Домой Культура и туризм «Все началось с Толстого». Почему фотограф из США Брумфилд предан России

«Все началось с Толстого». Почему фотограф из США Брумфилд предан России

413
0

В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева в Москве открылась выставка «Русский авангард в объективе американского фотографа», приуроченная к 80-летию Уильяма Брумфилда. В экспозиции представлены доселе не выставлявшиеся вместе и снимки архитектурных памятников Москвы и других городов России в стиле авангард, сделанные фотографом. Корреспонденту aif.ru удалось побеседовать с именинником и узнать, почему большую часть своей жизни он посветил фотографированию архитектуры столь далекой для него страны.

Влюбленный в русскую литературу

Профессор славистики новоорлеанского Тулейнского университета Уильям Крафт Брумфилд является давним другом Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Впервые он приехал в Москву в 1970 году в рамках преподавательского обмена с московским университетом, а сотрудничать с музеем начал в 1979 году. Однако увлекся он далекой для него заокеанской страной, нашей родиной, намного раньше.

Ульям Брумфилд вырос на юге США и получил консервативное воспитание. Школу закончил в крохотном городке Гэйнсвилл на севере штата Джорджия. Казалось бы, ничего не предвещало, как выразился сам фотограф, «бескрайнего, почти что маниакально-болезненного увлечения русской культурой». Но однажды юный американский школьник вынес из скромной городской библиотеки огромный юбилейный том с красной обложкой из серии Книга Месяца — «Войну и мир» Льва Толстого, с описанием вторжения и последующего бесславного бегства Наполеона из России на форзаце.

«Потрясённый гением Толстого, чуть позже я открыл для себя Достоевского, персонажи которого обладали странной притягательностью для неокрепшего воображения. И если Толстой открыл для меня возможность интерпретаций судеб Юга, то Достоевский объяснил причины крушения патриархальной южной семьи. Люди в их книгах так же несчастны, как и мы», — объяснил Брумфилд в беседе с корреспондентом aif.ru.

По его словам, именно увлечение русской литературой побудило его поступить в Тулейнский университет в Новом Орлеане, где он изучал русский язык и в 1966 году получил степень бакалавра. Через два года, в 1968 году, он получил степень магистра в Калифорнийском университете в Беркли, после чего поступил в аспирантуру на факультете славистики, где и заинтересовался архитектурой и историей России.

А первые фотографии архитектурных объектов Уильям сделал в 1970 именно в Москве, во время того самого визита в столицу СССР по преподавательскому обмену с МГУ.

«Россия сильно привлекала мое внимание в раннем возрасте, но мое восприятие достигло нового уровня при первой поездке в Москву летом 70-го года. Купил свой первый аппарат, и результаты съемки кардинально изменили мою жизнь», — рассказал фотограф.

С тех пор Брумфилда было не остановить: он с головой погрузился в новое увлечение, которое стало основой для многих публикаций профессора, таких как книга «Золото в лазури: тысяча лет русской архитектуры» и многих других.

Наибольшую известность как фотограф Уильям получил именно благодаря съемкам произведений русского деревянного зодчества. В этих экспедициях профессор получил наиболее яркие воспоминания о России. 

«Работа на севере, в окрестностях Белого моря, была одновременно невероятно захватывающей, и крайне продуктивной. В Архангельской области оказалось особенно много памятников деревянного зодчества — как церковных, так и светских, что, конечно, потребовало особых усилий: снимая днём в такие лютые морозы, весь вечер потом неминуемо проведёшь под потрескивающий аккомпанемент дров в печи. И конечно, парой заздравственных тостов тут не обойтись. А в промежутке с 1999 по 2002 год я пять раз пересекал земли, раскинувшиеся от европейских границ на западе России, через Уральские хребты и до Владивостока. Каждое из этих путешествий оборачивалось как несметным пополнением моих знаний о России, так и изнурительным испытанием моей выносливости: порой, особенно во время путешествия в Сибирь, меня встречали с таким радушным гостеприимством, что это уже начинало угрожать успеху работы», — вспомнил Уильям.

Москва в сердце профессора занимает особое место, так как всегда была базой и перевалочным пунктом для всех дальних путешествий специалиста.

«Москва, как много в этом звуке! Как центр огромной страны, Москва служила базой для моей работы. Всегда возвращался в Москву, общался с друзьями, с коллегами. Здесь архитектура всех эпох. Гулял, бродил по городу, а сейчас заканчиваю обработку этого колоссального собрания материала», — объяснил Брумфилд.

За время своих визитов в Россию Уильям Брумфилд сделал более 150 000 снимков, как на пленку, так и на «цифру». Этот огромный архив хранится частично в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, а частично в собраниях Национального Музея в Вашингтоне. Однако автор ведет работу над тем, чтобы передать копию всего архива в Россию.

Уникальные фотографии 

Место для юбилейной выставки выбрано не случайно. Музей архитектуры дружит с Уильямом Брумфилдом очень давно, с 1979 года, когда во время одного из визитов американца в Москву он познакомился с Виктором Балдиным, трудившимся директором музея на тот момент. С тех пор сотрудничество и дружба музея и фотографа не прекращалась ни при каких обстоятельствах, и американский профессор, внесший огромный вклад в фотофиксацию и изучение архитектурных памятников страны, еще не раз бывал в здесь. Присутствовал он и на торжественной церемонии открытия выставки в Аптекарском приказе, правда только по видеосвязи. С юбилеем поздравили сотрудники музея, гости, друзья и коллеги, приглашенные самим Брумфилдом.

После официальной части собравшиеся смогли увидеть небольшую, но очень значимую часть наследия американского фотографа, а именно 313 снимков памятников русского авангарда разных городов России, от Москвы до Хабаровска. Все эти фотографии — из личного архива Брумфилда, он сделал их на отрезке с 1971 по 2019 год, и до этого нигде их не выставляли и не публиковали вместе, в объединенном одной темой комплексе. При этом на каждый памятник таких фотографий приходится несколько. По словам организаторов, это — неспроста.

«Здесь мы хотели разнообразить традицию фотовыставок, на которых обычно представлена одна фотография объекта и подпись к нему. Вместо этого мы представили побольше видов каждого памятника, снятых в разные годы, чтобы посетители смогли проследить жизнь здания во времени, и увидеть восприятие фотографа в комплексе», — объяснила заместитель директора по учётно-хранительской работе, главный хранитель Музея архитектуры и куратор выставки Нина Пименова-Ромашова.

По ее словам, они с Уильямом сами выбирали, какие здания показать зрителю, и выбор был очень непрост, ведь снимков памятников авангарда у Брумфилда более 1000.

Но любителям архитектуры не стоит расстраиваться из-за того, что не все снимки были выставлены. Есть надежда, что не попавшие на экспозицию работы в скором времени станут доступны для просмотра: Уильям Брумфилд и Музей архитектуры имени Щусева работают над тем, чтобы сделать весь архив его работ доступным в России. Об этом рассказала директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева Наталья Шашкова.

«У нас в коллекции уже есть порядка полутора тысяч авторских отпечатков Уильяма Брумфилда, но это материалы тех времен, когда съемка велась на пленку, когда это все печаталось в специальных лабораторных условиях. Сейчас полный архив Уильяма оцифрован, причем это не только снимки с цифровой камеры, но и оцифрованные пленки и слайды более раннего периода. В нем порядка 150 тысяч кадров. Его ценность, во-первых, в том, что фотографии были сделаны в разные моменты времени, и мы можем отследить историю бытования памятника. Во-вторых — это детальная фотофиксация памятников с разных ракурсов, съемка различных фрагментов и отдельных архитектурных элементов, и потому архив будет полезен любителям архитектуры и исследователям. Потому Брумфилд мечтает, чтобы этот архив был доступен в России, в Музее имени Щусева, и чтобы мы сделали этот архив доступным для российских пользователей», — рассказала Шашкова.

В настоящий момент работы над этим ведутся: Уильям со своими студентами оцифровывают снимки и пишут к ним аннотации. Когда работы закончатся — не известно, но в дальнейшем руководство музея планирует создать сайт-сателит, связанный со страницей музея, на котором и можно будет познакомиться с полным собранием фотографий американца, посвятившего более 50 лет любви к русской культуре.