто у меня затянулось превращение в женщину… Я тогда была девицей, которая полностью соответствовала образу Шурочки Азаровой. Много хороших актрис пробовалось на эту роль, и пробовалось хорошо. Но в них была видна женственность. А в девичестве не только формы другие – взгляд на жизнь иной, поведение, реакция…
Да и режиссёр уже, видимо, обалдел от многочисленных кинопроб. И когда я пришла, сказал: «Господи! Пришёл гусар. Вот она нам и нужна!»
О жизни с Мироновым
Как жить с таким талантливым человеком, как Андрюша? С одной стороны, это гениальный артист. А с другой – нормальный человек, живущий по каким-то своим законам. У меня хранится коробка писем Марии Владимировны и Александра Семёновича (Миронова и Менакер, родители артиста. – Ред.) к Андрюше. Он с детства жил с двумя няньками вместо родителей – повариха и просто няня, которая говорила на старорусском языке. И он, маленький, разговаривал точно так же.
Андрюша несколько раз делал мне предложение. Я отказывала. Ему тогда было 22 года, мне – 23… Он ещё не был тем Андреем Мироновым, от которого сходила с ума страна. Работал в Театре сатиры. Великолепно играл в «Проделках Скапена», да много где играл… Он даже как-то спросил: «Почему все хотят, а ты не хочешь?» Я ответила: «Ну вот на всех и женись».
Он мне безумно нравился. Весёлый, смешной, анекдоты рассказывал. На бульваре, где сейчас памятник Высоцкому, стояла лавочка. На этой лавочке мы и собирались. Играли на гитаре, пели, а Андрюша помалкивал. Набирал силу…
Конечно, я подпадала под его обаяние. Но, наверное, я боялась Марии Владимировны и Александра Семёновича… У них такая патологическая чистота была в доме! И Андрюша такой был. В его однокомнатной квартире в Волковом переулке всё было продумано и царила абсолютная чистота.
У меня тоже была квартира – на Мичуринском проспекте, в доме Академии наук. И вот мы показывали друг другу, какое у кого жильё. Прихожу к нему в гости. Открывается дверь, стоит Андрюша в стёганом халате и в тапках. Я говорю: «Здрасте-приехали. Я в гости пришла, а ты в халате. Как так?» Он так шутливо: «Проходи». Отвечаю: «Пойду погуляю вокруг дома и приду, когда ты переоденешься». Когда я вернулась, на пороге стоял Миронов в смокинге и с бабочкой.
О слухах про романы Андрюши я особенно не задумывалась. Мы же тринадцать лет всего прожили. Он быстро умер… Неизвестно, чем бы всё кончилось, может, мы и развелись бы потом. Помню, я как-то спросила: «Андрюша, а зачем тебе вот прям жениться?» Он отвечает: «Очень удобно. Не надо бежать на сторону». Поди разбери, где здесь ложь, а где намёк.
О терпении
Оно очень важно. У меня терпение было патологическим. До сих пор уверена: женщина должна давать мужчине карт-бланш и возможность почувствовать себя мужчиной. А творческая конкуренция в паре – вещь безумно тяжёлая… Но я всё вовремя осознала. И даже звание народной артистки отказалась получить до того, как Андрюша его получит. А ещё я поняла: женщиной быть очень хорошо. Главное – не терять при этом внутренний стержень.
О дочери Марии
Машу я и любила, и хвалила. И сейчас и люблю, и хвалю. А ещё я научилась плакать… Когда умер Андрей, я совершенно перестала плакать. А людям нужно было, чтобы я плакала. Заглядывали в глаза, говорили: «Она, наверное, просто не любила, поэтому и не плачет». Знаете, как долго мне надо было оттаивать… Ждать, пока Маша вырастет во взрослого, интересного человека. Она пришла в наш театр без моей помощи, я вообще последней узнала об этом. А недавно я тайно пришла на её спектакль. И кто плакал на её потрясающем монологе в спектакле «Капитанская дочка»? Мама!
О внуках
Ванечке (Иван и Анастасия рождены в браке Марии Голубкиной с Николаем Фоменко. – Ред.) уже 21 год. Он сценарист, режиссёр, пишет песни, стихи. А Настя у нас будет врачом.
Признаюсь: они не могут сказать, что бабушка их кормила, поила. Но когда они появлялись у меня, всё время просили, чтобы я делала блинчики с мясом. И я делала…
Не хочу их ничему учить, они сами всему научатся. Помню, как на выпускном ко мне подошла наша учительница Софья Николаевна, бывшая актриса. Спросила: «Кем ты хочешь стать, Лариса?» А я поступала в университет на биофак. Ходила два года на подготовительные курсы, занималась. Она мне сказала: «Ни в коем случае! Ты должна быть актрисой». А это была мечта, о которой я никому не говорила. Я удивилась: «Как?» Она в ответ: «Очень просто. Идёшь в любой театральный институт, покажешься – и тебя возьмут». И я, 17-летняя девочка, спела на вступительных какую-то песенку. И декан сказал: «Приноси документы».
О «факире на час»
Как выглядеть хорошо? Всё очень просто: купи красивый браслет и элегантно сядь. Это моя защита и в чём-то даже моя хитрость. Знаете, как я сама себя называю? Факир на час. Но при этом я неуязвима. Мне могут говорить: «Ты красивая, ты некрасивая» – не реагирую на это.
Единственное, что меня поражает в этой жизни, – её быстротечность. И ощущаешь это в таком возрасте, как у меня, потому что в 20, 30, 40, 50, 60 лет это неважно… Ты носишься повсюду, и вроде всё в порядке. Так что будьте бдительны – жизнь быстротечна!
О новом спектакле «Гусарская баллада»
В сентябре Театр Армии откроет новый сезон музыкальной героической комедией «Гусарская баллада». А одна из самых известных исполнительниц этой роли — безусловно, Лариса Ивановна.
— Я впервые увидела спектакль в 1961 году, Шурочку Азарову играла Людмила Фетисова. Это было потрясение, я просто прилипла к стулу. В пьесе есть ключевой монолог:
А если очи зорки, руки верны
В прицеле и не слабы стремена?
А если всe: ум, сердце, силы, нервы —
Приказа просят?.. За тебя, страна,
Мать-Родина, отдать всe без остатка".
Это — главная тема, во имя чего нужно делать этот спектакль. Он не просто музыкальный, он героический. Сейчас важно, как мы произнесём каждое слово. Я хочу, чтобы спектакль был невиданной красоты, потрясающе красивым. У него такой правильный тон — изящный, утонченный. Вижу костюмы, и мне уже хочется плакать от счастья. Я нахожусь в таком восторге, вижу лица молодых девочек и мальчиков. На моих глазах происходит возрождение театра.