Домой Культура и туризм Острая режущая роль. Киноработы Караченцова затмила театральная постановка

Острая режущая роль. Киноработы Караченцова затмила театральная постановка

40
0

27 октября Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет.

Звездой он стал ещё в 1974-м, после заглавной роли в «Тиле» Театра им. Ленинского комсомола. Потом были «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и фильм «Старший сын» Виталия Мельникова, где Караченцов сыграл первую значительную роль – студента Бусыгина. Триумфальный аккорд прозвучал в 1981 году. Это была постановка «Юнона и Авось». Роль графа Резанова в постановке Николай Караченцов играл без дублёра почти 24 года.

«Суперсверхсупер»

В середине 1970-х популярность некрасивого и при этом обаятельного актёра только набирала высоту. Но с приходом Захарова спектакли «Ленкома» стали модными. Любители сцены передавали из уст в уста: «Это надо видеть!» Билеты были недорогими. Но достать их было задачей архисложной. «К кассам театра с ночи выстраивалась очередь из «химиков» МГУ, которые держались друг за друга – руки «в замок», а утром приходила компания, например, из «физтеха» или МИФИ и отодвигала нас, – рассказывал мне бывший студент химфака Московского университета. – Иногда в надежде приобщиться к прекрасному приезжали курсанты военных училищ. Чтобы устранить конкурентов в форме, студенты срывали с них погоны, и тех забирали в милицию. Процесс покупки билетов назывался «ломкой». Толпы стояли жуткие».

Худрук театра Марк Захаров как-то назвал Караченцова «редкой суперсверхсуперзвездой, медленно переходящей в стадию сверхсверхсуперсупер- большой суперзвезды». И в этой шутке была лишь доля шутки.

Трёх спектаклей и одного фильма было бы вполне дос­таточно, чтобы Николай Караченцов вошёл в историю нашего кино и театра. Хотя после столь ярких работ режиссёры уже не могли и не хотели работать без этого артиста. Его имя на афише гарантировало успех. Караченцов был нарасхват.

Не равные графу Резанову

За 37 лет – 140 ролей только в кино. «Собака на сене», «Приключения Электроника», «Белые Росы», «Человек с бульвара Капуцинов», «Тайны дворцовых переворотов»… И конечно, французский «Профессионал». Мы смотрели детектив и каждый раз надеялись, что, может, теперь герой Бельмондо, говорящий низким с хрипотцой голосом Караченцова, выживет. Но он погибал. А мы включали другие фильмы с участием того и другого. И слушали «Кленовый лист» на виниле. Популярность актёра была такой, что песни человека без начального музыкального образования издавали на пластинках.

Караченцов пел, танцевал, сам выполнял трюки. Он был на экране Петром I, ковбоем, пиратом, майором милиции и парторгом. Да кем только не был! Народ любил его даже за отрицательных героев – у Караченцова и они получались чертовски обаятельными.

Эпоха российского кино: лучшие роли Николая Караченцова

Николай Караченцов снимался в кинолентах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. В картинах все каскадерские трюки актер всегда исполнял сам, без дублеров. «Старший сын», 1975 год.

За 40 лет своей актёрской и музыкальной деятельности артист исполнил более 200 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров — такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме разве что Михаила Боярского). В кино актёр впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову. «Собака на сене», 1977 год.

Он исполнил песни ко многим кинофильмам и мультфильмам. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории. «Короли и капуста», 1978 год.

В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера. В мае 2007 года прошла презентация 12-дисковой антологии песен из его репертуара. «Приключения Электроника», 1979 год.

Актер создал Школу искусств Николая Караченцова, где обучал молодежь танцам, степу. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись», 1979 год.

Отец Пётр Яковлевич Караченцов много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967 год). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к, балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах. «Благочестивая Марта», 1980 год.

Николай Караченцов работал также на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке роли французского актера Жана Поля Бельмондо. Актер озвучивал и многие мультфильмы, такие как «Ловушка для Бамбра», «Пес в сапогах» и др. Николай Караченцов много работал на телевидении и радио. «Трест, который лопнул», 1982 год.

Голосом Николая Караченцова говорят многие герои мультфильмов, самые популярные из них — «Алиса в стране чудес», «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Лиса Патрикеевна», «Каша из топора», «Ловушка для Бамбра» и другие. «Белые росы», 1983 год.

Портрет Николая Караченцова изображён на монете достоинством в 1 новозеландский доллар, посвящённой рок-опере «Юнона и Авось». © РИА Новости / «Юнона и Авось», 1983 год.

«Без риска немыслим поиск, а без поиска какое же искусство?» — эти слова в одном из своих ранних интервью Николай Караченцов произнес неспроста. Юбиляр считается человеком рисковым, он никогда не жалел себя, что в работе, что в жизни. «Батальоны просят огня», 1985 год.

Николай с юности держал себя в форме, и, помимо бальных танцев (его мать была профессиональным балетмейстером) занимался боксом. «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год.

Еще в 10-м классе Николай Караченцов начал заниматься в студии самодеятельности для школьников при Центральном детском театре. Там он сыграл свою первую роль в спектакле «Фигаро». Тогда же Николай решил стать актером. «Криминальный квартет», 1989 год.

В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса — профессор Виктор Монюков). В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в Московский театр имени Ленинского комсомола. «Петербургские тайны», 1994 год.

Николай Караченцов, играя в драмах, комедиях, детективах, исторических, музыкальных и детских фильмах ведущих режиссёров страны, создал незабываемые оригинальные образы: от простых парней, красавцев-любовников, офицеров, придворных и слуг, до графов и монархов «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998 год.

Караченцов играл в фильмах вместе с самыми знаменитыми артистами, это были: Ролан Быков, Валерий Золотухин, Михаил Боярский, Игорь Костолевский, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Татьяна Васильева, Елена Яковлева, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Ада Роговцева, Борис Щербаков, Леонид Куравлёв. «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», 1999 год.

Герою Караченцова присуща своеобразная, очень динамичная пластика, резкие и очень точные и ловкие движения. Наиболее характерный и плодотворный для Караченцова жанр — эксцентрическая музыкальная комедия. На протяжении без малого 40 лет Николай был неизменно любимцем театральной Москвы, а по кинофильмам его знал весь СССР. «Тайны дворцовых переворотов», 2000 год.

Караченцов признался, что больше всего жалеет только об одном – о ролях, которые ему так и не довелось сыграть в театре. «Шут Балакирев», 2002 год.

Семидесятилетие актера Николая Караченцова отметили в его родном московском театре «Ленком». «Тартарен из Тараскона», 2003 год.

Николай Караченцов снимался в кинолентах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. В картинах все каскадерские трюки актер всегда исполнял сам, без дублеров. «Старший сын», 1975 год.

За 40 лет своей актёрской и музыкальной деятельности артист исполнил более 200 песен. Караченцов возглавляет плеяду поющих актёров — такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег (кроме разве что Михаила Боярского). В кино актёр впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову. «Собака на сене», 1977 год.

Он исполнил песни ко многим кинофильмам и мультфильмам. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории. «Короли и капуста», 1978 год.

В 1996 году вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актера. В мае 2007 года прошла презентация 12-дисковой антологии песен из его репертуара. «Приключения Электроника», 1979 год.

Актер создал Школу искусств Николая Караченцова, где обучал молодежь танцам, степу. «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кровавая надпись», 1979 год.

Отец Пётр Яковлевич Караченцов много лет проработал в журнале «Огонёк» художником-графиком, заслуженный художник РСФСР (1967 год). Мать Янина Евгеньевна Бруна́к, балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах. «Благочестивая Марта», 1980 год.

Николай Караченцов работал также на дублировании зарубежных фильмов, озвучивал на русском языке роли французского актера Жана Поля Бельмондо. Актер озвучивал и многие мультфильмы, такие как «Ловушка для Бамбра», «Пес в сапогах» и др. Николай Караченцов много работал на телевидении и радио. «Трест, который лопнул», 1982 год.

Голосом Николая Караченцова говорят многие герои мультфильмов, самые популярные из них — «Алиса в стране чудес», «Пёс в сапогах», «Кот Котофеевич», «Лиса Патрикеевна», «Каша из топора», «Ловушка для Бамбра» и другие. «Белые росы», 1983 год.

Портрет Николая Караченцова изображён на монете достоинством в 1 новозеландский доллар, посвящённой рок-опере «Юнона и Авось». © РИА Новости / «Юнона и Авось», 1983 год.

«Без риска немыслим поиск, а без поиска какое же искусство?» — эти слова в одном из своих ранних интервью Николай Караченцов произнес неспроста. Юбиляр считается человеком рисковым, он никогда не жалел себя, что в работе, что в жизни. «Батальоны просят огня», 1985 год.

Николай с юности держал себя в форме, и, помимо бальных танцев (его мать была профессиональным балетмейстером) занимался боксом. «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 год.

Еще в 10-м классе Николай Караченцов начал заниматься в студии самодеятельности для школьников при Центральном детском театре. Там он сыграл свою первую роль в спектакле «Фигаро». Тогда же Николай решил стать актером. «Криминальный квартет», 1989 год.

В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ (руководитель курса — профессор Виктор Монюков). В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в Московский театр имени Ленинского комсомола. «Петербургские тайны», 1994 год.

Николай Караченцов, играя в драмах, комедиях, детективах, исторических, музыкальных и детских фильмах ведущих режиссёров страны, создал незабываемые оригинальные образы: от простых парней, красавцев-любовников, офицеров, придворных и слуг, до графов и монархов «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998 год.

Караченцов играл в фильмах вместе с самыми знаменитыми артистами, это были: Ролан Быков, Валерий Золотухин, Михаил Боярский, Игорь Костолевский, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Татьяна Васильева, Елена Яковлева, Ольга Кабо, Дмитрий Харатьян, Ада Роговцева, Борис Щербаков, Леонид Куравлёв. «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского», 1999 год.

Герою Караченцова присуща своеобразная, очень динамичная пластика, резкие и очень точные и ловкие движения. Наиболее характерный и плодотворный для Караченцова жанр — эксцентрическая музыкальная комедия. На протяжении без малого 40 лет Николай был неизменно любимцем театральной Москвы, а по кинофильмам его знал весь СССР. «Тайны дворцовых переворотов», 2000 год.

Караченцов признался, что больше всего жалеет только об одном – о ролях, которые ему так и не довелось сыграть в театре. «Шут Балакирев», 2002 год.

Семидесятилетие актера Николая Караченцова отметили в его родном московском театре «Ленком». «Тартарен из Тараскона», 2003 год.

Но перепрыгнуть планку «Юноны и Авось» никому из режиссёров не удалось. Иные критики считают, что, несмотря на обширную фильмографию Караченцова, своего «Захарова» на экране он так и не нашёл. Даром что многие ленкомовцы переходили из одной картины Марка Анатольевича в другую. Артист сам однажды признался: «Есть горечь, что кино не предложило роль, равную графу Резанову».

Трудно припомнить хоть один такой же феномен, когда театральная постановка зат­мила в карьере артиста все его многочисленные киноработы.

Постановка «Юноны и Авось» стала чудом, которое сотворили в безбожное время пять талантливых мужчин: поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников, режиссёр Марк Захаров, хореограф Владимир Васильев. И актёр Николай Караченцов. Без харизмы которого ничего не было бы.

Сагу о «карих вишнях» Вознесенский написал, когда окончательно расстался с акт­рисой Татьяной Лавровой, которую любил, будучи женатым на Зое Богуславской. А в 1980-м вставил её в текст рок-оперы Рыбникова.

Культовые актёры рок-оперы «Юнона и Авось»

Кончита — заслуженная артистка РСФСР Елена Шанина. © РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Граф Николай Резанов — заслуженный артист РСФСР Николай Караченцов. © РИА Новости / Владимир Вяткин

Фернандо Лопес, жених Кончиты, а также Пылающий еретик — Александр Абдулов. © www.globallookpress.com

Главный Сочинитель — Павел Смеян.

Губернатор Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо, отец Кончиты — Владимир Ширяев.

Падре Абелья — Виллор Кузнецов.

Морские офицеры — Владимир Белоусов, Роман Овчинников, Владимир Кузнецов, Сергей Греков.

Спектакль в театре «Ленком». В роли графа Резанова — Виктор Раков. © www.globallookpress.com

Сцена из спектакля «Юнона и Авось» в исполнении артистов Ленинградского ВИА «Поющие гитары» Александра Трофимова (Резанов) и Аллы Кожевниковой (Кончита). © РИА Новости / Юрий Сомов

Кончита — заслуженная артистка РСФСР Елена Шанина. © РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Граф Николай Резанов — заслуженный артист РСФСР Николай Караченцов. © РИА Новости / Владимир Вяткин

Фернандо Лопес, жених Кончиты, а также Пылающий еретик — Александр Абдулов. © www.globallookpress.com

Главный Сочинитель — Павел Смеян.

Губернатор Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо, отец Кончиты — Владимир Ширяев.

Падре Абелья — Виллор Кузнецов.

Морские офицеры — Владимир Белоусов, Роман Овчинников, Владимир Кузнецов, Сергей Греков.

Спектакль в театре «Ленком». В роли графа Резанова — Виктор Раков. © www.globallookpress.com

Сцена из спектакля «Юнона и Авось» в исполнении артистов Ленинградского ВИА «Поющие гитары» Александра Трофимова (Резанов) и Аллы Кожевниковой (Кончита). © РИА Новости / Юрий Сомов

«Это был крик души»

Нынешней молодёжи невдо­мёк, что фразу «Российская империя – тюрьма. Но за границей та же кутерьма» могла не пропустить цензура. Что кому-то могли не понравиться православные молитвы с песнопениями («Аллилуйя!», «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, Господи!»). Но…

Успешные гастроли за границей. Хореография, не устаревшая до сих пор. Музыка, вызывающая оторопь. И главный исполнитель, который играл на разрыв аорты. Проживая на сцене судьбу Резанова. Любя, страдая, плача…

Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: Боже Всевышний,
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу.

Получился гимн любви и отваги. Слушаешь – и всякий раз мурашки по коже. Смотришь на Резанова и Кончиту (Елену Шанину) – и слепнешь от слёз.

Случайного в этом мире нет ничего. И в том, что Резанова звали Николаем Петровичем. И в том, что бессмертная история любви пережила застой, перестройку, распад СССР… Сколько мюзиклов ставили потом в новой России – и ни один не был так популярен. Романс «Ты меня на рассвете разбудишь» стал хитом на все времена. Хотя Алексей Рыбников возлагал на него меньше всего надежд. «Мелодия казалась слишком простой, – говорил он мне в интервью. – А композитору всегда хочется чего-то интересненького, с изюминкой».

«Почему «Юнона и Авось» столько лет идёт с аншлагом?» – спрашивала я. «Это был крик души, – отвечал композитор. – Там серьёзная, глубокая основа. С публикой не заигрывали. И не было ориентации на рынок. Я был уверен, что ни одна из мелодий не станет хитом. Религиозные музыка и тема, ария Богородицы, сложные стихи с контрфорсами Вознесенского…»

И отчего мюзиклы не очень заходят нашему зрителю-слушателю, Рыбников нашёл объяснение: «Катарсиса нет! Наш человек хочет в театре потрясений, чтобы ему всю душу вывернули наизнанку». «Юнона и Авось» выворачивает души до сих пор.

В Красноярске, на месте, где предположительно был похоронен граф Резанов, стоит белый крест с двумя надписями: «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764–1807. Я тебя никогда не увижу» и «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791–1857. Я тебя никогда не забуду».

А на могильном памятнике Николая Караченцова в Москве – его фото: актёр в роли графа Резанова. На коленях. В расстёгнутой белой рубашке. Таким и будем помнить.

Открытие памятника Николаю Караченцову в Москве

Памятник актеру Николаю Караченцову на Троекуровском кладбище. © РИА Новости / Илья Питалев

Вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. © РИА Новости / Илья Питалев

Вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Сын Николая Караченцова Андрей Караченцов (в центре). Справа — актриса Инна Чурикова. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Родственники Николая Караченцова у его памятника на Троекуровском кладбище. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Директор театра «Ленком» Марк Варшавер. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Актриса Наталья Дрожжина. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Инна Чурикова. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Художественный руководитель Московской областной филармонии, композитор Максим Дунаевский. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Люди, пришедшие почтить память актера Николая Караченцова. © РИА Новости / Илья Питалев

Памятник актеру Николаю Караченцову на Троекуровском кладбище. © РИА Новости / Илья Питалев

Вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. © РИА Новости / Илья Питалев

Вдова Николая Караченцова Людмила Поргина. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Сын Николая Караченцова Андрей Караченцов (в центре). Справа — актриса Инна Чурикова. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Родственники Николая Караченцова у его памятника на Троекуровском кладбище. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Директор театра «Ленком» Марк Варшавер. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Актриса Наталья Дрожжина. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Инна Чурикова. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Художественный руководитель Московской областной филармонии, композитор Максим Дунаевский. © Агентство городских новостей «Москва» / Софья Сандурская

Люди, пришедшие почтить память актера Николая Караченцова. © РИА Новости / Илья Питалев