Ольгу Зарубину хорошо знают по песням, которые написал для нее композитор Вячеслав Добрынин: «На теплоходе музыка играет», «Ты приехал», «Тень» и другие. Также певица — победительница 3-го сезона шоу «Суперстар! Возвращение». В большом интервью для сайта aif.ru Ольга Зарубина среди прочего рассказала, как народная артистка СССР Алла Пугачева в своё время пыталась её «утопить».
«Есть много «подводных камней»
Ольга Шаблинская, aif.ru: Ольга, у меня не самый приятный вопрос… Вы не задумывались, почему, имея такой голос, вы так и не выбились в суперзвезды нашей эстрады, какими были Алла Пугачева, София Ротару, Лариса Долина?
Ольга Зарубина: Не только от голоса все зависит… Есть очень много, скажем так, «подводных камней». Тогда ведь была серым кардиналом Алла Пугачева. В нашей стране существовала основная музыкальная редакция ЦТ, которая выпускала смотрибельные программы, где рождались хиты. Когда в 1979 году готовился «Голубой огонек», Давид Тухманов предложил мне спеть его песню «Так не должно быть» вместе с Михаилом Боярским. Ее отсняли, она очень понравилась публике. А вот когда снимали «Песню года» в том же году, там как раз должна была Пугачёва выступать со своим хитом «Лето». Но, наверное, она решила, что два хита на один концерт — это многовато. И нас вырезали. Чтобы убрать песню Тухманова!.. Извините меня, но это был глыба — и человек, и композитор. И чтобы его вырезать, это надо очень постараться. После этого случая, когда меня вырезали вместе с Боярским, музыкалка меня уже не брала. Там был такой Пронин, главный режиссер этой редакции. Как мне рассказали, он на дух не переносил мою фамилию.
— Чем же вы ему навредили?
— Я с ним никогда не сталкивалась нигде, не ругалась. При этом он на дух меня не переносил, говорили мне. И всё, и меня не снимали… Пугачева сказала своё слово.
Я подобных историй очень много знаю, когда артистов из-за Пугачёвой вырезали из программы. Я слышала, что Пугачева была любимицей сына Брежнева, на минуточку. Поэтому, конечно, тут все возможно.
— Что вы чувствовали тогда?
— Было невероятно обидно, что Пугачева могла позволить себе такое отношение к людям. Когда «хоронились» действительно талантливые. Обидно, что именно к талантливым людям с необыкновенными красивыми голосами, вокалом было у нее такое отношение. Этого не должно быть вообще в искусстве, на сцене. Везде на голосах зарабатывают огромные деньги, потому что это талант, от Всевышнего данный, причём редкий талант. Люди должны слышать эти красивые голоса. А у нас их почему-то топили из-за чьего-то желания.
Голосом не вышла
— А почему вас могла невзлюбить Алла Пугачева?
— Если учесть, что у Пугачёвой голос — около одной октавы, все становится ясно. Этого маловато для вокала. Вокал в моем понимании —это, во-первых, соответствующий диапазон. Чтобы были разные краски у голоса, где есть нижние тона, средние, верхние. Причём ты должен уметь пользоваться всеми этими регистрами. У Пугачевой, повторюсь, голос в одну октаву был. А у меня — две с половиной октавы.
— Но ее любили в СССР миллионы…
— Пугачёва, действительно, была сильная в речитативе, она могла правильно построить фразы, сделать акценты на нужных словах, в правильном месте. Она брала за душу, у многих даже мурашки бежали от ее манеры исполнения. То есть драматургия у неё сильная, тут я не могу ничего сказать. Но именно вокала как такового нет. Я не из вредности это говорю. Вокал — это совсем другое. Например, Shaman, его вокал. Это сила, мощь, яркость. И это тяжелый труд, я прямо скажу. Речитативом, как у Пугачевой, можно петь три часа на сцене. А с вокалом ты через час уже выжатый, как лимон, выйдешь. Ты потеряешь и вес, и энергию.
Я всегда привожу в пример, что должно быть эталоном вокала, — это Селин Дион и Уитни Хьюстон. Когда говорят: ой, у него сильный голос, или ой, у него слабый — нет, это неправильная трактовка вокала. Ты можешь петь и субтоном, и фальцетом, главное — не надо орать. Когда говорят, что «голос сильный», у меня сразу ассоциация с ором. Можно орать, да, и некоторые у нас действительно орут, а не поют, к сожалению.
— Ходят слухи, Пугачева потеряла голос из-за возлияний и курения. Например, Александр Градский в интервью незадолго до смерти сказал, что с голосом надо грамотно обращаться, а Пугачева, мол, все время пила холодное шампанское и, испортила голос, мол, голос — это инструмент и ним нельзя обращаться абы как.
— Мне кажется, что если голос есть, он останется. Яркий пример — Уитни Хьюстон, которая страдала от наркотической зависимости. Вспомните один из последних ее концертов в Германии. Конечно, у неё стояла мощная бэк-вокал-группа, но всё равно она пела и брала сложные ноты.
А ведь запрещенные вещества поражают связки, узлы. И все равно, повторюсь, она пела.
Что же касается Пугачевой, почему она стала хрипеть, я не знаю. Может, она много курила. А от курева может быть много хрипоты. Но если говорить о вокале, то я уже сказала, что такое вокал. У нее и не было особого вокала.
Подарок свыше
— Вы упомянули талантливого молодого певца Ярослава Дронова, ныне известного всем под псевдонимом Shaman, написавшего знаменитые хиты «Встанем», «Я русский», «Моя Россия» и другие. В 2013 году он был участником телешоу «Фактор А» на телеканале «Россия», где председателем жюри была Алла Пугачева. После того, как она отчислила Дронова с проекта, Алла Борисовна сказала, что она «очень рада» и случилось то, что должно было случиться. Молодой исполнитель в ответ сказал фразу, которая сегодня активно обсуждается в СМИ: «Вы обо мне ещё услышите!» Зачем такого парня голосистого так было рубить?
— Я отвечу фразой одного известного человека: любой талант оценит гения. Поэтому талантливые люди никогда не зарубят другого талантливого человека. Более того, не будут завидовать ему, потому что они сами талантливые. Вот так.
— Кстати, а что певица Зарубина делает для сохранения своего чистого тембра, который вообще никак не меняется десятилетиями?
— Ничего не делаю и не делала. И никогда не распеваюсь перед концертом. Кстати, Уитни Хьюстон тоже никогда не распевалась, я смотрела однажды её интервью, где ее спросили: а вы распеваетесь? Она говорит: нет, я никогда не распеваюсь перед концертом.
Что же касается вашего вопроса, причины сохранности моего вокала, наверное, в том, что я не курю, не пью, я позитивная. И, скорее всего, это все-таки высшие силы, видимо, меня берегут. Именно они дали мне этот голос, этот бриллиантовый подарок свыше.