Повесть «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в 1962 году в журнале «Новый мир», принесла Александру Солженицыну мировую известность и вызвала много споров. Изначально название звучало как «Щ-854. Один день одного зэка».
Краткое содержание повести «Один день Ивана Денисовича»
Действие происходит в 1951 году в одном из лагерей ГУЛАГа. Описывается один день жизни человека в лагере. Главный герой Иван Денисович Шухов, безвинно осужденный крестьянин. Обычно, как и остальные заключенные, он просыпался от удара молотка о рельс около барака. Но в этот день почувствовал себя больным и проспал побудку. За это его хотели наказать отправить в карцер, но потом простили, и Шухов отделался мытьем полов.
На завтрак заключенных кормили баландой — похлебкой из рыбы и черной капусты. Шухов попросился в санчасть, там ему дали термометр. Температура — 37,2, но освобождать от работы заключенного не стали. В тот день двоих больных уже освободили, за третьего могло уже влететь от начальства. Поэтому Шухова отправили в барак за пайкой — хлебом и сахаром. Там же сосед, баптист Алешка, читал Библию, которую так ловко прятал, что ни на одной проверке обнаружить ее не смогли.
В тот день на улице стоял мороз −27 градусов Цельсия. Заключенные расстроились, ведь если бы было на три градуса холоднее, их бы отпустили обратно в барак и им не пришлось бы трудиться на холоде
Шухов считался лучшим мастером в бригаде, поэтому его вместе с заключенным Кильдигсом отправили утеплять машинный зал и класть шлакоблоки на ТЭЦ.
Срок Ивана Денисовича подходил к концу. В феврале 1942 года он попал в плен к фашистам, сбежал через два дня, но Шухова все равно сочли немецким агентом и посадили по статье «за измену Родине».
На обед давали овсянку. Заключенным еды доставалось меньше положенного, поскольку хорошие продукты забирал себе повар. Шухов обманул повара и выпросил две лишние порции. По пути на стройку, Иван Денисович подобрал кусок стальной ножовки, из которой можно было сделать сапожный ножичек. Работали до захода солнца, а бригадир хвалил Шухова за хорошую работу: «Без тебя ж тюрьма плакать будет!»
Заключенные вернулись в лагерный барак, где их ждал досмотр, и Шухов вспомнил о ножовке. Он спрятал обломок в варежку и не попался.
Иван Денисович зарабатывал, ремонтируя тапки и телогрейки другим заключенным; на выручку он мог купить себе табачку. В этот день он занял Цезарю, соседу по бараку, очередь за посылкой, хотя сам их не получал: просил жену не тратиться, чтобы детям хоть что-то доставалось. Цезарь в знак благодарности отдал Шухову свой ужин — порцию баланды.
В бараке Цезарь разбирал посылку и отдал Шухову свой паек хлеба. Цезарь попросил у Ивана Денисовича ножичек, и тут началась очередная проверка. Шухов велел заключенному прикинуться больным, чтобы он выходил из барака последним, а сам Шухов обещал вернуться первым и посторожить еду. В благодарность ему достались два печенья, два сахарка и один ломтик колбасы.
Перед сном Шухов заговорил с Алешкой о Боге. Парень убеждал, что нужно молиться и радоваться, что ты в тюрьме, потому как здесь есть время подумать о душе.
Засыпая, Шухов вспоминал прошедший день, и думал о том, что это был хороший день: в карцер не посадили, в обед выпросил больше каши, бригадир хорошо закрыл процентовку, на шмоне ножовку не нашли, подработал у Цезаря, купил табачку и не заболел.
«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»
«Один день Ивана Денисовича» — в чем смысл произведения?
В образ Шухова Солженицын вложил собственный опыт — он отбывал срок в 1950-51 годах в северном Казахстане. Главные темы произведения — лагерная жизнь, несправедливость сталинских репрессий и человеческая жестокость. Идея повести заключается в том, чтобы показать, как политический режим разрушает человеческую судьбу «маленького человека».
Повесть вызвала большую полемику. «Один день Ивана Денисовича» критиковали или восхищались им, но равнодушным не остался никто. Писатель Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», написал в письме Солженицыну: «Повесть — как стихи — в ней всё совершенно, всё целесообразно. <…> Огромнейшее достоинство — это глубоко и очень тонко показанная крестьянская психология Шухова. Вообще детали, подробности быта, поведение всех героев очень точны и очень новы, обжигающе новы. <…> Вся Ваша повесть — это та долгожданная правда, без которой не может литература наша двигаться вперед».
Корней Чуковский в своем дневнике за 24 ноября 1962 года записал: «Встретил Катаева. Он возмущён повестью „Один день“, которая напечатана в „Новом Мире“. К моему изумлению, он сказал: повесть фальшивая: в ней не показан протест. — Какой протест? — Протест крестьянина, сидящего в лагере. — Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости и под угрозой смерти не смеют и думать о том, что на свете есть совесть, честь, человечность. Человек соглашается считать себя шпионом, чтобы следователи не били его. В этом вся суть замечательной повести — а Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все (мы)».
Итог спорам подвел Самуил Маршак, который в статье «Правдивая повесть» в газете «Правда» сформулировал главную суть произведения Солженицына: «Повесть написана с тем чувством авторского достоинства, которое присуще только большим писателям… Эта повесть не о лагере — о человеке».