Домой Культура и туризм Поклонницы, тюрьма и роковой трамвай. Судьбы юных актеров из комедий Гайдая

Поклонницы, тюрьма и роковой трамвай. Судьбы юных актеров из комедий Гайдая

268
0

Дети-актеры в советском кино снимались часто и помногу, но в основном — в фильмах, рассчитанных на детскую и подростковую аудиторию. Во «взрослых» картинах они появлялись разве что в ролях второго плана, хотя и там умудрялись запомниться зрителям, особенно если за дело брался такой мастер, как Леонид Гайдай. Этот режиссер скрупулезно подходил к деталям, которые только украшали его работы, вдумчиво выбирал актеров даже для короткого появления в кадре, а короткие сцены его комедий иногда запоминались лучше, чем фильмы его коллег — именно поэтому картины Гайдая становились хитами проката и приносили государству огромные деньги. Свою дотошность он переносил и на юных актеров, хотя в его фильмах они очень редко играли главные роли.

Сергей Тихонов — «Деловые люди», 1962

Поначалу Гайдай собирался снимать в альманахе по рассказам О. Генри актрису-травести, пригласил Надежду Румянцеву, с которой уже работал на съемках фильма «Трижды воскресший». Но трюк, подобный тому, что провернули на съемках «Золушки» с Яниной Жеймо, на этот раз не удался — 32-летней Румянцевой не удалось убедительно изобразить на экране хулиганистого подростка. Режиссер списал это на различия между театром и кино и отправил ассистентов искать ребенка-актера.

После нескольких проб роль Джонни Дорсета в новелле «Вождь краснокожих» досталась 12-летнему школьнику из Москвы — Сережа Тихонов сразу покорил Гайдая своей непосредственностью и отсутствием пиетета перед взрослыми актерами. В итоге именно эта новелла стала самой популярной в альманахе — не в последнюю очередь за счет игры юного актера. Вскоре после «Деловых людей» Тихонову предложили новую роль — Мальчиша-Плохиша в экранизации «Сказки о Мальчише-Кибальчише», где он снова перетянул на себя всё внимание,  колоритно сыграв этого злодея, продавшего своих друзей за бочку варенья и корзину печенья.

В 17 лет Тихонов снялся и в третьем своем фильме — это была «Дубравка» с юной актрисой Линой Бракните. Дальнейшая жизнь Тихонова с кино оказалась не связанной, хотя после окончания школы он пробовал поступить во ВГИК, но не прошел по конкурсу. Он работал на заводе, отслужил в армии, вернулся — и в 21 год трагически погиб под колесами трамвая; правда, достоверно обстоятельства его смерти неизвестны — по некоторым данным, это была месть дельцов с московского ипподрома удачливому игроку.

Татьяна Градова — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965

Спустя три года Гайдаю для его следующего фильма снова потребовался ребенок – правда, не такой взрослый, как в «Деловых людях». Кастинг не проводился, и на роль девочки, за которой присматривает Шурик (Александр Демьяненко) по просьбе своей квартирной хозяйки Марьи Ивановны (Мария Кравчуновская), он взял дочку своего знакомого, поэта Петра Градова, который к тому же ещё и жил по соседству. Роль у 4-летней Татьяны Градовой была не самой большой, но потрудиться пришлось — и особенно сетовала на жаркие софиты в павильоне.

В кино она больше не снималась, но ВГИК окончила — правда, театроведческий факультет. Потом отучилась в Литературном институте и фактически пошла по стопам отца. А вот её брат Андрей стал известным актером, окончил Щукинское театральное училище, а зрители могут его помнить по ролям в фильмах «Место встречи изменить нельзя» (опер Коля Тараскин), «Берегите женщин» (студент Женя) и «Гостья из будущего» (обыватель Ишутин). Отметим, что в «Операции «Ы» Татьяна Градова снималась вскоре после трагедии — в 1963-м их семья попала в автокатастрофу, в которой погибла её и Андрея мать.

Дмитрий Николаев/Александра Лисютина — «Бриллиантовая рука», 1968

Экранных детей четы Горбунковых (Юрий Никулин и Нина Гребешкова) сыграли новички в кино — 7-летний Дмитрий Николаев, сын поэта-фронтовика Александра Николаева, и 4-летняя Александра Лисютина. Роли у них были, разумеется, небольшими, а зрителям, пожалуй, больше всего запомнился эпизод в кафе, перед которым Лёлик (Анатолий Папанов) наставлял своего напарника Гешу (Андрей Миронов): «Дитям — мороженое, его бабе — цветы. Смотри, не перепутай, Кутузов!»

После «Бриллиантовой руки» Александра в кино не снималась — она выучилась на стоматолога и работала по специальности; трагически скончалась в 2011 году, когда ей было 47 лет. А Дмитрий Николаев пошел по театральной линии — после школы работал в театре-студии на Красной Пресне, потом окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, был режиссером в различных театрах России и стран СНГ; наибольшую известность он получил как постановщик радиоспектаклей, в том числе — за рубежом, за что не раз награждался различными призами.

В «Бриллиантовой руке» был ещё один юный артист — сын Юрия Никулина, 11-летний Максим, который сыграл эпизодическую роль мальчика с сачком; именно его пинает герой Андрея Миронова в сцене на море. В кино Максим Юрьевич больше не снимался, он окончил журфак МГУ, работал в СМИ, а после смерти отца продолжил его дело и возглавил цирк на Цветном бульваре.

Александр Лапшин — «Двенадцать стульев», 1971

Экранизацию романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова Гайдай снимал в Рыбинске, а начинался фильм со сцены, в которой Остап Бендер (Арчил Гомиашвили) произнес известную фразу: «Может, тебе ещё ключ от квартиры, в которой деньги лежат?» Собеседником Бендера был мальчишка-беспризорник, выпрашивающий у гостя города деньги («Дядя! Дай десять копеек!»).

Этого мальчишку Гайдай начал искать прямо на месте съемок — один из местных пацанов отказался, а вот Александр Лапшин согласился — его переодели в лохмотья, а вот грим оказался лишним, поскольку у новичка была собственная, очень характерная внешность. Никаких особых последствий от минутной сцены для Лапшина не случилось — если только друзья гордились знакомством со «звездой». В титры фильма он не попал, больше в кино не снимался; уже подростком получил срок за хулиганство, а после отсидки перебивался случайными заработками и, как пишет автор канала «КиноПровинция», умер в начале нулевых от онкологии, в возрасте 40 лет.

Александр Лойе — «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992

В свой последний фильм Гайдай пригласил почти профессионального юного актера. 8-летний Александр Лойе снимался с 1988 года, в его фильмографии была, например, картина «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и с полдюжины выпусков «Ералаша». В комедии про советского разведчика в Америке Лойе досталась роль Сёмы, внука советских же агентов-радистов (их играли Евгений Весник и Наталья Крачковская), который съел бумажку с секретным паролем для главного героя. Впрочем, окончательно Лойе прославился чуть позже гайдаевского фильма — в 1993 году он стал лицом рекламы напитка «Херши-кола». Юная звезда после школы окончил Высшее театральное училище имени Щепкина, снимался в кино, а среди фильмов с его участием уже в наше время были сериалы «Молодой Волкодав», «Побег», «Апофегей», «Орлова и Александров».