Вы никогда не задумывались о том, что подавляющее большинство тех, кто много рассуждает о войне, о солдатской жизни на войне, о новом вооружении и прочих вещах, связанных с военной службой, мало представляют реалии войны? Более того, в зависимости от личных предпочтений, а именно от этого зависит выбор авторов, которых «потребляют» люди, люди формируют свое отношение к войне, к солдатам, к командирам…
Писать об этом, право слово, не хотел. Перевоспитывать взрослых грамотных людей незачем. Горбатого, как говорится… Но случилось так, что недавно я получил сообщение от одного из коллег, в котором звучала обида на читателей, обида за себя, за то, что такие люди сегодня продолжают жить рядом с нами. Они знают всё и обо всем. Им всегда плохо. Точнее, всё, что делается у нас, плохо.Я давно живу, кое-что видел в этой жизни и уже «покрылся броней», взять меня «на нерву» сложно. Тем более тем, кого я считаю «пеной», которая исчезнет сразу после нашей победы. Точнее, мимикрирует, превратится в главных «творцов победы». А вот ребят, которые сегодня делают всё, что могут, для этой самой победы, в том числе и коллег-патриотов, в обиду не дам.
Пора поговорить о тех, кто реально что-то делает для победы, и тех, кто делает на теме войны имя и (или) деньги. То есть о нас с вами.
Кто идет на войну, а кто…
Люди делятся на тех, кто любит свою страну, и тех, кто живет в этой стране. И на передовой, и в тылу. Так было всегда. Когда Русь, Россия, СССР, РФ воевала, всегда было именно такое деление. Придумали даже «отмазку» для приживал — принципиальные сторонники мира, пацифисты. «Не пойду воевать, я пацифист…» А вот критиковать власти буду, потому что свобода.
Знаете, открою один секрет, который знают ребята на ЛБС, но о котором мало знают в тылу. Мужчины, по-другому я их называть не могу, приходят на фронт, и вдруг выясняется, что они почти ничего не знают о современной войне! Они приходят воевать так, как показывают в кино, как их когда-то учили в «мирной» армии.
Иногда даже не представляя, к примеру, что такое дроны и как можно с ними бороться. Про первую медицинскую помощь я и писать не буду. Если сейчас спросить у читателей о том, как накладывать жгут, половина не сможет ответить, а если спросить, кто когда-нибудь это делал практически, то и из второй половины останутся единицы.
Примерно так же происходит и в среде журналистов. Приходит талантливый журналист и начинает работать с темой войны. При этом война для него — это череда побед, это новейшая техника и вооружение, это постоянное обучение бойцов, это небо, заполненное нашими самолетами и вертолетами, это артиллерия, которая мгновенно готова помочь любому солдату подавить сопротивление противника…
Журналист, как и солдат на передке, ещё не знает, что «контракт» с войной заключается в большинстве случаев навсегда. Он бессрочен. «Контракт» будет автоматически, даже без участия начальства, продлеваться в душе. И будет солдат возвращаться к товарищам после госпиталей, а журналист к теме войны постоянно…
Предвижу комментарии вроде «загнул автор, как всегда». Как можно не знать реалии войны сегодня, когда об этом вещает каждый «утюг»? Увы, можно. Выше я писал о том, как формируется отношение к войне у простого читателя. Сейчас же напомню вам о мальчишках-диверсантах «за три копейки», которые проводят поджоги и диверсии на ж/д перегонах. «Не думали, что это так опасно. Нам сказали…».
И вот тут-то, когда человек, солдат «на любом фронте», сталкивается с реалиями войны, происходит ломка сознания. Как же так, мы идем «парадным шагом» по освобожденным городам и поселкам, у нас же есть такие системы, а тут… Бойцы убивают противника ножами, по несколько суток выбираются к своим, сражаются неделями в окружении. Кто-то, таких, слава богу, мало, ломается, «меня обманули, когда я шел на контракт», а большинство закаляется, становится булатной сталью…
И вот тут-то и рождается защитник Родины. Не солдат, участвующий в войне, а именно защитник Родины. И военный журналист рождается. Честный, иногда даже злой, но автор материалов о войне. И пишет он не о том, что нравится читать, лежа на диване, а о том, что вполне обыденно, очевидно на войне, но невдомек «широкой публике».
Например, о выборе, который рано или поздно бывает у любого бойца. Отступить или держаться до конца, спастись самому или попытаться вынести с поля боя раненого товарища при минимальных шансах. Сколько раз мы писали о таком вот выборе, о классическом суворовском «сам погибай, а товарища выручай»…
Кто-то скрывает «солдатскую» правду о войне? Нет! Журналисты пишут, журналисты снимают интервью, да и сами бойцы и командиры выкладывают много материалов в сеть. Так что для тех, кто хочет знать много, путей много. Другое дело, что лишь некоторые имеют военное образование такого уровня, чтобы понимать не только тактические, но и стратегические задачи, выполняемые нашими войсками. Такие материалы часто сложны для понимания обычного цивильного человека.
Кстати, иногда читаю мерзкие комментарии, касающиеся наших бойцов. Вроде не желающих воевать горожан, особенно московских и питерских, и контрактниках «из деревни», которые едут на фронт от безнадеги. Вы, мразота, скажите это любому из Барсов. Или семье вице-губернатора Приморья, которого вчера похоронили, скажите… У него-то точно была «безнадега», да такая, что Героя России получил посмертно.
Я прекрасно понимаю тех, кто сегодня «плачет» о судьбе солдат, но сам почему-то не желает улучшить эту судьбу. Самому пойти туда, под пули и дроны, чтобы кому-то стало легче. Не так сложно это понять. Ведь эти люди, на самом деле, в отличие от тех, кто воюет на разных фронтах, включая информационный, знают и понимают реалии войны. Они, в отличие от того гражданского журналиста или нового контрактника-солдата, прекрасно изучили быт войны по тем самым материалам в СМИ и в интернете.
Ну не гламурненько там. Смердит кровью и, извините за реализм, дерьмом, перемешанными с запахом крови. Стреляют там, причем даже в тылу. Жизнь — копейка. Иногда беспомощность перед врагом. Скотство. Грязь, холод, голод… Много такого, что с точки зрения обычного человека выглядит жутко. И умненькие и грамотные не идут в военкомат, не хотят писать о войне… Благо в такой стране, как наша, путей самореализации много.
И последнее. Очень много тех, кто считает, что война, опять же в любых проявлениях, дело прибыльное. Действительно, среди тех, кто пошел воевать, есть те, для кого выплаты за участие в БД действительно являются решением житейских проблем. И это нормально. Ситуаций, когда вроде и нет выхода, много. Но через совсем небольшое время нахождения на ЛБС, выплаты превращаются во что-то второстепенное, само собой разумеющееся, но нужное только «на гражданке». Это относится ко всем бойцам.
Не выводы, просто жизненное наблюдение
Наше общество все больше и больше напоминает слоеный пирог. Слой гламурненьких из «элиты» общества. Слой умненьких, которые предпочитают сладко есть и мягко спать вместо грязи и крови окопов. Слой «обманутых и оболваненных пропагандой», которые сейчас дерутся с врагами России. Слой пофигистов, для которых всё всегда пофиг, в том числе и судьба страны. Много можно слоев вспомнить.
«Обманутых и оболваненных пропагандой» пока не слишком толстый. Но растет помаленьку. С каждым поселком, с каждой деревенькой освобожденной растет. Именно растет. За счет тех новых контрактников растет. За счет новых журналистов растет. За счет новых волонтеров растет. И скоро достигнет такого уровня, я надеюсь, что станет главным, держащим всю конструкцию, стержнем России.
Вот так война смывает с человека всё то дерьмо, которое прилепилось в довоенной жизни. Независимо от профессии, места жительства, национальности, вероисповедания и прочих вещей. И наоборот, вскрывает мерзость души, шкурность мыслей и всё то, что так тщательно скрывает человек в обычной жизни.
Просто надо оставаться самим собой. Быть, а не казаться. Это сложно, иногда даже больно, больно до смерти. Если ты, конечно, человек, если ты журналист, если ты воин, если ты мужчина. Или настоящая женщина, как ты, медсестра, за жизнь которой сейчас борются врачи и которая, не задумываясь, прикрыла своим телом раненого бойца несколько дней назад…
- Александр Ставер