Анонсы прокатных планов и съемок новых фильмов часто выглядят, словно речь идет не о дне сегодняшнем, а о том, что было несколько десятилетий назад. Кинематографисты вспоминают про «Бременских музыкантов» или про «Чебурашку», хотя оба мультфильма родом из 1970-х. Через пару лет выйдет новый сериал про Штирлица, который впервые появился на экране в 1967-м (его играл Родион Нахапетов), но этот подлинно народный герой хотя бы надолго не пропадал, пусть и в разных обличиях, а не только в привычном образе Владимира Тихонова.
И это далеко не всё. Не так давно вышли сразу несколько сказок вроде «По щучьему велению» и «Летучий корабль», в листе ожидания скорая премьера сказки «Огниво» и «Финист. Первый богатырь», а в процессе съемок сразу несколько проектов — про Буратино, Царевну-лягушку и про опекаемого старшим лейтенантом ВМФ (его сыграет Александр Петров) дракончика Горыныча. Ну а Клим Шипенко (снявший «Холопа» и «Вызов») собирается делать новую экранизацию романа Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал» — фильм по этой книге снял в 1963 году знаменитый советский киносказочник Александр Роу.
Всё это выглядит так, словно у современных кинематографистов начисто отсутствуют новые идеи. Aif.ru попытался разобраться, так это или нет.
Что смотрят зрители?
Если брать российские кассовые хиты за всё время, то получается любопытная картина. Первое безусловное место — у «Чебурашки», который в январе 2023 года заработал 7 млрд руб. Те же «Бременские музыканты» в январе 2024-го собрали 3 млрд руб. Сказка «По щучьему велению» может похвастаться чуть меньшей цифрой — 2,5 млрд руб., которые она выручила осенью 2023-го. В общем рейтинге есть также «Конёк-Горбунок», «Ирония судьбы. Продолжение» — ремейк-сиквел культового фильма Эльдара Рязанова, «Экипаж» (тоже ремейк советского фильма-катастрофы) и «Вий», вольная экранизация повести Гоголя и ремейк советского ужастика 1967 года.
Кроме ремейков в топе российского проката можно найти исторические фильмы о том, что происходило в СССР — «Движение вверх», «Т-34», «Салют-7», «Легенда № 17», «Высоцкий. Спасибо, что живой», о событиях более давних — «Сердце Пармы», «Адмиралъ», «Викинг».
Получается, зрители действительно хотят смотреть новые версии знакомых сюжетов или переосмысление прошлого — в современном качестве, с современными звездами и с современными спецэффектами.
Но в том же рейтинге есть сразу две части «Холопа» Шипенко — вполне современная оригинальная история, есть космический «Вызов», который впервые в истории кино снимали на орбите, три фильма серии «Последний богатырь», три части музыкальной мелодрамы «Лёд» и даже фантастика — «Вторжение» и «Притяжение», «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Ну и, конечно, «богатырские» мультфильмы студии «Мельница» и альманахи «Ёлки», которые давно стали приметами новогоднего проката.
Так ли всё хорошо?
Скорее нет, чем да. В 2023 году в российский прокат вышло около 200 отечественных картин, из которых окупилось (то есть заработало в кинотеатрах в 2 раза больше своего бюджета) всего 22. В 2024-м ситуация вряд ли существенно улучшится — новогодние «Холоп 2» и «Бременские музыканты», конечно, стали очень прибыльными хитами, но остальные релизы этим похвастаться не могут. По данным независимого киноаналитика Сергея Лаврова, с 1 июня в прокат вышло 73 картины, но заработать сумели лишь мультфильмы «Лунтик: Возвращение домой» и «Три богатыря. Ни дня без подвига».
«Это хорошие мультфильмы и известные франшизы, к тому же у них были серьезные вложения в рекламу, — рассказывает эксперт. — Сейчас же большинство релизов вообще не рекламируются, и поэтому люди ходят в кинотеатры только на то, что они хорошо знают».
По мнению Лаврова, причиной таких провалов является отсутствие хороших сценариев.
«У нас очень мало нормальных сценариев, поэтому в производство запускают буквально всё подряд — вдруг что-то да выстрелит», — говорит Лавров и добавляет, что в российском прокате давно не было «слипера» — фильма, который неожиданно заработал много больше ожиданий.
Он вспомнил, что в конце 2010-х в России случился феномен якутского кино, когда «Черный снег» Степана Бурнашева, «Пугало» Дмитрия Давыдова и другие ленты производства кинематографистов из Якутии буквально завоевали российское фестивальное пространство и очень хорошо прокатывались. «Но сейчас туда пришли московские продюсеры, большие деньги, и якутское кино уже не то», — заключает Лавров.
А что у них?
«Проблема со сценариями не только у нас. Голливуд давно не выпускает оригинальные хорошие фильмы, а независимое кино с трудом может найти деньги», — отмечает Лавров.
В принципе, так и есть: в первой десятке самых кассовых американских фильмов лишь два фильма являются оригинальными — это «Титаник», который рассказывает историю самой известной морской катастрофы 1911 года, и фантастический «Аватар», который в 2010-м ввёл моду на 3D. Что любопытно — обе эти картины сняты Джеймсом Кэмероном, который в 1984-м познакомил зрителей с «Терминатором», но сейчас занимается выпуском многочисленных продолжений «Аватара». Вторая часть этой франшизы, кстати, тоже присутствует в топ-10.
А все остальное либо кинокомиксы, герои которых придуманы в середине прошлого века — «Мстители: Финал», «Мстители: Война бесконечности», «Человек-паук: Нет пути домой» — либо продолжение успешных франшиз, стартовавших несколько десятилетий назад («Звёздные войны: Пробуждение силы», «Мир юрского периода»), либо ремейки ставших классическими мультфильмов («Король Лев»).
Лавров напомнил, что создатели фантастического боевика «Всё, везде и сразу» восемь лет искали 25 млн долларов на съемки; в 2022-м этот фильм стал хитом на всех рынках (в России он заработал 131 млн руб., а во всем мире — 107,3 млн долларов), а потом выиграл семь «Оскаров».
«Недавно у нас вышел классный немецкий фильм „Жизнь“, который в оригинале назывался „Вымирание“ — но он собрал в Германии 2 млн долларов и всё», — заключил Лавров.
Всё не так плохо?
Киножурналист, ведущий программы «Индустрия кино» и программный директор ММКФ Иван Кудрявцев считает, что в этой тенденции нет ничего страшного.
«Ремейки — мировой тренд, — рассказал он в беседе с aif.ru. — Глобальное киносообщество подвергает своё наследие вдумчивой ревизии с целью найти истории, которые заслуживают пересказа современным киноязыком, для новых поколений зрителей, которые лишь в редких случаях готовы смотреть старые фильмы, со звёздами, которые уже не на слуху».
Кудрявцев также отметил, что для России в условиях санкций продажа прав на зарубежные адаптации лучших наших фильмов стала одним из самых «горячих» направлений экспорта.
«Кризиса идей нет. Новые герои появляются, — заметил он. — Просто старых тоже не нужно забывать. Великие истории заслуживают пересказа. Мифы потому и стали мифами, что пересказывались веками из уст в уста. Ремейки — средство борьбы за живучесть шедевров».