Домой Культура и туризм Радость и боль пани Терезы. О чём жалела ушедшая на днях Зоя...

Радость и боль пани Терезы. О чём жалела ушедшая на днях Зоя Зелинская

257
0

1 мая на сцене Московского академического театра Сатиры состоялось прощание с Зоей Зелинской. Народная артистка России умерла 29 апреля на 95 году жизни — врачи Центральной клинической больницы, куда Зоя Николаевна попала после инсульта, не смогли её спасти.

Прощание с Народной артисткой РСФСР Зоей Зелинской

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

© АиФ / Игорь Харитонов

«Всегда блестящая, элегантная»

Проститься с Зелинской пришли родные, близкие, коллеги. И каждый, кто произнёс прощальные слова, вспоминал, что Зоя Николаевна всю свою жизнь отдала одному-единственному театру — Театру Сатиры, прослужив в нём 70 лет. Вернее, почти 70 лет — этот юбилей готовились отметить 8 мая…

«Уходит поколение, которое создало славу нашему театру, — говорит народный артист, режиссёр-постановщик Театра Сатиры Юрий Васильев. — Я теперь думаю, как бы нам сохранить и передать главное, основное качество этого поколения — достоинство, достоинство в профессии. У Зои Николаевны был принцип — никогда ничего не проси и никогда ни от чего не отказывайся. Когда я пришёл в театр, она играла много ролей и никогда не гнушалась выступить на подмене. За четыре дня она ввелась в спектакль „Гнездо глухаря“. А ведь это была роль переводчицы, и там было четыре страницы итальянского текста. Так вот — когда состоялась премьера, все были уверены, что Зоя Николаевна свободно владеет итальянским языком. Всегда подтянутая, всегда блестящая, всегда элегантная, всегда на каблуках — женщина до последней минуты… Спасибо вам, Зоя Николаевна!»

Художественный руководитель Театра Сатиры Сергей Газаров также отметил, что Зелинская была одной из самых красивых женщин своей эпохи. «Она подарила театру 70 лет своей жизни, а это значит, что она не может просто так уйти из памяти. Зоя Николаевна останется с нами очень и очень надолго, быть может, навсегда, — заявил Сергей Ишханович. — Несколько поколений молодёжи театра росло и развивалось, глядя на неё. Мне, к сожалению, не пришлось с ней поработать. Но я всегда имел её в виду, всегда рисовал вокруг неё образы, которые она могла бы играть. И, знаете, все эти образы были величественными — сильные, красивые, гордые женщины. Это величие, это достоинство навсегда останутся с нами…»

«Ролей в театре не дам»

Всё сказанное верно. Но не совсем полно раскрывает творческий путь актрисы. Возможно, виной тому инерция восприятия. В одном из интервью Зоя Николаевна вспоминала, что легендарный Валентин Плучек, бывший художественным руководителем Театра Сатиры 43 года, с 1957 по 2000 гг., говорил: «Вы — маски! Я не дам вам ролей в театре!»

Плучек имел в виду занятость Зелинской, а также её коллег по МАТС Михаила Державина и Ольги Аросевой в самом успешном проекте советского телевидения — комедийном эстрадно-развлекательном спектакле-сериале «Кабачок 13 стульев», который выходил в эфир с 1966 по 1980 гг. Зоя Николаевна не раз вспоминала, что все эти 16 лет Плучек страшно ревновал своих актёров к этому телепроекту. Сказался он, по её мнению, и на кинокарьере — мало кто из режиссёров хотел брать на роли в своих фильмах участников востребованной телепередачи.

А ведь «Кабачок» действительно был не просто удачным и успешным, но и суперпопулярным — его поклонником был лидер СССР Леонид Ильич Брежнев, который по возможности не пропускал ни одного выпуска. Да что там хотя бы и Брежнев! Обыкновенный московский школьник Коля, герой повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» и её экранизации «Гостья из будущего», торопится домой из того самого будущего, чтобы успеть к эфиру своей любимой программы: «Ведь придётся ещё флипать через полгорода, а в восемь часов начнётся „Кабачок“». Теперь представьте масштаб. С одной стороны у нашего Коли — светлое завтра. С роботами, увлекательными приключениями, космическими пиратами и очаровательной Алисой Селезнёвой, а с другой — «Кабачок 13 стульев». И последнее перевешивает. Возможно, не в последнюю очередь из-за того, что в телепередаче постоянно появляется обворожительная красавица пани Тереза. Именно в этой роли прославилась на весь Советский Союз Зелинская.

Между прочим, по её собственным словам, «Кабачок» мог бы не состояться вовсе. Когда её первому мужу, Георгию Зелинскому, предложили сделать телепередачу на основе юмористических сценок, дело не клеилось. До тех самых пор, пока актриса не увидела в проекте перспективу создания постоянной программы — с музыкальными номерами и яркими, запоминающимися персонажами. Разумеется, одной из самых ярких звёзд «Кабачка» была её пани Тереза — эффектная певица в эффектных платьях и не менее эффектных шляпах. Своего рода икона стиля для многих советских женщин, которые даже писали письма с просьбами продемонстрировать в следующем выпуске передачи платье из прошлого выпуска. Для того, чтобы подробнее рассмотреть крой и завести себе такой же или похожий наряд…

Официально история «Кабачка 13 стульев» закончилась в 1980 году из-за политических осложнений в Польше. Но фактически она продолжалась многие годы спустя. Актёров и актрис, которые сделали независимые и успешные карьеры в кино и театре, всё равно звали по именам героев «Кабачка» — пани Моника, пан Директор, пан Зюзя… И, конечно, пани Тереза.

Почти все они нас покинули. В живых сейчас остаются Валентина Шарыкина — «пани Зося», Виктория Лепко — «пани Каролинка» и Наталья Селезнёва — «пани Катарина». Блестящая пани Тереза ушла от нас на днях.