60 лет назад, в 1964 году, советский режиссер Александр Роу снял сказку «Морозко». Сценарий для фильма написали исследователи русского фольклора Николай Эрдман и Михаил Вольпин.
В этой картине свою первую заметную роль сыграла Инна Чурикова, тогда еще студентка. Позже, увидев себя на экране в образе Марфушеньке, Чурикова расплакалась: «Меня же теперь замуж никто не возьмет!»
На съемки со своим медведем и кошкой
Главную роль в сказке — деда Мороза — получил актер Александр Хвыля, который после «Морозко» несколько лет так и не выходил из образа — стал главным Дедом Морозом страны, вел новогодние елки в Кремле.
Настеньку сыграла 15-летняя Наталья Седых. Режиссер случайно увидел по телевизору спектакль с ее участием — Наталья в массовке танцевала лебедя. Балерина с нежным лицом и огромными добрыми глазами не выходила из головы Роу, было чувство, что он нашел исполнительницу главной роли. Попросил ассистентов разыскать девушку. Ее нашли в Ленинградском хореографическом училище.
На роль Настеньки к тому времени уже прошли пробы десятки актрис. Худсовет остановил свой выбор на опытной Надежде Румянцевой, а режиссер настаивал на 15-летней Насте, не имевшей опыта съемок в кино. И в итоге сумел убедить худсовет. На съемках юную актрису везде сопровождала мама.
Группа отправилась в длительную киноэкспедицию на Кольский полуостров, где природа — огромные сугробы, леса с вековыми елями — соответствовала сказочной атмосфере. С собой на поезде везли и четвероногих «актеров» — кошек, собак, птиц, коней и даже медведицу по кличке Маня.
На грим уходило по три часа ежедневно
Для съемок декораторы соорудили сразу две избушки — жилище Бабы Яги. Одна была настоящая, из дерева, вторая, что пускалась в пляс, — из декорированного поролона. Бабу-Ягу играл Георгий Милляр, который для этого фильма уже в восьмой раз перевоплощался в этого сказочного персонажа, заслужив звание Бабы Яги всея Руси. Ежедневно на грим у Милляра уходило по несколько часов. Позже он вспоминал, как на «Морозко» ему чуть не сожгли кожу лица химическим составом, который удалял многослойный грим после съемок.
И ладно бы только неприятности со снятием сложного грима. На улице было -30 градусов, а Милляру приходилось бегать по сугробам в легких, развевающихся на ветру лохмотьях. Впрочем, исполнять самые сложные трюки доверили профессионалу — каскадеру Константину Браславскому.
В летней одежде — сарафане — бегала по заснеженному лесу и исполнительница роли Настеньки. После каждых 10 минут съемок Наталья Седых забегала в помещение, где ее с теплыми вещами и горячим чаем ждала мама. А еще каждый день девушка терпела экзекуцию, когда обычным клеем ей приклеивали искусственные ресницы-«опахала», которые вечером отдирали обратно, чуть не оставив Наталью без ее собственных ресниц.
Вместо яблок Чурикова ела луковицы
На съемках девушка подружилась с Инной Чуриковой, которая, как и она сама, попала в картину по воле случая.
На роль Марфушеньки-душеньки почти утвердили актрису Тамару Носову. Однако режиссер дал указание редакторам поискать других актрис, он не видел в Носовой стопроцентного попадания в образ. Чурикова в 1964 году была студенткой Щепкинского театрального училища, где ее и увидела ассистент Роу. Привела на студию на пробы — тот самый известный эпизод с орехами. Роу на ходу придумал для персонажа Чуриковой веснушки и яркие-яркие румяна. С орехами Чурикова справилась блестяще, а вот грим… когда она увидела себя в зеркало, то разрыдалась. Инна решила, что после съемок она, как и Марфушенька, останется без женихов.
На съемках «Морозко» Чурикова стоически переносила все невзгоды. На съемке сцены в лесу, где она аппетитно кушает яблочки, актриса натурально примерзла к сугробу, а когда дело дошло до поедания плодов, оказалось, что в корзине вместо яблок — большие луковицы. Яблоки забыли в гостинице. Но не срывать же из-за этого съемки. Положили в корзину, что оказалось под рукой. Чурикова поняла подмену в последний момент, но виду не показала. Окоченевшая, она уплетала луковицы, словно это райские яблочки. Хотя, если внимательно присмотреться, можно увидеть — яблоками там и не пахнет.
Для Чуриковой, которая за долгую кинематографическую жизнь снялась в более сотни картин, образ Марфушеньки остался одним из самых запоминающихся. Ну, а сцену с орехами так и вовсе можно назвать культовой.
Сама Чурикова спустя годы признавалась в любви к этой картине: «Для меня это была очень серьёзная работа, я очень волновалась… благодарна, что режиссер взял меня на эту роль». А про то, как расплакалась, увидев себя на экране, со смехом говорила: «Когда я пришла на озвучку фильма и впервые увидела себя на экране, то расплакалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьез подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино». К счастью, это был минутный порыв, и в кино Чурикова продолжила сниматься. В том числе у будущего мужа Глеба Панфилова. Их творческие судьбы пересеклись спустя несколько лет после выхода «Морозко» и до самой смерти они уже не расставались, являя пример одной из самых крепких семейных пар отечественного кино.
Фильм спасла Баба Яга
Мало кто знает, что все усилия актеров и режиссеров «Морозко» могли пойти прахом, если бы не героический поступок Милляра. Он спас всю отснятую пленку, которую чуть было не испортила вода. Бобины с пленкой складывали в подвале дома, где жила съемочная группа. В один из дней из-за сильнейших морозов в подвале лопнула водопроводная труба. В это время вся группа была на съемках в лесу. Лишь у Милляра был выходной. О потопе он узнал от местной жительницы, она разбудила его стуком в дверь комнаты. Актер вскочил с кровати и в чем был рванул в подвал, начав выносить на улицу коробки с пленкой. Когда группа по тревоге вернулась обратно, подвал был наполовину затоплен, пленки спасены, а дрожащего от холода Милляра растирали спиртом.
Как и полагается в сказке с хорошим концом, Милляр даже не заболел.
Ждала счастливая судьба и сам фильм — сказку «Морозко» показали на фестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, где ее закупили многие иностранные государства, в том числе и США.