Домой Культура и туризм Самурай какой-то не настоящий. Что не так с фильмом «Последний ронин»

Самурай какой-то не настоящий. Что не так с фильмом «Последний ронин»

21
0

Постапокалипсис — жанр уже почтенный, обросший различными традициями и каких-либо трактовок не подразумевающий. Его действие происходит после какой-нибудь катастрофы, затронувшей всё человечество. Будет это ядерная война, эпидемия или изменение климата в результате космической катастрофы, не суть важно. Ещё нужны бродячие банды и обыденные сегодня предметы, которые служат валютой в этом страшном мире будущего. Собрав все эти ингредиенты, в принципе, можно соорудить весьма неплохой фильм в постапокалиптическом мире, чем и занялся режиссер-дебютант (во всяком случае, в полном метре) Максим Шишкин, снявший «Последнего ронина».

После глобального катаклизма, о котором говорится глухо, началась война всех со всеми. От человечества остались небольшие общины и торговые кланы, которые контролируют пустынные территории и гоняют чужаков. Но не все могут жить с другими выжившими — один из них незнакомец с катаной, большим кольтом на поясе и в стильном кожаном плаще, которого называют Ронином (Юрий Колокольников). У него есть цель — найти того, кто оплатил охоту на него, но ниточка обрывается вместе со смертью последнего охотника (небольшая роль Тихона Жизневского). В этот момент на пути Ронина появляется Мария (17-летняя актриса Диана Енакаева, которая снимается уже лет десять) — она просит довести её до загадочной Стены, чтобы отомстить тем, кто когда-то выкинул её оттуда вместе с матерью. За помощь она платит щедро — автоматными патронами 7,62, которые наравне с пистолетными 9 мм являются в этом мире очень ценной валютой.

В общем, в «Последнем ронине» все приметы жанра на месте — есть даже главные герои, которые идут к какой-то цели, которая долго остается непонятной для зрителя. Это действительно «Безумный Макс» на минималках — то есть без битвы за бензин и вообще без машин, которые присутствуют лишь в качестве декораций. Вот только фильм Шишкина — не только подражание творению Джорджа Миллера. Это подражание всему жанру постапа. И не только ему.

В этом жанре было создано много всего, и «Безумный Макс», который недавно получил новую жизнь с выходом четвертой части и сериала «Фуриоса» — лишь один из возможных канонов. Ещё в СССР Константин Лопушанский снял «Письма мертвого человека» — этот фильм, конечно, отсылал к недавней тогда Чернобыльской аварии, но философские выкладки Ронина появились как раз оттуда. Странствие мужчины и девочки — из игры и сериала «Одни из нас», деньги-патроны тоже были много где, но стоит вспомнить крышечки из ещё одной игры и ещё одного сериала «Фоллаут». И фактически получается так, что главные герои хоть и идут по пустыне, но при этом переходят из одной локации в другую.

Вот Ронина и Марию преследует банда дикарей — кажется, что их главаря на самом деле зовут Несмертный Джо, который куда-то подевал весь свой транспорт. Вот рынок, на котором запрещено убивать других клиентов и вообще вести себя вызывающе — это из «Фоллаута». Вот роботы-охранники с пулеметами с вращающимися стволами — правда, у них давно нет патронов, да и аккумуляторы почти сели… А вот трон, который сделан из отслуживших своё автоматов Калашникова, и мало кто не узнает аллюзию на Железный трон из «Игры престолов».

Пожалуй, «Последний ронин» вызовет ассоциации сразу со всем. Фильмы Квентина Тарантино, роли Жан-Клода ван Дамма и Арнольда Шварценеггера, тот же «Безумный Макс» — хотя эстетика картины ближе к «Шестиструнному самураю». Режиссер и сценарист словно отдает дань всему, что он когда-либо видел в кино, и совершенно этого не стесняется. В фильме Шишкина очень неплохие бои, поставленные весьма изобретательно, да и декорации созданы на уровне.

Но всё это не помогает создать цельный мир. От разрушенной когда-то цивилизации в «Последнем ронине» есть только патроны и оружие, всего остального нет. И это отсутствие хорошо заметно. Да и в целом для хорошего блюда мало собрать качественные ингредиенты, их требуется ещё заправить и смешать, а вот с этим в фильме очевидные проблемы. Здесь всё отдельно — отдельно «Шестиструнный самурай», отдельно «Игра престолов», отдельно «Безумный Макс». Нет только того самого «Последнего ронина», хотя сам Ронин присутствует и выглядит достойным того, чтобы его история была цельной, а не складывалась из отдельных кирпичиков.