Домой Культура и туризм «Карнавальная ночь» — план спасения Нового года. Почему фильм стал каноном?

«Карнавальная ночь» — план спасения Нового года. Почему фильм стал каноном?

35
0

Режиссёра Эльдара Рязанова можно смело назвать самым новогодним режиссёром нашей страны, которому удалось создать фильм, железно ассоциирующийся с главным праздником.

Да ещё и не один. Вообще-то и однократное попадание в новогоднее «яблочко» — большая удача, гарантия того, что ты уже обессмертил своё имя. А снять такие фильмы дважды — это что-то из ряда вон выходящее. Конечно, первое, что приходит в голову, это хит «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Но не будем забывать и о фильме «Карнавальная ночь», который заслуживает статуса «хит» ничуть не меньше.

А, если подумать, как бы и не больше. Конечно, термин «трендсеттер» противен уху и сердцу, но тут уж ничего не попишешь. Потому что Эльдар Александрович, снявший свою «Карнавальную ночь», соответствует этому термину на все сто процентов. Именно он стал человеком, определившим и установившим канон встречи Нового года. То есть создал тренд, которого мы придерживаемся вот уже более шести десятков лет.

Бремя первых

Дело в том, что новогодних фильмов как таковых у нас до «Карнавальной ночи» попросту не было, если не считать экранизацию рассказа Аркадия Гайдара «Чук и Гек», снятую в 1953 году. Да, Новый год и его встреча — важный сюжет и рассказа, и фильма. Но и у Гайдара, и у режиссёра Ивана Лукинского, вовсе не праздник является главным героем. Не вокруг Нового года разворачиваются события, не его встреча — двигатель всей истории.

А у Рязанова во главе угла стоит как раз праздник и подготовка к нему — собственно, это ведь и есть событийная сторона картины. Подобных фильмов, повторю, у нас попросту не существовало, о чём говорил редактор студии «Мосфильм» Никита Орлов ещё в 1955 году, когда обсуждалось, нужно ли вообще снимать такое кино: «Сценарий комедии „Карнавальная ночь“ — очень необычный, революционный для нашего кинематографа. Такой вид комедии не был представлен в нашем искусстве самостоятельно, а присутствовал в качестве отдельных элементов в некоторых картинах… Сценарий необходимо запускать в производство и дорабатывать его в процессе создания картины».

«В процессе создания» дорабатывалось многое — не только сценарий. Если совсем честно, то значительный вклад в успех фильма внёс один из патриархов отечественного кинематографа, лауреат шести (!) Сталинских премий, режиссёр Иван Пырьев. Часто вспоминают, что именно он спас картину, которую некоторые меднолобые деятели окрестили на художественном совете «чудовищной пошлостью и кривлянием». Да, спас, всё верно. Но спасал он не только молодого Рязанова, который до того был документалистом, и для него «Карнавальная ночь» стала первым самостоятельным художественным фильмом. Пырьев спасал ещё и себя.

Дело в том, что Иван Александрович может считаться как бы закулисным, но при этом полноправным соавтором Рязанова. Для начала, Пырьев властно вмешался в кастинг и забраковал кандидатуры на роль главных героев картины. В роли Лены Крыловой Рязанов видел Ирину Скобцеву — красавицу античного типа, а в роли директора Дома культуры, ограниченного ханжи и бюрократа Серафима Огурцова — актёра Театра Советской Армии Петра Константинова. Пырьев настоял, что этих героев должны сыграть малоизвестная, совсем молоденькая Людмила Гурченко и суперзвезда советского кино Игорь Ильинский.

Шампанское, салат, юмор и эстрада

Но бьющий точно в цель кастинг — это ещё не всё. Многие замечали, что киноязык всех других фильмов Эльдара Рязанова сильно отличается от его дебюта, который чем-то неуловимо напоминал фильм «Кубанские казаки». Да, всё верно. К «Карнавальной ночи» приложил руку создатель «Кубанских казаков», которым, собственно, и был Пырьев. Отсюда — бьющие в глаза блеск и роскошь, прежде всего, кулинарно-застольные. Обратите внимание, как для встречи Нового года в ДК расставлены столики, и что на них присутствует. Это — канон, восходящий к «Книге о вкусной и здоровой пище» где цветные, предельно заретушированные фотографии, демонстрировали рекомендуемое убранство праздничного стола советского человека. Но именно Пырьев задал конкретный новогодний канон. Шампанское, а также водка или коньяк — обязательно. Вина — опционально. Лимонад тоже обязателен, как и свежие фрукты с преобладанием мандаринов. Красная икра и рыбная нарезка — безусловно. И, главное — салат «Столичный», который похож на салат «Оливье» до степени смешения.

А вот всё остальное — это уже Рязанов, успевший слегка набить руку на съёмках картины «Весенние голоса», созданного им совместно с режиссёром Сергеем Гуровым. Это был первый советский фильм-ревю, то есть череда эстрадных номеров, объединённых сквозным сюжетом и заканчивающаяся грандиозным балом. Ничего не напоминает? Вот то-то же. Правда, в «Карнавальной ночи» темп смены номеров поистине ураганный, и все они разнообразны — фокусы, юмористические скетчи, джаз, акробатические танцы, немного классики, романс… Этот вихрь затягивает и не отпускает до самого финала, когда Людмила Гурченко исполняет главный новогодний хит, песню «Пять минут».

Всё вместе и давало праздничное, весёлое, волшебное, искрящееся настроение — то самое, которое мы называем «новогодним». Неудивительно, что фильм «Карнавальная ночь» только в уходящем 1956 году успело посмотреть почти 50 млн человек — премьера состоялась 29 декабря. А то, что было потом, окончательно закрепило в нашем сознании канон встречи Нового года. Именно «Карнавальную ночь» взяли в качестве образца создатели телевизионных новогодних «Голубых огоньков». Все эти программы, выходящие с 1962 года, строились по образу и подобию шедевра Рязанова и Пырьева, прочно войдя в наш культурный код.