Ученые главного киноархива страны, исследуя старые кинопленки, иногда попадают в детективные истории. Благодаря сотруднику Госфильмофонда и историку кино Тамаре Шведюк был обнаружен архив из 50 старых фильмов. Некоторые нигде больше не сохранились! Среди них есть хроника последних дней жизни и похорон Льва Толстого. Aif.ru узнал, чем уникально это видео.
Кто ты, «тов. Осипов»?
Эта детективная история началась в 2020 году. Во время работ совершенно случайно Тамаре на глаза попалась коллекция пленок с немыми кинокартинами (до 1927 года в кино не было звука). В этой коллекции были итальянские и французские фильмы 1909-1912 годов, всего примерно 50 кинолент, не более двадцати минут каждая. Самое поразительное, что все картины были чрезвычайно редкими, некоторые — уникальными, больше нигде в мире они не сохранились.
«В картотеке было указано, что раньше коллекция принадлежала некому „тов. Осипову“ и была передана в киноархив в 1967 году. При этом было совершенно не ясно, кем являлся этот человек. Не было даже его инициалов», — рассказывает Тамара.
Среди фильмов была, например, дебютная кинокартина знаменитой итальянской звезды немой эпохи Франчески Бертини «Трубадур» (1910) по одноименной драме Антонио Гутьерреса, также положенной в основу одноименной оперы Джузеппе Верди. Или, например, здесь был итальянский фильм «Торквато Тассо» (1909) — жизнеописание известного итальянского поэта. И все — единственные копии в мире.
Техническое состояние пленок с фильмами варьировалось: на некоторых были видны следы гидролиза — (распада пленки), поэтому с них в свое время были напечатаны новые копии, чтобы сохранить то, что есть. Некоторые сохранились в отличном состоянии, например, французский фильм по библейскому сюжету «Юдифь и Олоферн» (1909), режиссер Луи Фейяда — будущий постановщик первых киносериалов. («Фантомас» (1913), «Вампиры» (1915), «Жюдекс» (1916).
Кстати, заблуждение, что раннее кино было черно-белым. На самом деле, цвет в кино появился почти сразу (вот только техника была другая — фильмы раскрашивали вручную). Так, фильм «Юдифь и Олоферн» сохранился на оригинальной кинопленке и в цвете. Именно эту пленку заряжали в проектор, когда фильм вышел на экран!
«Больше всего в этой коллекции меня поразило, как бережно прежний владелец относился к фильмам: он сохранил картины во всей длине и с полным списком пояснительных надписей. В большинстве своем, фильмы сохранились целиком, — делится Шведюк. — Вот почему мне непременно нужно было выяснить, кем был этот господин Осипов».
Эврика!
Грянули пандемия и самоизоляция. Поиском ответов пришлось заниматься удаленно, из дома. Тамаре пришлось изучить материалы многих архивов, включая периодические издания Российской империи и всевозможные справочники (к счастью, они оцифрованы). Осиповых, живущих до революции, было немало.
Среди них — один кинопрокатчик, работающий в крупной фирме по прокату картин «Тиман Рейнгардт и Осипов». Вместе с женой он был одним из пионеров московского кинопроката и владел несколькими кинотеатрами.
«В одной из книг по дореволюционному кинематографу я нашла инициалы этого прокатчика «С.И. — вспоминает Татьяна. — Через справочник „Вся Москва“ выяснила адрес человека с этими инициалами — он проживал на Тверской».
Она рассказывает, что именно на Тверской располагалось большинство кинопрокатных контор дореволюционной России. Но главная подсказка пришла совсем не из мира киноведения, а из мемуаров сына знаменитого академика Вавилова.
«В воспоминаниях он рассказывал, как некий механик Сергей Иванович Осипов спас его с матерью от блокады Ленинграда, приютив в Подмосковье. Там же были указаны члены семьи Осипова и их фамилии, — продолжает Шведюк. — Так я вышла на родственников дореволюционного кинематографиста, обнаружив его внучку и правнучку».
На тот момент внучке Осипова было около 87 лет. Тамара рассказывает, что в марте 2020 позвонила ей и объяснила, что нашла удивительную коллекцию и скорее всего, хозяин — ее дедушка. «Я ничего не знаю о прошлом моего дедушки, он мне ничего не говорил, — ответила по телефону Валентина Георгиевна. — Я знаю, что он был механиком и занимался ремонтом пишущих машинок. А что работал в кинопрокате — не слышала».
При этом она подтвердила, что Сергей Иванович действительно проживал на улице Тверской (в советское время — Горького), и передала в Госфильмофонд его фотографии и рисунки.
«А еще женщина рассказала, что ее дедушка был очень аккуратным, заботливым, любил искусство и разбивался в нем, — говорит Тамара Шведюк. — Эти качества мне были видны из того, как сохранена коллекция».
Разговор с прошлым
После этого общение прекратилось. Прошло время, и в октябре у Тамары неожиданно зазвонил телефон. На проводе была Валентина Георгиевна: «Мы кое-что нашли».
«Я приехала сразу. Внучка Осипова передала две оригинальных коробки начала века, аккуратно подписанные от руки: „Станция Астапово“ и „Перенесение тела“. Речь шла о хронике последних дней и смерти русского писателя Льва Николаевича Толстого», — продолжает Тамара.
Эти две оригинальные катушки 1910 года с хроникой французской киностудии Pathé в цвете сохранились в безупречном состоянии!
«Кадры последних дней жизни великого русского писателя сохранились в архивах мира, включая архив студии Pathé, что снимала фильм, но все они уцелели в черно-белом варианте и гораздо худшем качестве, — говорит Тамара. — Найденная пленка максимально высокого разрешения, поскольку напечатана непосредственно с негатива изображения. Видны мельчайшие детали».
Материалы было принято оцифровать, но не реставрировать, чтобы показать, как может сохраниться пленка по прошествии ста с лишним лет.
«В интернет эти редкие фильмовые материалы пока не выкладывали, однако их демонстрировали в рамках Московского международного фестиваля архивных фильмов, а также в Музеях Толстого в Москве и в Ясной Поляне», — заключает Шведюк.