Кажется, что Александр Шаганов живет по-пушкински. Все же мы помним «я памятник себе воздвиг нерукотворный». Песни на его стихи давно стали народными, а не это ли высшее признание для поэта? «Мы пойдем с конем по полю вдвоем…», «Там за туманами…», «Не бросайте, люди, кукол…», «А тучи как люди…». Он писал для «Любэ», «Иванушек», «Черного кофе», «Рондо» и для десятков сольных исполнителей первой величины. Сейчас легендарный автор пишет стихи о родной Москве, о жизни, о наших ребятах на СВО. И еще вошел в число сотни жюри популярного шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия».
«Стал тренером»
Елена Садкова, Aif.ru: Александр, каково это оценивать чужое творчество?
Александр Шаганов: Вы знаете, у меня даже азарт какой-то появился. Это как в спорте, вчера выступал, сегодня стал арбитром или тренером. Делаю это с удовольствием. Во-первых, в процессе я учусь, во-вторых, наполняюсь, ведь перед моими глазами такая концентрация творческих сил.
— Не боитесь ранить начинающие дарования?
— Если человек решился ступить на эту стезю, то должен быть готов к любому результату. Ты ж не к любимой бабушке приехал на пироги… Моя строгость не исходит от моего эгоизма. Ведь что хочет телезритель? Я во время выступления участников, представляю себя в каком-то уголке нашей страны обычным зрителем у экрана. И понимаю, что мне интересен не только момент конкурса и оценки вокального исполнения. Мне важно, чтобы оно было для души. Задаю себе вопросы: «А пригодится мне этот исполнитель? Услышал я в нем свои чаяния?». Поэтому надо судить и сердцем, и разумом, удерживать баланс.
— Конкурсов много, но звездами их победители не становятся. Почему?
— Мы должны понять, что дальнейшая судьба участников не входит в задачи телевидения. Кто же ответственен за них дальше? Это авторы, которые придумают для этого человека песни и его творческую судьбу. Необходимо уделять внимание и молодым авторам, а не только исполнителям. Пусть телепрограммы возьмут на себя факультативное задание: через полгода, например, подготовить с молодым исполнителем новый трек, новую песню. И найдет три минуточки времени, чтобы показать на очередном «голубом огоньке» с уже состоявшимися звездами и этого парня или девчонку. Чтобы не забыли о них.
«Господь подарил голос, а что делать не сказал»
— Шансов больше у того певца, который сам себе и написать может?
— Всегда ценны люди, создавшие себя сами. Тогда и успех более весомый. Давайте поразмышляем, могли бы Марк Бернес, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, которые не обладали фантастическими вокальными данными, стать победителями музыкального конкурса? Была бы замечена их проникновенность? И вообще, нужна ли она сейчас народу? Иногда современные музыкальные телеконкурсы уходят в вокальные трюки со стороны участников. Я против этого категорически. Участник, виртуозно выполняя такие пассажи на английском языке, начиная петь на русском, теряется. Получается — подарил Господь голос, а не сказал, что делать с ним. Это самая большая проблема. Человек, обладающий большим диапазоном, теряется, исполняя простую душевную песню.
— А почему считается, что на русском петь сложно? Ваши песни поются замечательно. Но мы часто слышим: «Он пел на русском, это очень сложно…».
— Пение на иностранном языке для вокалиста зачастую сводится к тому, чтобы правильно издать звуки и ноты. Спеть на родном языке — это передать слово, которое заложено в песне авторами. И, к сожалению, приходится констатировать — на русском языке исполнители часто теряются. Нет той событийности, которая должна быть. К тому же все знают оригинал и эталон. Вот, например, поет девушка песню Анны Герман, а мы-то помним классическое исполнение и не слышим той правдивости. Расстраиваемся из-за этого…
— Вечный вопрос: что делать?
— Недавно я стал членом Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России совета. Я всегда радел, а теперь удвоено буду радеть за отечественные песни, за отечественного исполнителя. Едешь в машине включаешь радио и где-то процентов 70-80 композиций звучит не на родном языке. Ну где еще такое? А кто это решает? Редакторы радиостанций. Сколько у нас радиостанций? Где-то 30. Ну вот тридцать человек так решают. Вот такая история.
«Ограниченный круг»
— Первой вашей известной песней стала «Владимирская Русь» в исполнении легендарной группы «Черный кофе». Написали вы ее в 17 лет. Почему именно такая тема, а не про первую юношескую любовь?
— В ту эпоху звучало огромное количество прекрасных песен, и в этой огромной музыкальной палитре был просто перебор песен о любви. А ведь у меня были достаточно серьезные строки:
Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, —
В этих срубах есть сердце и вены.
Это был мой порыв. Я назвал стихотворение «Владимирская Русь», памятуя о малой родине. По отцовской линии мы из-под Суздаля. Я родился в Первопрестольной, а папа мой из тех мест. И это были глубокие мысли романтичного первокурсника. Проведение, не иначе. Хотя надо сказать, я тоже потрудился. У меня был вариант:
Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, —
Всем вопросам найдутся ответы.
«Ответы» и «стены» — это созвучие, но далеко не рифма. И я это прекрасно понимал. От меня потребовалось определенное усилие, и потом уже пришло озарение: «… в этих срубах есть сердце и вены…». Получился законченный образ древнего сооружения, которое приобретает какие-то человеческие качества.
— Композиция стала визитной карточкой группы «Черный кофе».
— Да, потом стихи получили музыкальное воплощение — группа «Черный кофе», автор музыки Варшавский… Тираж пластинок перешагнул за 5 миллионов! Это серьезный успех, мы были во всех хит-парадах. Можно поднять архивы газет и посмотреть. Я понял — это мое призвание. Закончив технический вуз и получив профессию инженера, тем не менее смело с ней попрощался и ступил на стезю свободного художника. Помня о великом предназначении — сочинять песни для наших людей. Ведь песня, как хороший друг — с нами и в праздники, и в напасти. Конечно, отталкиваясь от великих предшественников. У нас же прекрасные авторы — Дементьев, Добронравов, Рождественский, Евтушенко, Вознесенский — все большие поэты отметились в песне. Они создали шедевры.
«Иногда с годами мы не становимся лучше»
— Вы рассказывали, что путевку в жизнь «Любэ» дала Алла Пугачева, пригласив группу на свои «Рождественские встречи». А без это путевки смог бы коллектив добиться такого резкого взлета?
— «Любэ» все равно бы стали чемпионами! Безусловно. Но да, был такой момент, первые записи «Любэ» принес ей в квартиру на «Тверскую» поэт Шаганов. И я ей безусловно благодарен. Ведь поверить в молодых ребят и отстоять молодого артиста — «Не подведут, все исполнят, как надо» — это всегда большая ответственность.
— Для очень многих отъезд Аллы Борисовны стал болезненным событием, а слова о России и россиянах ранили.
— Не буду говорить за всех, а только о тех, с кем общался. Конкретно про Пугачеву Аллу Борисовну и ее творчество. Творчество ее является определенным наследием нашей страны, пластом культуры. То, что происходит сегодня… Ну, иногда бывает, что с годами мы не становимся лучше. Поэтому я для себя разделяю те моменты, которые когда-то делали меня радостнее и сегодняшние заблуждения, которые могут возникать у нее в силу ее окружения, ее нынешней семьи. Признаюсь, я тоже в недоумении. Но перечеркивать ее лирические песни — это как отметать свою юность. Зачем мне себя так обеднять? Зажмурюсь и не буду смотреть на нее сегодняшнюю. Мне хватает ума разделять зерна от плевел и насладиться прекрасными песнями, которые придумали когда-то для нее талантливейшие Дербенев, Зацепин, Паулс, Резник… Это же коллективный труд. Ну что же нам теперь «Расскажите птицы» уничтожить? Но сегодняшний день да, требует выбора. И он жесткий. И многим неприятно стало слушать Пугачеву. На то она и жизнь, другой не будет… Давайте будем хотя бы мудры.
«Все будет снесено историей»
— Вам Литва запретила въезд. Наверняка есть еще какие-то персональные санкции в отношении вас. Как относитесь ко всем этим запретам?
— О, знаете, это темные силы… Даже не обращаю на это внимания, с учетом нынешнего противостояния. Недавно вернулся из Луганска, с Донецкой земли, был там с концертами с фронтовой бригадой. Мы побывали и в госпиталях, и в ремонтных мастерских, и в 30 километрах от зоны соприкосновения. Не могу сказать, что был в эпицентре, но достаточно близко, чтобы все понять. Когда смотришь на этих ребят и понимаешь, что мы вместе, и каждый выполняет свою посильную задачу, то какая там Литва? Какой там сайт «Миротворец»?! Это все будет снесено историей и течением жизни. Мы понимаем, что правда с нами. Сейчас не до Литвы и каких-то там санкций. Важно, чтобы все наши вернулись домой и, чтобы быстрее пришла победа, в которую мы верим.