Домой Культура и туризм В защиту «ремейков». Почему не стоит бояться нового прочтения классики?

В защиту «ремейков». Почему не стоит бояться нового прочтения классики?

9
0

Стали известны имена режиссёров, которые переснимут культовые советские фильмы. В 2025 году приступят к съёмкам ремейков «Александра Невского», «Судьбы человека» и «Морозко». Среди прочих называют также и фильм «Кортик» 1973 года.

Новости такого или подобного содержания активно тиражируются в последние дни многими интернет-порталами. Насколько они соответствуют правде — это ещё надо как следует подумать. Так, авторы этих публикаций настойчиво твердят, что ремейк действительно культовой киносказки «Морозко» 1964 года будет снимать режиссёр Валерий Филиппов. Хотя доподлинно известно, что съёмки этого фильма начались в декабре прошлого года и что картину снимает вовсе не Валерий Филиппов, а режиссёр Эдуард Бордуков, известный своими кинодрамами на спортивную тематику и ситкомом «Киберпапа».

Кому и зачем понадобилось наводить тень на плетень — пусть разбираются, кому положено. Однако нельзя не признать, что тема ремейков советских кинокартин — благодатная во всех отношениях. К тому же Министерство культуры РФ действительно в июле прошлого года обратилось к Союзу кинематографистов России с рекомендацией создать новые версии культовых советских фильмов и даже составило перечень кинолент, которые стоят в первой очереди. В этом списке и впрямь есть «Александр Невский» 1938 года, «Судьба человека» 1959 года и «Кортик» 1973 года. А вот киносказки Александра Роу «Морозко» в перечне нет.

Но дело даже не в этом. А в том, насколько неоднозначно на подобные новости реагируют потенциальные зрители и даже профессионалы.

Тут есть сразу несколько подводных камней, на которые напарываются любители и ревнители «тёплого лампового советского кино» — именно они очень любят с умным видом рассуждать о вреде ремейков и о «творческой импотенции современных режиссёров», которые, дескать, не способны ни на что, кроме бесконечных повторов.

Для начала — сюрприз. В этом списке из четырёх будущих ремейков, режиссёры которых вроде как уже определены, ровно половина фильмов сами являются ремейками. Да-да, именно так. Это «Морозко» и «Кортик». Как говорится, живите теперь с этим. Для сомневающихся — минутка матчасти. Первый фильм «Морозко» был снят в 1924 году режиссёром Юрием Желябужским. И, между прочим, имел ураганный успех за границей — в Англии его демонстрировали на Рождество в течение довольно долгого времени, пока не прошла эра немого кино. А его ремейк, картина Александра Роу 1964 года, до сих пор считается культовой не только у нас, но и в Чехии, где её тоже показывают на каждое Рождество.

С «Кортиком» всё ещё интереснее. Я, конечно, понимаю, что атмосфера того советского фильма очень дорога тем, кто его смотрел, будучи в пионерском возрасте и даже в пионерском галстуке, поскольку сам принадлежу к этому поколению. Но вот как об этом фильме отзывался маститый киновед и критик Анри Вартанов в журнале «Советский экран» 1974 года: «Аморфная драматургия шествует рядом с вялой режиссурой, а за ними тянется невыразительная игра актёров… Я останавливаюсь на штампованности характеров и сюжетных обстоятельств, чтобы понять, откуда рождается скука, внезапно охватывающая зрителя…»

В итоге критик говорит о том, что старый фильм, снятый в 1953 году, был значительно лучше, живее, ярче и профессиональнее. А также намекает, что не надо совать шаловливые ручонки, куда не следует, поскольку такие вот повторы не нужны и даже вредны. Ничего не напоминает?

А теперь главное. Ремейк — это действительно повтор. То есть фильм, берущий за основу оригинальную картину, снятую ранее. Так вот. Из всех четырёх поименованных фильмов настоящий ремейк можно снять только на картину Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Всё остальное будет только и исключительно новыми экранизациями литературных произведений. «Судьба человека» — экранизацией одноимённого рассказа Михаила Шолохова. «Кортик» — экранизацией одноимённой повести Анатолия Рыбакова. «Морозко» — экранизацией одноимённой сказки… Да и с «Александром Невским» тоже всё не так уж однозначно, поскольку картина Эйзенштейна была, по сути, экранизацией соответствующего исторического события — Ледового побоища.

Нужны ли новые прочтения литературных произведений? Безусловно. Потому что кино на месте не стоит, и каждое поколение имеет право на свои картины по классическим произведениям. Кто против — пусть не смотрит, например, фильм «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 1975 года. И пусть заречётся напевать песенки из этой картины. «Поле чудес», «Затянуло бурой тиной», «Какое небо голубое», «Кто доброй сказкой входит в дом» — это всё не для вас. Потому что судьба тех, кто не признаёт новое прочтение старых литературных произведений — смотреть одну-единственную экранизацию. Первую. В случае с Буратино — фильм 1939 года «Золотой ключик». Тем более что сценарий фильма написал автор литературного произведения — сам Алексей Толстой, наш советский классик. А режиссёром был патриарх советской киносказки — Александр Птушко. Мыслимое ли дело — тягаться с такими гигантами?

Как показывает практика — вполне. Правда, не всегда. Но бывают же и весьма удачные новые экранизации или фильмы, снятые по мотивам. Причём именно что бывают, а не бывали когда-то. Успех «Чебурашки» у зрителей. Успех фильма «Чук и Гек. Большое приключение» у критиков. Оригинальное кино «Сто лет тому вперёд» по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва — кстати, ни разу не ремейк «Гостьи из будущего»… Перечислять можно долго — тут и новая версия «Конька-Горбунка», и сказки «По щучьему велению», и много чего ещё. Да, это фильмы детские или то, что называют «семейным кино». Но приходит пора обратиться и к «взрослой классике». И что там будет с новым «Александром Невским» или «Судьбой человека» — бог весть. Может, провал. Но не исключено, что и шедевр. А поливать ещё не снятые фильмы и презрительно цедить о «ремейках» — как минимум неосторожно. А то и вовсе глупо и стыдно.

Россияне выбрали культовые фильмы для разных поколений

«Брат» / «Брат 2» Кадр из фильма

«Бригада» Кадр из фильма

«Терминатор» Кадр из фильма

«Властелин колец» Кадр из фильма

Вселенная «Гарри Поттера» Кадр из фильма

«Титаник» Кадр из фильма

«Матрица» Кадр из фильма

«Зелёная миля» Кадр из фильма

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» © www.globallookpress.com

«Москва слезам не верит» © РИА Новости / А.Кученков

«Брат» / «Брат 2» Кадр из фильма

«Бригада» Кадр из фильма

«Терминатор» Кадр из фильма

«Властелин колец» Кадр из фильма

Вселенная «Гарри Поттера» Кадр из фильма

«Титаник» Кадр из фильма

«Матрица» Кадр из фильма

«Зелёная миля» Кадр из фильма

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» © www.globallookpress.com

«Москва слезам не верит» © РИА Новости / А.Кученков