Экономика 16 мая 2024 18:01 Юрий Яроцкий
Фото: Михаил Метцель/POOL/ТАСС Сегодня начался визит Владимира Путина в Китай. Вместе с российским президентом в страну отправилась внушительная делегация чиновников и топ-менеджеров. «Эксперт» спросил у специалистов по китайской политике и экономике, какие вопросы, по их мнению, стоит обсудить столь внушительной делегации со своими китайскими визави.
Павел Устюжинов, ответственный секретарь российской части Российско-Китайской Палаты, член Комитета РСПП по международному сотрудничеству:
— В приоритете должно быть создание совместных предприятий, центров и рабочих групп, которые будут внедрять новые технологические решения и инновационные разработки в модернизацию производства машинно-технической и электронной продукции. Стратегическими задачами на перспективу мы считаем развитие цифровизации международного делового сотрудничества, а также системную правовую защиту предпринимателей, согласование в России и Китае концепции, правил и законодательной базы досудебной, судебной защиты и практической реализации судебных решений, «арбитражных оговорок», алгоритмов защиты интеллектуальной собственности и правил трансфера технологий для устранения барьеров в торгово-промышленном и научно-техническом сотрудничестве. Важным фактором, который поможет на горизонтальном уровне связать предпринимателей и торгово-промышленные предприятия, является создание цифровой сети, содействующей деловым контактам и информационному обмену.
Петр Мозиас, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ:
— Оборот торговли между нашими странами за последние годы ощутимо вырос. Сейчас Россия в конце первой десятки главных торговых партнеров Китая, при этом объемы торговли у нас сопоставимы с показателями ведущих европейских стран — Франции и Великобритании. Сохраняются проблемы в структуре торговли — российский экспорт в Китай преимущественно сырьевой, а из Китая уже давно ввозится широкий спектр продукции обрабатывающей промышленности, на первых местах здесь машиностроение, электроника и электротехника. Из Китая в Россию ввозятся товары с более высокой добавленной стоимостью, чем из России в Китай. Это качественная проблема, она существует уже более двадцати лет и несмотря на количественный рост, так и не решена. За последние годы выросли и инвестиции, со стороны Китая накопленным итогом они приближаются к $20 млрд, но для таких больших экономик, как наши, это небольшой показатель. В свою очередь российские инвестиции в Китай представляют собой точечные проекты. Это основная проблема, а уже на нее наслаиваются проблемы, связанные с геополитикой.
Такая структура торговли не может быть объяснена естественными причинами, тем что у России много сырьевых запасов, а у Китая обрабатывающая промышленность, поднявшаяся за счет дешевой рабочей силы, которая к тому же уже и не такая дешевая. На самом деле российская экономика состоит отнюдь не из одного только сырьевого сектора, он весомый, но далеко не доминирующий. Что имеет смысл обсуждать в ходе нынешних российско-китайских контактов, так это систему неких взаимных договоренностей, наприме, о том, чтобы Китай открывал свои рынки для нашей высокотехнологичной продукции. Здесь можно создать систему взаимных разменов: мы допускаем Китай к освоению наших сырьевых месторождений, а они пускают нас на свой автомобильный рынок, рынок авиатехники и многого другого, что производится в российской экономике. О том, что такие схемы могут работать, свидетельствует ситуация с поставками в Китай российского продовольствия — они существенно увеличились именно потому, что в этой сфере были достигнуты подобные договоренности.
Екатерина Заклязминская, старший научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа Института Китая и современной Азии РАН, кандидат экономических наук:
— В первую очередь должно обсуждаться торгово-экономическое сотрудничество и то влияние, которое на него оказывают внешние акторы. Сейчас санкции затрагивают в первую очередь транзакции с китайскими банками, это может стать важной темой для переговоров. Стоит говорить о дальнейшем углублении наших двусторонних отношений, возможно, об их новых форматах. Однозначно заслуживает обсуждения взаимодействие в рамках повестки ООН — здесь наши страны обычно выступают единым блоком. Важна тема грядущей конференции в Швейцарии по так называемой «формуле мира», предложенной Украиной, — здесь важно договориться о неучастии в ней Китая, поскольку этот вопрос не должен решаться без участия России. Внимания в рамках переговоров заслуживают итоги европейского турне Си Цзиньпина. В этом году в очередной пакет санкций ЕС против России были включены китайские компании, и наверняка председатель КНР обсуждал это с руководством Еврокомиссии — здесь возможно обсуждение координации взаимодействия, связанного с политикой Китая в Европе. Вряд ли могут оказаться без внимания в ходе переговоров подтверждение приверженности концепции многополярного мира и общим принципам сотрудничества в сфере энергетики.
Олег Ремыга, руководитель направления «Китай» Института исследований быстроразвивающихся рынков Московской школы управления Сколково:
— Наибольшего внимания в ходе нынешних переговоров заслуживают три блока вопросов. Первый: расширение существующих логистических коридоров доставки грузов с целью увеличения возможности потенциального роста взаимного товарооборота. Второй: решение возникших в последнее время проблем с осуществлением взаимных платежей и прочих финансовых транзакций. И третий: технологический трансферт, в первую очередь, если брать гражданские сферы, в области искусственного интеллекта, альтернативных источников энергии, электрического транспорта и big data.