Домой Экономика Восприимчивым не в кого верить

Восприимчивым не в кого верить

143
0

Экономика 20 мая 2024 08:30 Екатерина Крылова

Восприимчивым не в кого верить

«Майский» указ, опубликованный в день вступления Владимира Путина в должность президента, фиксирует поворот в социально-экономической плоскости. Приведенный в нем перечень национальных целей развития предполагает выстраивание новой модели сильного суверенного государства. «Эксперт» разбирался, какие принципы власти заложили в новый стратегический документ.

Новый перечень национальных целей говорит о смене приоритетов. В частности, в первой — социально-демографической — цели акцент сделан на слове «семья». Появились и принципиально новые формулировки: «устойчивая и динамичная экономика», «технологическое лидерство», «экологическое благополучие». Цель «цифровая трансформация» решили уточнить, добавив, что речь в данном случае идет о технологизации госорганов, а не экономики в целом.

Тематически в новой программе можно выделить три блока. Первый — сплачивание общества на экономической, социальной и культурной основах. Второй — технологическое лидерство. Третий — комфортные условия для жизни и ведения бизнеса. Блоки скреплены общей идеей — сильного суверенного государства, которое берет на себя ответственность за результат.

Семья и снижение неравенства

Одно из ключевых положений нового указа о национальных целях — это развитие семьи и многодетности, что отражено и в верхнеуровневых целях, и в их декомпозиции на конкретные показатели. Из них видно, что индивидуалистический подход окончательно вытесняется: новая государственная идеология будет культивировать в человеке сознание себя прежде всего как части группы — на базовом уровне такой группой выступит семья, на более продвинутом — общество в целом. В качестве «социального клея» предлагаются традиционные ценности, передаваемые от поколения к поколению и создающие единое культурное пространство: патриотизм, чувство ответственности за судьбу отечества, приоритет духовного над материальным.

Фокус государственной политики на семье, формировании условий для ее создания и сохранения связан с тем, что семья выступает основой для воспроизводства как численности населения, так и социально-культурных установок, отмечает генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. «Несмотря на то что с точки зрения экономики в ситуации „здесь и сейчас“ может быть выгоднее, чтобы люди жили раздельно за счет более высокого спроса на товары и услуги, в долгосрочной перспективе эта стратегия проигрышная», — отмечает он. О том, что «большая многодетная семья должна стать нормой философии жизни общества, ориентиром всей государственной стратегии», заявлял президент в ходе послания Федеральному собранию.

Восприимчивым не в кого верить

Необходимым условием для многодетности является, очевидно, материальное благополучие: с одной стороны, наличие жилья, с другой — уровня доходов, достаточного для того, чтобы рождение ребенка не приводило к переходу семьи в категорию бедных.

Согласно указу, к 2036 году каждый гражданин должен быть обеспечен жильем общей площадью не менее 38 кв. м, а уровень бедности среди многодетных семей должен быть снижен до 8%

Другое условие сплачивания — снижение имущественного расслоения. Впервые в «майский» указ вошла цель с привязкой к индексу Джини — индексу концентрации доходов, который показывает степень неравномерности распределения богатства у населения. Согласно документу, предполагается снизить его с 0,4 по итогам 2023 года до 0,33 к 2036-му. Индекс Джини в качестве KPI выгодно отличается от таких показателей, как уровень заработной платы или бедности — последний в качестве ориентира входит во все указы о национальных целях, отмечает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

Индекс Джини позволяет констатировать, что зарплаты выросли и бедность сократилась не за счет условных миллиардеров, которые в кризисы богатеют более высокими темпами, чем остальные слои общества. Таким образом, он будет отражать реальные усилия государства по борьбе с неравенством и бедностью, которой сильнее всего подвержены многодетные семьи, и станет достоверным индикатором выравнивания доходов населения, считает господин Сафонов.

Несмотря на взятый курс на многодетную семью, в новом указе демографические ориентиры стали менее амбициозными, обращает внимание руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. Если в стратегическом документе от 2018 года было заложено повышение суммарного коэффициента рождаемости (числа детей в расчете на одну женщину) до 1,7 к 2024 году, то в обновленных национальных целях данный показатель снижен: к 2030 году он должен составить 1,6. «Это свидетельствует в пользу более реалистической оценки государством текущих возможностей общества», — констатирует он.

КОРОТКО

Новые национальные цели России на период до 2036 года:

сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда для жизни; экологическое благополучие; устойчивая и динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Воспитание патриотичной личности

Еще одна объединяющая общество сфера — культура и воспитание. В новых условиях «родить и вскормить» ребенка недостаточно, критически важным становится «воспитание патриотической и социально ответственной личности» — соответствующий приоритет впервые появился в нынешнем «майском» указе. В частности, до 75% планируется увеличить долю молодых, которые участвуют в проектах патриотического воспитания, до 85% — долю тех, кто верит в возможности самореализации в России. Вероятно, таким образом власти хотят избежать повторения ситуации 2022 года, когда на фоне внешнеполитической турбулентности произошла массовая релокация молодежи из страны. Впрочем, по сообщениям Bloomberg, уже год спустя многие из них решили «покончить с самоизгнанием» и обеспечили до трети прироста ВВП России.

Если следующие поколения не будут понимать и разделять патриотические ценности, то сложно говорить о дальнейшем развитии страны в целом, констатирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по молодежной политике Михаил Киселев. «Задача государства сегодня — как можно раньше выявлять сильные стороны и помогать развиваться молодым ребятам, показывая перспективы в родной стране», — интерпретирует он положения указа. Так, к 2030 году предполагается создать систему выявления, поддержки и развития талантов детей и молодежи, основанную на принципах ответственности и справедливости, следует из документа.

Восприимчивым не в кого верить

Фото: Андрей Рубцов/ТАСС

При этом сегодня в России растет очень активное молодое поколение, считает господин Киселев. «Мы видим, что 90% школьников сегодня заявляют о том, что хотели бы подрабатывать. Большинство ребят рассматривают временную подработку не столько как возможность заработка, а как показатель самостоятельности и ответственности», — отмечает депутат.

ФАКТЫ

«Майские» указы

Указ о национальных целях развития России, подписанный президентом 7 мая 2024 года, — третья итерация стратегического документа (первый был подписан в 2018 году, второй — в 2020-м). От указа к указу временные рамки его реализации удлиняются и в актуальной версии достигают 12 лет. По сравнению с предыдущим указом перечень целевых показателей и задач сократился вдвое — с более 160 до 82 позиций. Наиболее масштабная по количеству задач национальная цель — «устойчивая и динамичная экономика»: в нее вошло 22 целевых показателя. Указ о национальных целях стал одним из первых документов, подписанных Владимиром Путиным на новом президентском сроке. Его опередили указ о работе правительства после сложения полномочий и указ о смене посла в Хорватии.

Новая модель экономического роста

В прошлой версии указа экономическая цель звучала как «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Предполагалось, что государство займется обеспечением условий для этого. Эта цель из документа ушла. Судя по новой формулировке — «устойчивая и динамичная экономика», государство будет брать на себя больше ответственности за управление экономикой и результат в целом. При этом санкционное давление, замедление глобального экономического роста, дефицит кадров и другие вызовы, с которыми Россия столкнулась в последние годы, не стали поводом для снижения KPI в сфере экономики. Указ о национальных целях по-прежнему задает в качестве ориентира темпы экономического роста выше среднемировых, а также ставит задачу войти в четверку экономик по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Впрочем, указом определены не только цели, но и «рецепт» их достижения.

Новая модель экономического развития будет основана на технологическом суверенитете (он выделен в отдельную национальную цель), высоких зарплатах, расширении инвестиций

Динамику дальнейшего роста экономики России определят два ключевых параметра, говорит директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «Первый — это снижение доли импорта в ВВП (до 17% к 2030 году), который произойдет как раз за счет развития отечественной технологической базы. И второй — это рост инвестиций на 60% к уровню 2020 года», — отмечает он. И то и другое требует активной экономической политики со стороны государства, курс на которую и декларируется в новом «майском» указе, резюмирует господин Широв.

Добиться технологического суверенитета, достаточного для экономической безопасности и продолжения работы ключевых секторов, вполне реально, считает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Однако в данном случае речь не идет о разработке технологий, которые можно было бы назвать передовым достижением. «То есть это задача, которая ставится не в части достижения опережающих темпов экономического роста, скорее, а в части того, чтобы не упасть», — указывает он.

В этой связи обогнать среднемировые темпы роста будет проблематично, считает экономист. «Учитывая, что в последние десять лет экономика России росла в среднем на 1% ежегодно, не вполне понятно, за счет чего произойдет такой резкий скачок», — говорит он. Впрочем, скепсис господина Буклемишева не согласуется с данными Росстата, по которым в 2023 году ВВП России вырос на 3,6% — более чем вдвое выше показателей развитых стран.

Исключение цели по предпринимательству может быть связано с тем, что, по мнению государства, в текущих условиях в фиксации такой поддержки как отдельного национального приоритета нет необходимости, предполагает Артур Гафаров. Вся поддержка будет оказываться косвенно путем решения системных проблем, с которыми сталкивается бизнес: восполнения кадрового дефицита, развития транспортно-логистической инфраструктуры, цифровизации процесса госуправления.

Впрочем, в формулировках конкретных задач, поставленных указом о национальных целях, предпринимательство все же фигурирует — так, на протяжении 2024–2030 годов предполагается обеспечить реальный рост дохода на одного работника малого и среднего бизнеса темпом в 1,2 раза выше, чем рост ВВП. Также среди задач указаны рост капитализации фондового рынка и вовлечение средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в реализацию проектов по повышению производительности труда.

«Именно частный бизнес на фоне внешних попыток сдержать Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре, в непростых условиях обеспечивать рост экономики», — заявлял ранее президент.

Восприимчивым не в кого верить

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Экологическая безопасность

Вопросам экологии всегда уделялось внимание в документах стратегического планирования, однако в 2024 году они впервые выделены в качестве отдельной национальной цели, получившей название «Экологическое благополучие». Повышенное внимание государства к экологическим проблемам — логичное следствие ряда крупных экологических и техногенных катастроф, произошедших в России в последние годы. Среди них — разлив дизельного топлива в Норильске и гибель морской фауны на Камчатке в 2020-м, загрязнение реки Усмань в Липецкой области в 2021-м, прорыв дамбы в Орске в 2024-м.

Большее внимание к вопросам экологии можно объяснить санкциями, которые привели к резкому сокращению доступа России к международному рынку экологичного оборудования и технологий, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. «Изучение опыта ряда стран свидетельствует о том, что санкции сокращают доходы, импорт и доступ к технологиям, тем самым увеличивая зависимость экономики от природных ресурсов и ухудшая состояние окружающей среды», — указывает он.

В то же время экологическая повестка становится важнейшим приоритетом крупного бизнеса во всем мире, в том числе среди стран — партнеров по БРИКС, добавляет профессор Аким. Поэтому соответствие России лучшим мировым практикам в данной области является необходимым условием развития международной торговли и взаимодействия с партнерами, аргументирует он.

Взгляд за горизонт

Указ о национальных целях развития России, подписанный президентом 7 мая этого года, — третья итерация стратегического документа. Первая появилась в 2018 году и была рассчитана на шесть лет, однако из-за пандемии в 2020-м ее пришлось скорректировать и продлить временной горизонт реализации основных задач на десятилетний срок. Цели, заложенные в свежий указ, сформулированы в двух вариантах: до 2030 года и «на перспективу» до 2036 года. Таким образом, от указа к указу временные рамки его реализации удлинялись и в актуальной версии достигли 12 лет.

По закону о стратегическом планировании долгосрочным считается целеполагание на срок свыше шести лет, напоминает Олег Буклемишев. «2036 год — это нейтральный конституционный ориентир, который эквивалентен двум президентским срокам. Шестилетнего периода было бы недостаточно для выполнения долгосрочных планов», — считает экономист.

За шесть лет получить серьезный результат нереалистично — двенадцатилетний горизонт планирования в этом смысле оптимален, солидарен Александр Широв. По его мнению, новые сроки реализации указа продиктованы не только длиной президентских полномочий, но и переходом на более длительный бюджетный цикл. «Сегодня в России двухуровневая система финансового планирования: один год реализации федерального бюджета прописывается детально, а два последующих носят скорее технический характер и впоследствии корректируются. По предложению президента в ближайшее время появится шестилетний финансовый план», — напомнил господин Широв.