В основную экспозицию Государственной Третьяковской галереи вернулось знаменитое полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которое может считаться самой многострадальной картиной галереи. Вандалы на него нападали дважды — в 1913 и 2018 годах.
Последнее нападение, совершённое в мае 2018 года, надолго вывело картину из строя. Напомним — тогда безработный Игорь Подпорин за несколько минут до закрытия залов галереи нанёс по картине несколько ударов металлической стойкой ограждения. Удары пришлись на центр картины, стекло разбилось в трёх местах, и холст был трижды прорван его осколками.
За 105 лет до того, в январе 1913 года, иконописец Абрам Балашов также нанёс картине три удара. Но ножом, причём длинные разрезы пришлись на лица главных героев полотна. Тогда картину восстановили на удивление быстро — уже через несколько месяцев она снова была представлена в галерее. Однако и сам холст был сравнительно молод — работу над картиной Репин начал в 1883 году. И восстановлением полотна, которое казалось безнадёжно испорченным, занимался сам автор работы.Сейчас времени для реставрации понадобилось гораздо дольше. Что вполне объяснимо — требовалось не только залатать холст и восстановить красочный слой, но и «оживить» картину, с которой был снят «многодельный пирог» в виде осетрового клея и лака, которые затемняли живопись.
Однако просто вернуть картину в постоянную экспозицию сотрудникам Третьяковки показалось мало. И было решено сделать фокус-выставку, где помимо собственно шедевра Репина была бы представлена вся его история. Которая включает в себя не только эти два нападения, но также реакцию на картину власти и публики, этапы реставрации, и, что самое интересное, раскрывает процесс создания картины. Эскизы Ильи Репина, а также архивные материалы, хранящиеся в Третьяковской галерее, позволяют, грубо говоря, заглянуть за холст и понять, как и почему художник пришёл именно к такой трактовке одного из самых трагичных и самых спорных сюжетов отечественной истории. Выставка открывается 18 декабря и продолжит работу до 2 ноября 2025 г.
Знаковые картины Ильи Репина
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему. © Public Domain
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882). © Public Domain
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги». © Public Domain
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика. © Public Domain
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты. © Public Domain
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря. © Public Domain
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот. © Public Domain
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст. © Public Domain
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать. © Public Domain
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану. © Public Domain
Знаковые картины Ильи Репина
«Бурлаки на Волге» (1870-1873). В 1868 году во время поездки на Неву на этюды Репин увидел бурлаков за работой. Контраст между праздной, беззаботной публикой на берегу, и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил его, что он начал создавать эскизы на эту тему. © Public Domain
Репин писал много портретов своих близких. Так, Илья Ефимович создал несколько портретов Веры Алексеевны, в том числе картину «Отдых» (1882). © Public Domain
«Осенний букет» (1892). Героиней картины является старшая дочь Репиных — Вера Ильинична. Художник писал портрет с натуры. По его словам, букет в руках повзрослевшей барышни подчеркивал ее «чувство жизни, юности, неги». © Public Domain
«Садко» (1876). Во время заграничного путешествия в качестве пенсионера Императорской академии художеств Репин познакомился с творчеством импрессионистов. Своеобразным ответом на их творчество стала картина «Садко» на сюжет новгородской былины. Репин выставлял ее в Парижском салоне 1876 года, там картина успеха не имела, зато стала известной в России. Ее купил будущий император Александр III. В том же году Репин получил за нее звание академика. © Public Domain
«Царевна Софья» (полное авторское название — «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги 1698 года», 1879). Работа над этой картиной продолжалась больше года. Чтобы достоверно передать детали костюма, Репин посещал музеи и мастерские театров, а супруга Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесенным из Оружейной палаты. © Public Domain
«Крестный ход в Курской губернии» (1883). На создание картины ушло три года. Для сбора материалов Репин ездил в Коренную пустынь под Курском, которая была знаменита своими крестными ходами. Кроме этого, он посещал Киев и Чернигов, где наблюдал крестный ход из Троицкого монастыря. © Public Domain
«Пахарь. Лев Толстой на пашне» (1887). За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Толстым Репин, бывавший и в его московской квартире, и в Ясной Поляне, создал несколько портретов писателя, в частности, этот. © Public Domain
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). У картины, которую все помнят со школы, весьма непростая судьба. После создания в 1885 году она не понравилась императору Александру III и была запрещена к показу, став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Полотно не раз страдало от рук вандалов: в 1913 году старообрядец Абрам Балашов ударил картину ножом, а в 2018 году безработный Игорь Подпорин разбил стекло, повредив осколками холст. © Public Domain
«Не ждали» (1888). История этого произведения началась с небольшой картины. На ней была изображена молодая курсистка, возвращающаяся домой после длительного отсутствия. Позже, развивая тему, художник заменил девушку мужчиной, «блудным сыном», которого встречает пожилая мать. © Public Domain
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану. © Public Domain