Восстановлена квартира, где когда-то звучал голос знаменитой Антонины Неждановой, ее творческое наследие обрело новую жизнь. Здесь будут проходить не только учебные занятия и мастер-классы. Попасть на творческие вечера и концерты все желающие смогут бесплатно. Создание музыкальной мастерской в сердце Москвы станет не только данью уважения великой певице, но и местом встречи для любителей и профессионалов музыкального искусства.
Знаменитая оперная певица первой половины ХХ века, десятилетия блиставшая на сцене Большого театра, Антонина Нежданова оставила неизгладимый след в сердцах меломанов. Её уникальный голос завоевал восхищение первых величин в мире музыки. Талантом Неждановой восхищались Энрико Карузо, Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин. Их встречи и совместные выступления не только подтвердили статус Неждановой как исключительной артистки, но и способствовали культурному обмену между Россией и миром. Нежданова обрела мировую известность, хотя всего лишь раз за свою долгую профессиональную карьеру выступала в Европе — в 1912 году в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Джузеппе Верди.
Антонина Нежданова запомнилась не только талантом, но и невероятным упорством и трудолюбием. Не обладая большим и красивым от рождения голосом, в результате упорных занятий певица значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.
Не могут не вызывать восхищение и ее человеческие качества. Во время Первой мировой войны она, рискуя жизнью и здоровьем, участвовала в благотворительных концертах в помощь русской армии.
О том, как воспринимали Нежданову ее великие современники в музыкальном мире, свидетельствует такой эпизод. Однажды великий композитор и пианист Сергей Рахманинов преподнес певице особенный подарок — «Вокализ», написанный им в 1915 году. Это была вокальная миниатюра, исполняемая на единственный звук «а», без единого слова. Удивленная певица поинтересовалась отсутствием текста в столь прекрасной композиции. На что Рахманинов ответил: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». Этот вокализ обессмертил имя Неждановой среди поклонников оперного искусства и стал ее визитной карточкой.
Нежданову неслучайно ставят в один ряд с такими грандами оперы, как Шаляпин и Собинов. Она внесла неоценимый вклад в развитие российской школы оперного искусства, по праву считающейся одной из лучших в мире. Причем не только как певица, но и как выдающийся педагог. Она стала автором множества статей по вокальному искусству. Под её редакцией вышло 11 сборников вокальных произведений.
Теперь, благодаря открытию в Москве вокально-творческого кабинета её имени, у современных исполнителей появилась уникальная возможность лучше узнать творческое наследие Неждановой, получать уроки классического вокала у опытных педагогов, продолжающих ее дело.
В 2024 году московская мэрия объявила о начале реставрации знаменитого здания в Брюсовом переулке, в этот же год по инициативе Музея музыки и Игоря Шувалова, председателя ВЭБ.РФ, началось воссоздание вокально-творческого кабинета, которое заняло полтора года.
Уникальное пространство теперь открыто для поклонников и исследователей творчества Неждановой, музыкантов и меломанов. Среди драгоценных экспонатов музейного кабинета — оригинальный портрет Неждановой, созданный Федором Захаровым. Он производит неизгладимое впечатление своей выразительностью. В экспозиции также можно увидеть пробные пластинки с записями голоса Неждановой, которые ранее не были доступны широкому кругу слушателей. Нежданова начала делать записи для радио в 1924 году, уже будучи прославленной певицей.
В кабинете можно увидеть лавровый венок от братьев Бахрушиных, являющийся символом признания и уважения к таланту артистки, и личный паспорт, который Нежданова получила к своему 30-летию.
Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, присутствовавший на открытии, поделился своим мнением о значимости вокально-творческого кабинета Антонины Неждановой: «Мы обещали, что обязательно откроем вокально-творческий кабинет, собрали много памятных вещей, которые сопровождали Антонину Васильевну. Все здесь связано с этим домом или с ее учениками. Важно, чтобы кабинет стал очагом живого творческого процесса, давал молодым исполнителям поддержку, помогал устраивать карьеру. Пожалуйста, ведите сюда своих студентов. Пусть здесь кипит творческая жизнь. Поэтому чувствуйте себя здесь очень свободно».
Выдающаяся российская оперная певица Тамара Синявская, возглавляющая кафедру вокального искусства в ГИТИСе, поблагодарила председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова и подчеркнула сложность задачи восстановления кабинета Неждановой. «Важно, что вы рассказали, как всё это восстанавливалось. Низкий-низкий поклон не только от вокального мира, но и от всех, кому дорого наследие Неждановой. Меня познакомила с Антониной Васильевной по записям моя первая преподавательница, с которой я встретилась», — сказала знаменитая певица и педагог.
Участники торжественного открытия подчеркнули, что Антонина Нежданова за свою жизнь столкнулась с многочисленными барьерами и трагедиями. Она преодолевала испытания, демонстрируя неподдельное мастерство и стойкость духа. Борьба с существующей системой искусства, где жёсткая иерархия и консервативные взгляды задавали непреодолимые рамки для творчества, стала для Неждановой постоянным испытанием. Её стремление к новаторству и свежему взгляду на оперное искусство встречалось неоднозначно, но с течением времени она смогла доказать значимость своего подхода для развития жанра.
Будущая звезда оперы родилась в простой учительской семье неподалеку от Одессы, в Кривой Балке. Ее путь к славе мог и не состояться — мать настаивала на педагогической карьере и заставила отказаться от занятия фортепиано в классах Императорского Русского музыкального общества. После окончания Мариинской гимназии юная Антонина действительно пошла по материнским стопам, став преподавательницей иностранных языков в женском училище Одессы. Однако тяга к музыке проявлялась постоянно: ещё ребенком она пела в церковном хоре, а позже выступала на любительских концертах с украинскими народными песнями.
Дом для новых оперных талантов
Творческая карьера Неждановой также началась с неудачных попыток реализовать свой талант. В Петербурге консерваторская преподавательница отвергла её стремление к профессиональному пению, посоветовав ограничиться любительским исполнением. Схожая ситуация произошла в Одессе, где известный певец из столицы, несмотря на признание качества её голоса, раскритиковал технику исполнения. Но эти неудачи не остановили целеустремлённую девушку, и она решительно отправилась покорять московскую консерваторию.
Профессор Умберто Мазетти, создавший уникальную методику оперного вокала, изначально не планировал брать новую ученицу. Среди его воспитанников уже блистали такие таланты, как Обухова и Барсова. Тем не менее, после настойчивых просьб Антонины он согласился на прослушивание и, впечатлённый её способностями, сделал исключение. «В ней есть магия», — предрёк педагог, и время подтвердило его слова, хотя успех пришёл не мгновенно. В 1902 году, завершив обучение в консерватории, певица решила попытать счастья в Большом театре. Но в то время в Москве было множество талантливых вокалистов, и Нежданова получила отказ на прослушивании.
Однако в оперной труппе Большого театра произошёл удивительный случай: три исполнительницы роли Антониды в постановке «Иван Сусанин» одновременно оказались не способны выйти на сцену. Это совпадение, возможно, вызванное творческим соперничеством, открыло дорогу молодой Неждановой. Её срочно пригласили на замену, и дебют оказался триумфальным — зрители рукоплескали начинающей артистке уже после первого акта. Этот счастливый случай положил начало блистательной карьере — следующие три десятилетия Нежданова оставалась ведущей солисткой прославленного театра.
Как ни парадоксально, личные потери и трудности лишь укрепили её решимость оставить заметный след в музыке. Скорбь и горе, тесно переплетенные в её жизненном пути, певица переложила в творчество, делая его глубже и эмоциональнее. Таким образом, невзгоды и испытания в жизни Неждановой отразились на её артистической манере, позволив интуитивно почувствовать и передать самые тонкие нюансы оперного искусства.
Нежданова внесла неоценимый вклад в популяризацию российской оперы. Её выступления восхищали зрителей и критиков, способствуя росту интереса к российской музыкальной культуре. Она стремилась донести до слушателей глубину и красоту российской души, что сыграло немаловажную роль в формировании международного признания российского оперного искусства. Также Нежданова вдохновляла многих молодых певцов на изучение и совершенствование вокального мастерства, продолжая традиции русской оперной школы, а её творческое наследие до сих пор является эталоном искусства оперного пения. Теперь творческий кабинет Неждановой в Москве станет домом для новых российских оперных талантов.