Во второй половине 1960-х в СССР было выпущено несколько шпионских фильмов. Вроде бы их делали в качестве «нашего ответа» иностранному Джеймсу Бонду, который как раз в те годы был на слуху — франшиза только начиналась, но уже становилась популярной. Впрочем, скорее всего, это был мировой тренд, в котором удачно сочетались нуар и шпионская тематика. Ну а в Советском Союзе, где подобные картины делались под надзором КГБ и других соответствующих спецслужб, они ещё и отличались определенным правдоподобием. По слухам, например, фильм 1968 года «Ошибка резидента» использовался в школе КГБ в качестве наглядного пособия. Про продолжение этой серии, фильм «Судьба резидента», премьера которого состоялась в августе 1970-го, такого не говорили — но, видимо, подразумевалось, что и вторую часть ждала участь учебного материала для будущих сотрудников госбезопасности.
Двое из КГБ?
Конечно, в этих домыслах слишком много собственно слухов. Использовать любой художественный фильм как пример для подражания будущим разведчикам и контрразведчикам — это как-то чересчур. Но в случае с картинами о резиденте — это вполне допустимо. Дело в том, что фильмы снимались по повестям, написанными теми, кто по долгу службы разбирался в особенностях разоблачения шпионов. Так, по одной из версий, под псевдонимом Олег Шмелёв скрывался Олег Грибанов — генерал-лейтенант и начальник Второго Главного управления, оправленный в отставку в 1964-м после побега на Запад одного из его подчиненных. Ну а Владимиром Востоковым был Владимир Петроченков — по некоторым данным, полковник, прослуживший в органах около 20 лет и прошедший войну; впрочем, про его биографию данных ещё меньше, чем про Шмелева-Грибанова.
Именно эти таинственные писатели-чекисты и придумали историю перевербованного советской разведкой иностранного шпиона Михаила Тульева. За экранизацию их повестей взялся режиссер Вениамин Дорман, который как раз тогда искал новый жанр после провала своей комедии «Приезжайте на Байкал». С исполнителем роли Тульева проблем не было — актера Георгия Жженова утвердили практически без проб; не столько потому, что тот много лет провел в сталинских лагерях, но и после небольшой роли в «Берегись автомобиля». Его партнером по фильму — сотрудником КГБ, который в оперативных целях притворяется вором — стал молодой актер Михаил Ножкин, и роль в этой картине прославила его на всю страну.
Если судить по аудитории, то фильмы о резиденте были менее популярны, чем, например, «Щит и меч» или дилогия про «Сатурн». Первую часть в 1968-м посмотрели 35,4 млн человек, вторую в 1970-м и того меньше — 28,7 млн. Но образ главных героев всё же остался в памяти зрителей, слишком уж характерными актерами были что Жженов, что Ножкин. Но сейчас эти фильмы интереснее смотреть с другой точки зрения — как путеводитель по Москве, которой уже нет. Например, «Судьба резидента» снималась в самом конце 1960-х; понятное дело, что большинство сцен там сняты в павильонах киностудии имени Горького — кабинеты или квартиры редко показывают в кино по-настоящему. Но несколько любопытных видов в этом фильме есть.
Необычные виды Москвы и не только
Например, в кадре «Судьбы резидента» есть гостиница «Россия», строительство которой завершилось в 1967 году; основой для гостиницы стал стилобат восьмой, недостроенной сталинской высотки. Эта гостиница была одной из самых востребованных в Москве, в ней останавливались и командированные из других городов СССР, и иностранцы — в фильме к ней как раз привозят немецких туристов, среди которых, как знают зрители, есть и шпион.
Гостиница была закрыта в 2006 году, а полностью снесена в 2010-м; сейчас на её месте находится парк «Зарядье».
Ещё одной исчезнувшей локацией из фильма, как ни странно, стал Тверской бульвар — один из старейших в столице. Но уже после съемок картины, в 1975 году, были снесены здания (это угол бульвара и Тверской улицы), на фоне которых прогуливаются герои — на их месте сейчас устроен сквер.
Также отдельные сцены снимались на Новом Арбате; тогда эта улица называлась Калининским проспектом, она была проложена через старые арбатские переулки.
Кроме того, есть сцены на Кутузовском проспекте, на Новоарбатском мосту, два переулка — Малый Кисловский (рядом с Никитским бульваром) и 2-й Обыденский (недалеко от Остоженки), Новодевичье кладбище и два аэропорта — Внуково и Шереметьево.
Ещё часть действия сюжета происходит на Северном речном вокзале и у водного стадиона «Динамо», а встречу агенты назначают у входа в ГМИИ имени Пушкина.
Ещё одна любопытная локация — это деревня Шипилово, которая тогда хоть и относилась к Москве, но оставалась такой же, как и раньше. Сейчас о тех топонимах написают одноименные улица и станция метро на юго-востоке столицы.
Ну а рыбу шпионы ездили ловить в Долгопрудный, на пристань «Водники» — это характерное место, где над каналом имени Москвы проходит железная дорога Савеловского направления.
Впрочем, за пределы Москвы съемочная группа выбиралась тоже. Например, в Ленинград (сейчас — Петербург) — там снимали сцены на берегу Невы, и там же нашли «особняк семьи графа Тульева»; им стал особняк Спиридонова, расположенный на Фурштатской улице, дом 58.
Ну а на Запад уже советский разведчик Тульев отбывает из Одессы — соответствующие кадры снимались в порту этого города.