Домой Культура и туризм Выбора нет: твори или умри! В прокат выходит фильм Джонни Деппа о...

Выбора нет: твори или умри! В прокат выходит фильм Джонни Деппа о Модильяни

14
0

30 января в российский прокат выходит фильм Джонни Деппа «Моди: три дня на крыльях любви» — вторая режиссерская работа голливудского актера, незабвенного Джека Воробья, трехкратного номинанта на премию «Оскар».

Режиссерский дебют Деппа состоялся еще в 1997-м — в фильме «Храбрец» актер сыграл главную роль, выбрав в партнеры Марлона Брандо. Но назвать ту картину успешной вряд ли кто решится.

Париж перенесли в Венгрию

И вот — новый поворот. Байопик посвящен жизни и творчеству художника и скульптора Амедео Модильяни, которого в нашей стране знают в том числе по портрету Анны Ахматовой и по их отношениям. Но об этом в фильме — ни слова, ни кадра. Увы! Вот если бы фильм снимали в России!..

Картина Джонни Деппа рассказывает лишь о трех сумасшедших днях Моди, как звали его друзья. О трех днях 1916 года в Париже, которого в фильме… почти нет. Во французской столице 2023 года, когда начались съемки, обнаружить Париж 1916-го было практически невозможно. Поэтому съемки проходили в Венгрии, Лос-Анджелесе (ради Аль Пачино, конечно) и Турине.

Вообще-то картину еще в 1970-х страстно хотел снять Аль Пачино. Прочитал пьесу Дэнниса Макинтайра и загорелся. Предлагал идею Скорсезе, Бертолуччи, потом сам думал взяться за режиссуру, отдав главную роль Джонни Деппу… И тоже не сложилось.

За прошедшие полвека родились два проекта, посвященные великому итальянскому еврею, — в 1989-м и в 2004-м. Самым первым, к слову, был фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса»), где Моди выпало сыграть Жерару Филипу.

«Как я мог отказать Пачино?»

Теперь же, когда Джонни Депп по возрасту годится разве что в отцы Модильяни, он сам сел в режиссерское кресло: «Аль попросил меня снять этот фильм, как я мог отказать Пачино?» А роль художника отдал итальянцу Риккардо Скамарчо, который внешне и впрямь сильно смахивает на Моди.

Аль Пачино не остался не у дел. «Я всегда чувствовал, что это история, которая никогда не устареет: сюжетная линия вне времени, а чувства, которые она вызывает, живы», — говорил он перед премьерой «Моди».

Уверенной походкой идущий к 85-летию оскароносный голливудский актер сыграл в байопике коллекционера. Его Морис Ганья — богатый, самоуверенный, даже наглый человек. Он понимает, что от него во многом зависит, что останется после смерти того или иного художника на арт-рынке. Небольшую скульптуру-голову он готов приобрести за бешеные для Моди деньги. Но «она не продается» ни за какие деньги. Тогда как за живопись Ганья предлагает лишь 60 франков. За три работы.

Как говорил Джонни Депп о главном герое: «Даже после того, как он все уничтожил, оставался только один путь. И он должен был начаться снова, ибо Модильяни рожден был творить. И в этом смысле я чувствую схожесть наших судеб. Выбор в том, что выбора нет. Твори или умри».

Сцена с коллекционером в исполнении Аль Пачино — кульминационная. Кажется, актер только сидит за столом и говорит. Но как он это делает! На него же можно смотреть бесконечно!

Его жизнь превратилась в миф

Моди куролесит, устраивает дебоши в ресторанах, пьет с друзьями напропалую. И сложно увидеть в этих прожигающих жизнь молодых людях (Мориса Утрилло играет Брюно Гуэри, Хаима Сутина — Райан Макпарланд) великие таланты. Хоть и слегка безумные.

Впрочем, нет. Великим станет только Модильяни. Утрилло и Сутин, как и в фильме, останутся на втором плане. Но все это будет нескоро.

Пока 1916 год. Идет мировая война. Звучит Марсельеза. Улицы Парижа усыпаны трупами, от которых Моди натурально тошнит. Тем не менее вечно кашляющий художник (с детства болезный, Модильяни перенес плеврит, тиф, потом его настиг туберкулез) пытается работать, любить свою Беатрис (Антония Деспла). Пьет и курит. Мучается от ночных кошмаров, где его преследует черная фигура. Наизусть читает Данте и Бодлера. Денег нет, а он на улице, пытаясь продать что-то из работ, дарит большое полотно незнакомому мальчишке. А потом и вовсе «сходит с ума», выбрасывая, ломая и сжигая написанное.

«Моди», конечно, байопик. Но художественного вымысла здесь прилично. Личность художника давно превратилась в миф, в легенду. Советский писатель Илья Эренбург, который, живя в Париже, общался с Моди, еще в 1960-е возмущался, что никто не знает настоящего Моди. Что уж говорить про век нынешний!..

Подделок больше, чем подлинников

Признание Амедео Модильяни получил только после смерти. При жизни он хотел творить, но не продаваться и быть свободным.

Земной путь его продлился 35 лет, болезни легких и алкоголь сделали свое черное дело. В 1920-м Модильяни не стало. А вскоре его работы появились на выставках, про итальянца стали писать, возник спрос на произведения.

Сегодня это один из самых дорогих художников (в ХХI веке за одну из его «Обнаженных» китайский миллионер выложил рекордные 170 млн долларов), у которого, правда, нет каталога подлинных работ. Его довольно рано начали массово копировать, так что теперь, говорят специалисты, никто из собирателей не готов признаться, что приобретал подделки.

Известно, что живописных работ Модильяни всего 350. Скульптур — штук 20. Так что подлинность Моди на арт-рынке до сих пор, по свидетельству искусствоведов, большая проблема. К примеру, в 2014 году на выставке Модильяни в Италии подделками оказались 2/3 произведений, хотя все имели сертификаты подлинности.

Любопытнейшая история произошла на родине Амедео в Ливорно в 1984-м. Администрация города придумала, как теперь сказали бы, квест для туристов. К 100-летию художника здесь попросили желающих поискать в канале скульптуры Моди, которые он туда якобы с горя выбрасывал (в фильме есть подобный эпизод, но дело происходит в Париже). Энтузиасты нашли три головы, их выставили в местном музее. А потом пришли честные критики и признали, что все это — подделки…