Домой Культура и туризм Лишили пенсии, называли агентом КГБ. Жизнь и смерть Донатаса Баниониса

Лишили пенсии, называли агентом КГБ. Жизнь и смерть Донатаса Баниониса

115
0

10 лет назад в Литве умер советский актер Донатас Банионис.

Он прожил такую долгую и хорошую жизнь, что, казалось бы, не оставил после себя секретов. У него часто брали интервью журналисты, а он старался честно отвечать на вопросы. С тех пор некоторые эпизоды его жизни стали напоминать многократно пересказанные байки. Он был счастлив в браке, невероятно успешен в карьере. Но и бед, и страданий на его долю выпало немало. Самый, пожалуй, знаменитый актер в истории Литвы все равно воспринимается как советский артист, как неотъемлемая часть нашего великого кино.

Восторг от иезуитов

Донатас Юозович родился в 1924 году в Литве и пережил все потрясения, выпавшие и его республике, и всей Европе. Родители Баниониса развелись, когда он был совсем маленьким, и Донатас остался жить у отца. Мама, правда, сыграла решающую роль в жизни мальчика. Актер вспоминал, что именно она впервые отвела его в театр, когда ему было всего четыре года. Он попал на религиозную постановку иезуитов и был по-настоящему потрясен. Потом отец, который всю жизнь проработал портным, пытался «вправить сыну мозги» и заставить пойти учиться на гончара, но тот уже все для себя решил.

Летом 1940 года Литва вошла в состав СССР. Театральная жизнь страны при этом не поменялась, и в Паневежисе продолжал работать вернувшийся из Англии режиссер Юозас Мильтинис. Он был знаменит тем, что не доверял профессиональным актерам, искал новые формы и заставлял своих подопечных вести себя на сцене как в обычной жизни. В начале 1941 года 17-летний Банионис решился на отчаянный шаг. Он попросил прослушать его находящегося на гастролях в Каунасе Мильтиниса. Тот вывел мальчика в сад и предложил читать стихи у собачьей будки. Банионис растерялся. Забыл слова, но в итоге получил предложение переехать в Паневежис. В этом театре актер проработает 60 (!) лет.

Женился из жалости

22 июня 1941 года Банионис уже репетировал дебютную роль… В первые же дни войны немцы оккупировали Литву, и Паневежис оказался под их властью. Но театр продолжал работать, пока не начался перелом в войне. Наши войска приближались, и шестерых артистов, включая Баниониса, забрали в немецкую комендатуру. Им срочно предлагалось вступить в вермахт, надеть форму и отправиться воевать против СССР. Банионис и его коллеги категорически отказались. Их заперли в комендатуре, но юноши сумели открыть окно и сбежать. До прихода Красной армии Донатас скрывался. Впрочем, пропаганда сделала свое дело, и встречи с советскими солдатами он опасался. Даже хотел сбежать на Запад. Но передумал и не пожалел, став в итоге одним из самых знаменитых артистов Советского Союза.

Впрочем, советская власть была сурова. Многие богатые литовцы были сосланы в Сибирь. Такая участь постигла и родных Оны Конкулявичюте, коллеги Баниониса по театру. Ее родные были зажиточными землевладельцами.

«Они были богаты, это же страшное преступление», — горько иронизировал Банионис. Она скрывалась у родных, а когда вернулась, Донатас предложил ей пожениться.

«Мне стало ее жаль, — вспоминал Банионис. — Говорю ей — знаешь, ты выходи за меня замуж. Мой отец был партийный работник, коммунист».

Юозас Банионис действительно был не простым портным. Судьба его заслуживает отдельного рассказа, а то и фильма. Он вступил в РСДРП (б) еще до Октябрьской революции, а в независимой Литве даже сидел в тюрьме за свои убеждения. Три года, когда Донатас был маленьким, его отец скрывался в Бразилии. А после войны занимал различные партийные и административные посты в Литовской ССР.

Женитьба из жалости стала судьбоносной для Донатаса, пара прожила вместе больше шестидесяти лет.

Рязанов ругался, Тарковский сразу невзлюбил

О карьере Баниониса можно рассказать названиями фильмов — «Никто не хотел умирать» (1965), «Берегись автомобиля» (1966). «Операция „Трест“» (1967), «Мертвый сезон» (1968), «Красная палатка» (1969), «Командир счастливой „Щуки“» (1972), «Солярис» (1972)… Десятки прекрасных ролей в культовых советских лентах. Да, часть успеха Банионис делил с Александром Демьяненко, который озвучивал большинство его ролей. Но свою часть он добывал честным, порой невыносимо сложным трудом.

Когда литовского актера увидел Эльдар Рязанов, он, говорят, страшно ругался. Для роли пастора в фильме «Берегись автомобиля» режиссер ждал высокого румяного прибалта, а никак не Баниониса. Но артист великолепно справился со своим эпизодом.

Андрей Тарковский, по рассказам, тоже сразу невзлюбил «звезду» Баниониса. Заставлял его по много раз переживать одну и ту же безмолвную сцену, когда герой лежит и думает о Хари. Наталья Бондарчук, сыгравшая с ним в этом фильме, вспоминала: «От Тарковского Банионису очень доставалось! Он запрещал репетировать, хотел естественных реакций.

Преследования после смерти

Всю жизнь Банионис прожил со своей любимой Оной. Она перестала играть на сцене, но работала в их родном театре администратором. Вела быт, растила детей. «Все она, я не хозяин», — признавался Банионис.

Страшной трагедией стал для них уход из жизни старшего сына Эгидиюса. Он был известным историком и умер в 45 лет от рака. Младший сын, как и отец, нашел себя в кино, став заметным режиссером.

В 2008 году Донатас Банионис овдовел. После смерти жены он боялся одиночества и постоянно хотел находиться рядом с сыном и его семьей. У них на руках он и умер в возрасте 90 лет. 4 сентября 2014 года.

Да, Банионис был кумиром в СССР, настоящей кинозвездой, образцом советского разведчика. Но именно эти успехи вышли ему боком после развала Советского Союза. В новой Литве он почти не играл, лишь иногда приезжал на съемки в Россию. Одной из последних его работ стал сериал «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина», где он играл вместе с Сергеем Жигуновым.

Из родного театра в Паневежисе артисту пришлось уйти, так как по новым законам работающим пенсионерам решили не платить пенсию. А после смерти артиста ушлая журналистка опубликовала «сенсационное» расследование. По нему выходило, что Банионис был агентом КГБ и рассказывал органам о литовцах, живших в США.

Но даже комиссия по люстрации (а в Литве есть и такая) не сумела найти ничего на народного артиста. Документы, на которые ссылались в материале, оказались обязательным инструктажем для выезжающего за границу. И как не полоскали имя Донатаса в «свободной» прибалтийской прессе, ничего к нему не прилипло.

Как был легендой, так и остался.

Разведчик, художник и солярист. Лучшие роли Донатаса Баниониса в кино

Пожалуй, первой работой, сделавшей Баниониса знаменитым, была роль в литовском фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1965). Суровое время становления советской власти в Литве разбило население страны на два лагеря: тех, кто готов подчиняться этой самой новой власти, и тех, кто является ее ярым противником. В фильме впервые рассказывалось о «лесных братьях»: так назывались вооруженные националистические группы, действовавшие в 1940-х и 1950-х годах на территории прибалтийских республик СССР. Режиссер фильма также приобрел большую популярность. «Никто не хотел умирать» (1965)

Роль разведчика в фильме «Мертвый сезон» (1968) сделала Баниониса знаменитым во всем СССР. Первая картина в истории кино, посвященная деятельности разведки в годы холодной войны, была основана на реальных событиях. «Мертвый сезон» (1968)

Сыграть художника Франциско Гойю в фильме «Гойя, или Тяжкий путь познания» немецкого режиссера Конрада Вольфа посчастливилось актеру в 1971 году. Историко-биографический фильм был поставлен по одноименному роману Лиона Фейхтвангера. «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971)

Самый большой успех и признание ждали актера после выхода на экраны картины Андрея Тарковского «Солярис» (1972), в которой Банионис исполнил роль главного героя: психолога Криса Кельвина, прибывающего на космическую станцию, с которой ее обитатели посылают Земле странные сообщения. «Солярис» (1972)

В другом известной фантастической картине актер появился уже через 3 года: это был двухсерийный художественный фильм Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», в котором Банионис сыграл главную роль. «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)

В 1976 году Банионис сыграл главную роль в фильме немецкого режиссера Хорста Земана «Бетховен. Две жизни», посвященном трагической жизни великого композитора. «Бетховен. Две жизни» (1976)

Образ Габриэля Конроя, работяги-старателя, попадающего в разные передряги, Банионис воплотил в фильме «Вооружен и очень опасен». Действие происходит в конце XIX века на Диком Западе: это советский вестерн, снятый режиссером Владимиром Вайнштоком в 1977 году. «Вооружен и очень опасен» (1977)

В картине «Где ты был, Одиссей?» (1978), посвященной теме Великой Отечественной войны, Банионису досталась роль советского разведчика. «Где ты был, Одиссей?» (1978)

В фильме «Территория» 1978 года актеру досталась роль искателя месторождений золота на Чукотке: действие происходит во времена Дальностроя, в конце 1940-х — начале 1950-х годов. «Территория» (1978)

В 1982 году Банионис воплотил на киноэкране образ еще одного музыканта, итальянского композитора и скрипача Никколо Паганини. «Никколо Паганини» (1982)

Пожалуй, первой работой, сделавшей Баниониса знаменитым, была роль в литовском фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1965). Суровое время становления советской власти в Литве разбило население страны на два лагеря: тех, кто готов подчиняться этой самой новой власти, и тех, кто является ее ярым противником. В фильме впервые рассказывалось о «лесных братьях»: так назывались вооруженные националистические группы, действовавшие в 1940-х и 1950-х годах на территории прибалтийских республик СССР. Режиссер фильма также приобрел большую популярность. «Никто не хотел умирать» (1965)

Роль разведчика в фильме «Мертвый сезон» (1968) сделала Баниониса знаменитым во всем СССР. Первая картина в истории кино, посвященная деятельности разведки в годы холодной войны, была основана на реальных событиях. «Мертвый сезон» (1968)

Сыграть художника Франциско Гойю в фильме «Гойя, или Тяжкий путь познания» немецкого режиссера Конрада Вольфа посчастливилось актеру в 1971 году. Историко-биографический фильм был поставлен по одноименному роману Лиона Фейхтвангера. «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971)

Самый большой успех и признание ждали актера после выхода на экраны картины Андрея Тарковского «Солярис» (1972), в которой Банионис исполнил роль главного героя: психолога Криса Кельвина, прибывающего на космическую станцию, с которой ее обитатели посылают Земле странные сообщения. «Солярис» (1972)

В другом известной фантастической картине актер появился уже через 3 года: это был двухсерийный художественный фильм Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», в котором Банионис сыграл главную роль. «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)

В 1976 году Банионис сыграл главную роль в фильме немецкого режиссера Хорста Земана «Бетховен. Две жизни», посвященном трагической жизни великого композитора. «Бетховен. Две жизни» (1976)

Образ Габриэля Конроя, работяги-старателя, попадающего в разные передряги, Банионис воплотил в фильме «Вооружен и очень опасен». Действие происходит в конце XIX века на Диком Западе: это советский вестерн, снятый режиссером Владимиром Вайнштоком в 1977 году. «Вооружен и очень опасен» (1977)

В картине «Где ты был, Одиссей?» (1978), посвященной теме Великой Отечественной войны, Банионису досталась роль советского разведчика. «Где ты был, Одиссей?» (1978)

В фильме «Территория» 1978 года актеру досталась роль искателя месторождений золота на Чукотке: действие происходит во времена Дальностроя, в конце 1940-х — начале 1950-х годов. «Территория» (1978)

В 1982 году Банионис воплотил на киноэкране образ еще одного музыканта, итальянского композитора и скрипача Никколо Паганини. «Никколо Паганини» (1982)