Народная артистка РСФСР Лариса Лужина известна всем по картинам «Вертикаль», «На семи ветрах», «Любовь Серафима Фролова» и др.
Aif.ru побеседовал об актуальных вопросах с легендарной актрисой на Международном фестивале «Евразия-Кинофест», собравшем 26 стран, где Лариса Анатольевна была почетной гостьей и приняла участие в масштабных круглых столах.
Ольга Шаблинская, aif.ru:Лариса Анатольевна, знаю, что вы очень тепло относитесь к актеру Александру Домогарову. Сейчас против его гастрольной поездки в Израиль развернулась целая кампания. В июле у народного артиста России Александра Домогарова в Израиле запланированы три музыкальных спектакля «Вертинский». Билеты уже проданы. Тем не менее, проукраинские активисты пробуют организовать отмену спектаклей российского артиста Израиле.
Лариса Лужина: Я считаю, что это полная глупость. Искусство есть искусство. Сколько в Израиле живет людей, которые любят Вертинского, хотят его песни послушать, соприкоснуться, узнать много нового из этого спектакля, из истории, из жизни самого Вертинского. Я считаю, что этот спектакль никакого отношения к политике не имеет.
Помимо украинцев, в Израиле живёт много русских и людей других национальностей, которые с удовольствием хотят узнать, посмотреть и послушать Вертинского. Вертинский — это наша история. Вертинский 25 лет хотел попасть обратно в Россию, два-три раза подавал прошения. Почему его не пускали назад, непонятно, он любил Россию всей своей душой. Ну, случилось так, может быть, по глупости своей, по ошибке, по молодости он попал на этот пароход и уехал за границу. Но 25 лет пытался вернуться, он жил только Россией, вспоминал и пел о ней, жил страной своей, своей русской Россией. Поэтому как можно спектакль о нем пытаться запретить?
— Одни из зачинщиц бойкота — Анна Монгайт*, проживающая в Голландии, и Ксения Ларина*, пустившая корни в Португалии. В соцсетях они развернули кампанию против Домогарова, ставя ему в вину работу в Театре Российской Армии и поддержку СВО.
— Причем здесь то, что Домогаров поддерживает СВО? Какое это имеет отношение к Вертинскому? Музыка, балет, литература — это всё вне политики должно быть, понимаете? Это то, что людей соединяет, то, что активизирует в каждом человеке всё, что есть в нём хорошее. Может быть, как раз это и нужно, чтобы деятели культуры стали ездить в страны друг друга сегодня, чтобы, наконец, как-то все сдвинулось с места, чтобы, наконец, мог наступить тот мир, который мы ждем, который мы хотим, в котором хотим жить, чтобы жили наши дети, наши внуки.
— Промоутер, гражданин Израиля продюсер Герман Хазанов четко обозначил свою позицию: «Я не готов участвовать в воинах третьих стран, у меня своя война и мой сын в Газе. Про конфликт России и Украины я предпочитаю, чтобы думали россияне и украинцы. И желательно, не на диванах в теплых европейских странах, а в странах, за которые они топят. Тогда все будет по-честному».
— Тут даже добавить нечего. Этот продюсер Хазанов абсолютно прав. Всё, что затеяно против Домогарова, чистый бред. Кто-то это, скорей всего, точно проплатил. Я не понимаю, почему иноагенты, настроенные против России, вмешиваются уже даже в дела Израиля. Это, правда, бред какой-то.
— Вы очень высоко оцениваете Домогарова как актера. Расскажите, пожалуйста, в скольких картинах вы вместе снимались?
— Мы вместе с Сашей играли в «Марше Турецкого», «Возвращении Турецкого» и «Тайнах дворцовых переворотов». Я его действительно очень люблю как актёра. Считаю, что он прекрасный, гениальный артист. Для меня лично — один из лучших.
— «Вертинского», вокруг которого затеяли сыр-бор Анна Монгайт и Ксения Ларина, смотрели в исполнении Домогарова?
— Да, буквально неделю назад, посмотрела «Вертинского», Сашин моноспектакль. Я считаю, что он сделал огромнейшую работу. Причём очень талантливую. Сидишь три часа и на одном дыхании всё это смотришь, слушаешь и воспринимаешь. Я правда была в хорошем смысле потрясена.
— Чем же именно вас так поразил Домогаров?
— Это невероятно, как Саша умеет вжиться в образ. Причём не гроссируя, не картавя, ничего не делая «под Вертинского» совершенно. Он только один единственный жест рукой повторяет — по сюжету, у него джазовый квартет, и он им руководит, поэтому делает рукой такое же движение, как Вертинский, повторяет такой же жест.
Одним словом, ты даже не можешь провести границу, где Вертинский, а где Домогаров. Они настолько слились в воедино.
Слушаешь в исполнении Домогарова эти воспоминания Вертинского, и ты просто видишь его на сцене.
— Я слышала противоположное мнение — мол, внешне общего между Домогаровым и Вертинским ничего нет.
— Да, я слышала, многие говорят: вот, Саша там выглядит как-то не так. Не знаю, по мне, он как раз очень точно совершенно попал в десятку, потому что он похож в своем спектакле на Вертинского. Я сразу вспомнила «Анну на шее» и великого князя в исполнении Александра Николаевича Вертинского. («Анна на шее» — советский художественный фильм, снятый в 1954 году Исидором Анненским по своему сценарию, написанному по одноимённому рассказу А. П. Чехова. Лидер кинопроката — картину посмотрели 31,9 млн зрителей — прим. ред).
Домогаров в этом же возрасте и играет Вертинского, понимаете? Саша произносит со сцены воспоминания Вертинского, где ему уже за 60. Всё логично, Саше тоже столько же лет. Одним словом, Александр Домогаров сделал великую работу, в очередной раз показал себя просто потрясающим артистом. И я очень бы хотела, чтобы зрители в Израиле смогли увидеть его спектакль «Вертинский». Несмотря на происки некоторых недалеких людей.
* Внесён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов