На исторической сцене БДТ им. Товстоногова в Петербурге состоялась мировая премьера проекта «Две Анны», воплощенного в жизнь Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.» и продюсерской компанией MuzArts.
Обозреватель aif.ru побывала на генеральной репетиции необычного спектакля и вышла из театра со смешанными чувствами.
Представление сочетает в себе балет с участием звезд Большого театра, чтение стихов драматической актрисой, видеоинсталляции и живую музыку, исполненную камерным оркестром и пианистом Андреем Коробейниковым. По всему видно, сил и средств на проект было потрачено много. Да и Петербург ждал спектакля с воодушевлением — безо всякой рекламы, как свидетельствовали организаторы, билеты на два премьерных дня были раскуплены за полчаса. И, если первоначально премьеру в Москве планировалось устроить осенью, то теперь уже известно: она состоится 10 и 11 апреля на сцене Малого театра.
Обе остались одинокими
Спектакль в двух действиях посвящен балерине Анне Павловой и поэту Анне Ахматовой. Две великие дамы, символы Серебряного века, они не были знакомы друг с другом.
Анна Горенко родилась в Одессе, умерла в подмосковном санатории. Много времени провела в Киеве и под Севастополем. Даром что Петербург-Петроград-Ленинград был родным по духу, хоть и тяжелым по существованию. Все самое страшное произошло с ней и ее близкими именно здесь.
Анна Павлова, петербурженка по происхождению, в пору Серебряного века больше гастролировала, чем находилась в родном городе. Последний раз в Мариинке балерина танцевала в 1913-м. После чего уехала в Англию. И умерла в Голландии, успев попросить сжечь ее тело по древнеиндийскому обычаю. Урна с прахом Павловой хранится в лондонском колумбарии. Хотя говорили, и жить она хотела «где-нибудь в России», и последний приют мечтала обрести на Родине. Не суждено.
Известно, что артистка имела близкие отношения только с бароном Дандре, матерью не стала и умерла после болезни легких в 49 лет.
Ахматова, на 8 лет моложе Павловой, не раз бросалась в пучину любви. Настрадалась с сыном Лёвой. И ушла в мир иной в 76, завещав похоронить себя на маленьком поселковом кладбище недалеко от «будки», которая и сегодня стоит посреди устремленных в небо комаровских сосен и не производит впечатления дома великой Ахматовой.
Сведений о знакомстве и общении двух Анн как будто нет. Хотя Ахматова определенно писала о тезке:
«Но летит, улыбаясь мнимо,
Над Маринскою сценой prima,
Ты — наш лебедь непостижимый…»
Увидев «Умирающего лебедя» в постановке-экспромте Михаила Фокина, Сен-Санс сказал: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
И музыка, и балетная миниатюра живы до сих пор и неизменно пользуются успехом у зрителей. Как и стихи Ахматовой, впрочем. Величие обеих Анн налицо. Но почему их надо было связывать в один узел-спектакль? Создатели говорят: обе искали себя и любовь в этом мире. И обе все-таки остались одинокими.
Сильной она станет потом
В балете о поэте «В чертогах памяти» — с чтением стихов актрисой БДТ Полиной Маликовой — все более или менее понятно. Вот Ахматова (Элеонора Севенард) — вот Гумилев (Даниил Потапцев) и Модильяни (Алексей Путинцев). Танцовщик, играющий художника, танцует как бог. И точно — красивее оригинала.
С Амедео Анна познакомилась в Париже, потом ездила к нему уже одна, без мужа. Он оставил 16 рисунков-портретов Анны, но сохранился, говорят, только один…
У постановщика Юрия Посохова понятная хореография с ясно читаемым либретто. Прима Большого театра Севенард не просто прекрасна как балерина. Она настолько вжилась в образ поэта Серебряного века, что, кажется, и внешне стала копией героини, хотя и более утонченной. И под музыку фортепианного квинтета фа-минор Сезара Франка прочувствовала всю боль, все страдания Ахматовой. Летящие платья, созданные для проекта Светланой Тегин, подчеркивают хрупкость и беззащитность героини. Сильной она станет потом. Жизнь научит…
Все смешалось в судьбе Павловой
С балетом об Анне Павловой «Без любви» получилось и в самом деле без любви, но по решению хореографа Павла Глухова — с четырьмя Павловыми, которые выходят то по одной, то все сразу (Елизавета Кокорева, Анастасия Сташкевич, Ярославна Куприна, Ульяна Мокшева). Кроме них в истории — целый ансамбль звезд: Чекетти, Дандре, Фокин, Чаплин, Мордкин, Дягилев, а также Нижинский, Вертинский и Стравинский. Словом, весь цвет культуры и искусства Серебряного века.
К сожалению, разглядеть и прочувствовать весь этот цвет не представилось возможным. Да, яркая сценография (чего стоят красный бархатный занавес и несколько чемоданов пуант!), да, графичные черно-белые костюмы с тонким намеком на начало прошлого века. Но…
Ощущение: too much. Много людей и действий, какая-то страшная суета. Все смешалось в судьбе Павловой. Специально написанная музыка Демуцкого только усугубляет ощущение хаоса, в котором нет места поискам Павловой себя и любви.
Может, хаос и присутствовал в некоторой степени в ее жизни. Но на сцене хотелось бы видеть выстроенную хореографию с ясным либретто (за него, к слову, в обоих действиях отвечал режиссер Феликс Михайлов). Ясным для всех, а не только для специалистов в области балета. В получившемся же проекте похвалы заслуживают лишь отдельные сцены (в том числе, с Чаплиным и Павловой, со Стравинским и музыкантами), не лишенные иронии, а также придумки сценографа Марии Трегубовой. К танцовщикам, впрочем, тоже претензий нет. Разве что костюмы в иных моментах «не сели» на артистов — то платье сползало, обнажая грудь юной балерины, то развевающийся подол мешал движениям.
Анна Павлова, конечно, великая балерина, и люди рядом с ней достойные. Но, если речь о поисках любви и одиночестве, то вряд ли стоило утрамбовывать в одноактный балет столько героев и миниатюр…