Театральные актеры в СССР редко становились звездами. Всесоюзная слава была своего рода привилегией тех, кто снимался в кино, да ещё и в таких ролях, которые зрители запоминали с ходу. Но не зря много позже, уже в независимой России, появилась премия «Звезда театрала» — её название хорошо отображает тот статус, который имели известные актеры труппы того или иного театра. Их любили, ходили именно на них — на те спектакли, в которых они заняты. И было таких «звезд театралов» много, много больше, чем кинозвезд. К тому же в то время театрами заведовали режиссеры, которые сейчас считаются классиками, и они собирали труппы «под себя». Например, в ленинградском Большом драматическом театре (БДТ) спектакли ставил Георгий Товстоногов, и в «его» труппе одной из ведущих актрисы была Зинаида Шарко, которую кинозрители знали очень мало, а вот театральная публика любила от всей души.
Ленинград, а не Москва
Родилась Зинаида Шарко 14 мая 1929 года в Ростове-на-Дону, но выросла в Чебоксарах, и именно этот город считал родным. Там она сделала и первые шаги на сцене — занималась в детском ансамбле песни и пляски при местном Доме пионеров, и во время войны вместе с этим ансамблем выступала перед ранеными в госпиталях, за что и получила медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». И нет ничего удивительного, что после школы Шарко поехала покорять Москву — вернее, Московский Художественный театр и действующую при нем Школу-студию МХАТ. Много позже актриса вспоминала, что путь, который привел её к Товстоногову, был цепью случайностей.
Например, в Школу-студию она не стала даже подавать документы — так её возмутило, что секретарь в приемной комиссии грыз в храме искусства обыкновенный соленый огурец. В вышедших в семидесятые «Портретах актеров» этот эпизод назвали «восстанием против огурца», и после него Шарко отправилась в Ленинград, где поступила в театральный институт (потом был переименован в институт театра, музыки и кинематографии, а сейчас это РГИСИ, институт сценических искусств). Она попала в мастерскую актера Бориса Зона, у которого учились чуть ли не все именитые ленинградские актеры — Павел Кадочников и Николай Трофимов, Алиса Фрейндлих и Эммануил Виторган, Лев Додин и Наталья Тенякова.
Под Товстоноговым
А вот дальше и началось то, что Шарко называла «волей случая». На третьем курсе её позвали в эстрадный театр, играть сразу восемь ролей в спектакле «Каждый день». Она соблазнилась такой редкой для актеров возможностью примерить сразу несколько образов, а заодно — поездить по стране. Ставил этот спектакль тот самый Товстоногов — по словам Шарко, для него это была «халтура», а она сама пропустила его фамилию мимо ушей. «Маленькая была, глупенькая, 22 годика», — вспоминала актриса и добавляла, что они сработались с первой же репетиции. Потом был обширный гастрольный тур по стране, целый год выступлений в Одессе, Киеве, Прибалтике, Молдавия, на Урале, в Сибири, Закавказье, в Крыму… Товстоногов позвал Шарко к себе — она почти согласилась, но вскоре приглашение было отозвано «из-за „изменившихся обстоятельств“». Что это были за обстоятельства, неизвестно — но в 1956-м, когда Товстоногова назначили главным режиссёром БДТ, он сразу же позвал Шарко в свою труппу, и на этот раз она быстро согласилась, не дав шанса никаким «обстоятельствам».
В принципе, у Шарко и до этого приглашения всё было хорошо. Она работала в Театре имени Ленсовета у ещё одного мастера, режиссера Николая Акимова, с которым тоже нашла общий язык. Правда, Акимов почти не давал ей главных ролей, но переход к Товстоногову благословил, хотя и своеобразно, мол, если хочешь «ходить под красными знаменами и петь революционные песни», то иди в БДТ. Она пошла.
Одна четвертая «Квартета»
Шарко вспоминала, что Татьяна Доронина — её коллега по театру — говорила, что может работать только с режиссером, который в неё влюблен.
«Будучи во всем антиподом Татьяне Васильевне, я „пошла другим путем“. Я предпочла работать с режиссером, в которого влюблена я. И, как показала жизнь, это давало совсем неплохие результаты», — писала актриса уже в 90-е.
Она не была «примой» сцены БДТ — у Товстоногова было несколько актрис, в равной степени занятых в постановках этого театра. Она не сыграла всего, что могла — из-за этой конкуренции, созданной Товстоноговым. С годами она «двигалась» на более возрастные роли и играла меньше. Но на смерть режиссера в 1989 году Шарко отреагировала однозначно: «Кончилось мое счастье».
В принципе, она имела полное право говорить именно так. 33 года в БДТ при Товстоногове Зинаида Шарко словно жила полной жизнью. Она дважды выходила замуж, и оба раза — за коллег по театру. Первым был актер и режиссер Игорь Владимиров, который стажировался у Товстоногова. Они и развелись, похоже, из-за того, что Владимиров «изменил» БДТ — ушел в Театр имени Ленсовета, которым и руководил всю жизнь.
Вторым мужем был актер труппы БДТ Сергей Юрский — он был на несколько лет моложе Шарко и в 1961-м, когда они поженились, только делал первые шаги к впечатляющей карьере. Но те семь лет, что Юрский и Шарко провели вместе, были годами полного взаимопонимания. Это касалось и семейной жизни, и работы в театре, и выступлений на эстраде — они составили очень гармоничный дуэт.
С кино у Шарко всё было непросто. Формально она начала сниматься ещё в середине 1950-х, но после нескольких эпизодов — например, она была продавщицей мороженого в «Старике Хоттабыче» — актриса сделала выбор в пользу театра. И лишь в начале 1970-х её позвала в свой фильм «Долгие проводы» Кира Муратова. Опыт с актерской точки зрения вышел не самый позитивный — картину ненадолго выпустили в прокат, но быстро отправили на полку на полтора десятка лет, и этот фактический дебют Шарко мало кто успел увидеть. Но работа с Муратовой словно что-то сдвинула в мироздании — и с тех пор Шарко снималась достаточно регулярно, хотя главных ролей ей почти и не доставалось. Она дожила и до смены тысячелетий, когда многие актеры питерских театров были задействованы в многосерийных боевиках — ей достались небольшие роли в «Агенте национальной безопасности» и в «Бандитском Петербурге».
Уже в нулевые в Питере был поставлен «Квартет» — спектакль про оперных звезд, у которых всё позади. В него позвали звезд ленинградской театральной сцены советских времен — Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили и Кирилла Лаврова. И Зинаиду Шарко — потому что без неё этот «квартет» точно не был бы полным.
Скончалась актриса в 2016 году, прожив долгую жизнь длиной в 87 лет. Ленинград-Петербург стал для неё второй родиной — и упокоение она нашла на петербургском Большеохтинском кладбище.