Домой Культура и туризм Киллер для Бернеса. Роли милиционеров делали из актеров героев и жертв

Киллер для Бернеса. Роли милиционеров делали из актеров героев и жертв

240
0

35 лет назад, в 1989 году, зрители увидели последнюю серию телефильма «Следствие ведут знатоки», который выходил на советском ТВ почти 20 лет — с 1971 года. В наши дни этот сериал часто повторяют. И обязательно покажут 2 мая — так как в этот день юбилей отмечает артист Леонид Каневский. Майор Томин из того легендарного трио — Павел Знаменский, Александр Томин, Зинаида Кибрит. Которые вместе и были — ЗнаТоКи.

«Майор Томин» (а «карьера Каневского в «Знатоках» начиналась со звания капитана) и сейчас в строю — Леонид Семенович ведет телепрограмму «Следствие вели…», много ездит с гастролями. И теперь уже мало кто помнит, что в начале своей артистической карьеры Каневский играл преимущественно отрицательных героев — режиссеры были уверены, что его внешность подходит для этого идеально. Но «Знатоки» радикально поменяли его амплуа.

Сериал появился благодаря инициативе сверху — министр МВД Николай Щёлоков в кино видел не только развлечение, но и отличное средство пропаганды. Умело снятый фильм мог «очеловечить» образ советского милиционера. До него попытку улучшить имидж советского блюстителя закона уже предпринимали в 50-х. Так, в фильме «Дело № 306» роль милиционера доверили Марку Бернесу, которого зрители боготворили. Вот только сам Бернес чуть не стал жертвой воровского мира. К счастью, у других актеров, игравших в советском кинематографе роли следователей, судьбы сложились успешнее.

О преступлении сообщила Русланова

Но начнем с Бернеса и истории о том, как криминальные авторитеты «заказали» известного и всенародно любимого актера. На спасение Бернеса тогда были брошены лучшие силы МВД, а само расследование было «на карандаше» у главы СССР Никиты Хрущева.

О том, что на актера объявлена «охота», правоохранительным органам в ноябре 1958 года сообщила певица Лидия Русланова. Вернее, сообщил анонимный доброжелатель — в органы пришло письмо без подписи, напечатанное на машинке. Но на бумаге остались отпечатки пальцев, которые нашлись в картотеке. «Пальчики» принадлежали Лидии Руслановой. Та не стала отрицать авторство. Призналась, что узнала важную информацию случайно, при этом источники были надежными — из недр воровского мира. С этим миром она оказалась связана не по своей воле.

После Великой Отечественной Лидию Русланову, которую знала вся страна, и которая во время войны постоянно выступала с концертами на передовой, обвинили в антисоветской пропаганде и упекли в лагерь. Русланова пострадала из-за мужа, генерала Владимира Крюкова, соратника Георгия Жукова. Против Жукова велись интриги из-за его возросшего влияния. Сам Георгий Константинович тогда отделался переводом на менее значимую дожность. С его соратниками поступили жестче. Чудовищную несправедливость в свой адрес Русланова восприняла с достоинством. В исправительно-трудовом лагере певица провела 10 лет и не «сломалась», за что ее уважали по обе стороны — и следователи, и «сидельцы».

Одним из первых мест заключения был знаменитый Владимирский централ, где певица подружилась с сокамерницей Валентиной Назаровой, затем судьба разбросала их по разным этапам. А в 1958 году Назарова, которая уже была на свободе и состояла в близких отношениях с одним из криминальных авторитетов, разыскала Русланову и рассказала, что готовится убийство Бернеса. Исполнителем назначен недавно освободившийся уголовник-рецидивист.

Следственные органы отнеслись к сведениям серьезно, о готовящемся покушении был поставлен в известность даже глава страны Никита Хрущев. Последний заявил, что если Бернеса убьют, то в МВД полетят головы на самом высоком уровне.

За что актера не взлюбили «авторитеты»

Следователи пытались понять мотив заказчиков убийства. Выяснилось, что во всем виновато… кино. До войны Марк Наумович сыграл эпизодическую роль уголовника в фильме «Заключённые», затем была картина «Два бойца», где Бернес исполнил роль уроженца Одессы и спел про шаланды, полные кефали — песню, которую в блатном мире очень любили. А дальше Бернес снялся сразу в двух популярных советских фильмах — «Дело № 306» (1956) и «Ночной патруль» (1957). В первой картине популярный актер сыграл комиссара милиции, а во второй — вора Огонька, который порвал с уголовным миром. «Ночной патруль» в воспитательных целях постоянно показывали в местах лишения свободы. Сила таланта Бернеса делала свое дело — многие арестанты стали выступать против уголовных авторитетов. И последние решили с ним расправиться.

Исполнителем назначили некоего Бурлака. Верхушка МВД, опасаясь, что не успеет найти киллера, передала «законникам», что если убийство произойдет, война против них пойдет «на уничтожение».

В итоге Бурлака разыскивали не только милиция, но и «свои». А застрелили при задержании милиционеры.

Марк Бернес прожил еще десять лет. И спел ставшую легендарной песню «С чего начинается Родина», которая впервые прозвучала в фильме о разведчиках «Щит и меч». Песня с тех пор стала негласным гимном отечественных бойцов «невидимого фронта».

Народный Анискин и интеллектуал Зорин

В отличие от Бернеса, другие советские актеры, сыгравшие в милицейских детективах, в реальной жизни с криминалом не сталкивались. Так, одного из самых известных киноследователей — Ивана Зорина в детективной трилогии «Возвращение святого Луки», «Черный принц» и «Версия полковника Зорина» — сыграл Всеволод Санаев. У Санаева следователь Зорин получился мудрым, внимательным, со спокойным подходом к делу, что помогало ему раскрывать невероятно запутанные преступления.

В фильмах по произведениям Юлиана Семёнова «Петровка 38» и «Огарева, 6» в роли правоохранителей снялись Василий Лановой и Георгий Юматов. Но самым народным среди киномилиционеров стал сельский участковый Фёдор Анискин, про которого было подряд снято несколько фильмов. Актер Михаил Жаров в роли Анискина расследовал нападение на кассира, искал пропавший аккордеон, а следом и исчезнувшие из краеведческого музея экспонаты. Зрителям импонировало, что участковый Анискин знает проблемы, которые существовали в каждом деревенском доме, и характеры их хозяев, он дружелюбен, готов прийти на помощь в любое время суток. И с ним местные жители всегда знают, к кому отправится со своей бедой. Редкие, забытые чувства для современного зрителя, которым ой, как не хватает нового Анискина.

Как Никулин завоевывал доверие Мухтара

Да и следователя Подберезовикова, которого в фильме «Берегись автомобиля» сыграл Олег Ефремов, зрители вспоминают с большим теплом. Не говоря о младшем лейтенанте милиции Глазычеве из фильма «Ко мне, Мухтар!», которого сыграл Юрий Никулин.

Это трогательная история, когда милиционера вызвали на ж/д станцию из-за мечущейся по вагону крупной овчарки. Выяснилось, что хозяйка решила избавиться от собаки и просто вышла на станции без нее. В итоге собаку взял на воспитание герой Никулина. Позже Мухтар поможет ему совершить не одно доброе дело, став четвероногим служивым. А сам Никулин во время работы над фильмом приложил немало усилий, чтобы вызвать к себе доверие собаки. Рано утром, перед работой, он приезжал в питомник, кормил Мухтара, ходил с ним гулять, потом ехал на службу в цирк, а вечером — обратно, в питомник к Мухтару. И все потому, что зверей, как и детей — не обманешь. И сниматься с собакой — отдельное испытание. Но если пройти его с честью, то и многолетняя любовь зрителей обеспечена.