Домой Экономика Возврат без компенсации

Возврат без компенсации

281
0

Экономика 7 мар 2024 16:40 Алла Кораблева

Возврат без компенсации

Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС На рассмотрение Государственной думы внесен законопроект, который призван восполнить пробелы в регулировании деятельности маркетплейсов. Он вводит гарантии защиты прав и интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность этой деятельности. Если закон будет принят, он вступит в силу 1 марта 2025 г. Похожие законы уже действуют в ряде стран, и российский, во всяком случае, пока, не такой жесткий по отношению к агрегатору, как, например в Китае.

В соответствии с данными Минпромторга, опубликованными в январе 2024 г., за последние 5 лет оборот маркетплейсов вырос в 5 раз. По состоянию на июнь 2023 г. доля маркетплейсов в общем объеме интернет торговли превысила 50%. В то же время в России, сообщают авторы законопроекта, отсутствует унифицированное правовое регулирование деятельности маркетплейсов. Агрегаторы стали универсальным каналом сбыта для среднего и малого бизнеса. Только на Ozon свои товары выставляют почти 400 тыс. предпринимателей.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, пробелы законодательства создают для маркетплейсов неограниченную возможность одностороннего изменения условий работы. Они могут безнаказанно ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, вплоть до блокирования учетной записи продавца на платформе.

«В условиях экономической зависимости участников гражданского оборота от агрегаторов, обладающих большой экономической властью, отсутствие регулирования может привести к ценовым нарушениям, созданию неблагоприятных и дискриминационных условий для участников гражданского оборота и, в конечном счете, породить социальное напряжение, проявления которого нередко описываются в СМИ в последнее время», — отмечают авторы документа.

Законопроектом предлагается установить стандартные требования к договору об оказании услуг. Маркетплейсы обяжут проверять документы и профиль контрагентов и запретят требовать с покупателя компенсации за возврат товара и взимать с продавцов более 10% от стоимости товара за услуги.

Регулирование будет общим для всех агрегаторов, но те, кто занимает более 20% рынка, будут подчиняться более жестким правилам работы. Ранее антимонопольная служба уже признавала Wildberries и Ozon коллективно доминирующими, так как вместе они занимают на рынке более 80%: на Wildberries приходится 47%, а на Ozon — 35,5%.

«Значимым» агрегаторам запретят изменять условия договора услуг и ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов, предварительно не уведомив их об изменениях не менее чем за 30 дней. Исключение — если изменения нужны для обеспечения безопасности покупателей, контрагентов или самой компании, предотвращения или устранения технических сбоев или иного вреда.

Также они не смогут навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги, а также снижать цену без согласия контрагента и запрещать деятельность контрагентов на других площадках. Крупные маркетплейсы лишатся возможности создавать преимущества для продажи собственных торговых марок. Суммарный размер неустоек за неисполнение продавцом договора не должен превышать 15% от стоимости услуг, в отношении которых допущено нарушение.

Отдельные требования будут к обеспечению антитеррористической защищенности инфраструктуры агрегаторов и правил их взаимодействия с госорганами. Более того: правительство сможет обязать маркетплейсы использовать специальную аппаратуру для обнаружения среди товаров оружия, взрывчатых веществ или других запрещенных устройств, предметов и веществ.

Споров вокруг внедрения новых правил достаточно много. Представители ряда российских маркетплейсов отказались комментировать «Эксперту» предстоящие изменения — запросы были направлены в «Авито», «ВсеИнструменты», «Яндекс», «Алиэкспресс Россия», Lamoda, Ozon , Wildberries и «Сбермаркет».

В пресс-службе Ozon отметили, что активный рост рынка электронной коммерции закономерно привлекает все большее внимание регуляторов. «Однако важно понимать, что жесткие механизмы регулирования остановят активный рост бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на миллионах россиян, которые с каждым годом все чаще покупают на маркетплейсах. Поэтому мы рассчитываем, что такие инициативы будут создаваться и рассматриваться в диалоге с рынком, чтобы не навредить российской экономике, бизнесу и самим россиянам. В ближайшее время мы направим свои предложения по инициированным законопроектам», — говорится в ответе Ozon.

Сформулировать аргументированную позицию в отношении законопроекта намерены и в Wildberries, где также отметили, что разрабатывать новое регулирование стоит взвешенно — любым инициативам должны предшествовать анализ текущих проблем и оценка возможных последствий. «Законопроект с нами не обсуждался, мы внимательно изучим инициативу, — сообщили в пресс-службе компании. — Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы нового регулирования маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер».

Российский законопроект отчасти перенимает китайский подход к регулированию отрасли. На долю Китая в настоящее время приходится примерно 40% мировых транзакций в области электронной коммерции. В Китае с 2019 г. действует Закон об электронной торговле, регулирующий права и обязательства покупателей и продавцов, говорит заместитель председателя совета директоров B2B-платформы цифровой торговли «Кифа» Кайл Шостак.

«С его принятием сильно улучшилось качество предлагаемых на маркетплейсах товаров, сильно сократились объемы контрафакта, были приняты меры по улучшению безопасности товаров. Были интегрированы платежные механизмы, позволяющие покупателям и продавцам совершать моментальные расчеты, в разы улучшилась логистика. Платформы следят за защитой прав интеллектуальной собственности и товарных знаков», — рассказывает эксперт.

Электронная торговая площадка в Китае должна получить лицензию интернет контент провайдера, а торгующие на ней продавцы — лицензию на ведение бизнеса. Власти активно расследуют заявления о недобросовестной конкуренции и жалобы на защиту прав потребителей на маркетплейсах. Также на государственном уровне ведется борьба с поддельными отзывами о товарах. Торговая платформа обязана сообщать налоговым органам идентификационные данные продавца и должна хранить информацию, связанную с транзакциями, не менее трех лет.