В Новой Третьяковке проходит выставка, где можно увидеть ожившие картины. Технологиям оказалось под силу вдохнуть жизнь в творения великих живописцев братьев Васнецовых. Познакомился с работой искусственного интеллекта и корреспондент aif.ru.
Вдохнуть жизнь
Желающие посмотреть выставку Васнецовых приходят в «Третьяковку» с самого раннего утра. Есть и молодежь, и пенсионеры, и студенты художественных вузов. Все наслышаны, что грядет нечто головокружительно прекрасное! И все в растерянности, ведь не могли ожидать, что бывает так хорошо.
«Я всегда только Русью и жил». Виктор Васнецов и его картины
Виктор Васнецов родился в Вятском крае в семье священника в 1848-м году.Родной край с его суровой природой, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами – вот основа ранних жизненных впечатлений Васнецова. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Река Вятка» (1878)
В 10 лет Васнецов поступает в духовное училище в Вятке, откуда он вынес глубокое знание православной символики, которую использовал потом в своих храмовых росписях и живописи. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Радость праведных о Господе»
Васнецов чувствовал, что служение церкви – не его предназначение, однако все больше тяготел к рисунку и так преуспел, что был приглашен декорировать Вятский кафедральный собор, а также сделал 75 иллюстраций к книге этнографа Н.Трапицина «Собрание русских пословиц». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов. Иллюстрация к пословице «Лучше вовсе не жениться, чем с женою век браниться»
С благословения отца Васнецов за полтора года до окончания оставляет семинарию и едет поступать в Петербург в Академию художеств, где попадает в общество А.Куинджи, И.Репина, В.Поленова, В.Сурикова, И.Крамского. В это же время художник иллюстрирует сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица», а также книгу «Народная азбука», «Русская азбука для детей». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Ковер-самолет» (1880)
Со временем в своих работах Васнецов всё чаще обращается к сценкам из уличной и домашней жизни, быту купцов и городской бедноты, а также сельских крестьян, отражая в полотнах различные слои общества того времени. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)
Охладев к учёбе, Васнецов отказывается от бытовой живописи и переключается на былинно-сказочные сюжеты, по-своему трактуя народную поэзию. Позднее он объяснял: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Нищие певцы» (1873)
Одну из самых известных картин художник написал в 1880. Просветленная трагедия на холсте — «После побоища Игоря Святославовича с половцами» стала прославлением доблести и величия русского воина. Эта работа была принята зрителем не без упрёков, и художник, горюя, говорил: «Перед моей картиной стоят больше спиной». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880)
Васнецов, соединив мотивы средневековья и волшебную атмосферу поэтической сказки, преобразовал русский исторический жанр. Наиболее значимыми произведениями художника в этот период стали: «Витязь на распутье» (1878), «Аленушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Три царевны подземного царства» (1881)
Фольклорный, «русский стиль» художник развивал не только в живописи, но и в архитектуре и дизайне. В Абрамцево, где базировалось «мамонтовское сообщество» художников и писателей, по эскизам Васнецова возвели церковь Спаса Нерукотворного и Избушку на курьих ножках. Однако самым значительным свершением художника являются его росписи Владимирского собора в Киеве. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Бог Саваоф» (1885-1896)
Важное полотно в наследии Васнецова – картина «Богатыри» (1898). Между первым карандашным наброском к картине и законченным полотном «Богатыри» пролегли три десятилетия. Васнецов вспоминал: «Богатыри всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Богатыри» (1898)
«Я всегда только Русью и жил». Виктор Васнецов и его картины
Виктор Васнецов родился в Вятском крае в семье священника в 1848-м году.Родной край с его суровой природой, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами – вот основа ранних жизненных впечатлений Васнецова. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Река Вятка» (1878)
В 10 лет Васнецов поступает в духовное училище в Вятке, откуда он вынес глубокое знание православной символики, которую использовал потом в своих храмовых росписях и живописи. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Радость праведных о Господе»
Васнецов чувствовал, что служение церкви – не его предназначение, однако все больше тяготел к рисунку и так преуспел, что был приглашен декорировать Вятский кафедральный собор, а также сделал 75 иллюстраций к книге этнографа Н.Трапицина «Собрание русских пословиц». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов. Иллюстрация к пословице «Лучше вовсе не жениться, чем с женою век браниться»
С благословения отца Васнецов за полтора года до окончания оставляет семинарию и едет поступать в Петербург в Академию художеств, где попадает в общество А.Куинджи, И.Репина, В.Поленова, В.Сурикова, И.Крамского. В это же время художник иллюстрирует сказки «Конек-Горбунок», «Жар-птица», а также книгу «Народная азбука», «Русская азбука для детей». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Ковер-самолет» (1880)
Со временем в своих работах Васнецов всё чаще обращается к сценкам из уличной и домашней жизни, быту купцов и городской бедноты, а также сельских крестьян, отражая в полотнах различные слои общества того времени. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «С квартиры на квартиру» (1876)
Охладев к учёбе, Васнецов отказывается от бытовой живописи и переключается на былинно-сказочные сюжеты, по-своему трактуя народную поэзию. Позднее он объяснял: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Нищие певцы» (1873)
Одну из самых известных картин художник написал в 1880. Просветленная трагедия на холсте — «После побоища Игоря Святославовича с половцами» стала прославлением доблести и величия русского воина. Эта работа была принята зрителем не без упрёков, и художник, горюя, говорил: «Перед моей картиной стоят больше спиной». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880)
Васнецов, соединив мотивы средневековья и волшебную атмосферу поэтической сказки, преобразовал русский исторический жанр. Наиболее значимыми произведениями художника в этот период стали: «Витязь на распутье» (1878), «Аленушка» (1881), «Три царевны подземного царства» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Три царевны подземного царства» (1881)
Фольклорный, «русский стиль» художник развивал не только в живописи, но и в архитектуре и дизайне. В Абрамцево, где базировалось «мамонтовское сообщество» художников и писателей, по эскизам Васнецова возвели церковь Спаса Нерукотворного и Избушку на курьих ножках. Однако самым значительным свершением художника являются его росписи Владимирского собора в Киеве. © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Бог Саваоф» (1885-1896)
Важное полотно в наследии Васнецова – картина «Богатыри» (1898). Между первым карандашным наброском к картине и законченным полотном «Богатыри» пролегли три десятилетия. Васнецов вспоминал: «Богатыри всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом». © Commons.wikimedia.org / В.Васнецов «Богатыри» (1898)
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI» охватывает огромный период творчества художников Васнецовых. Виктор (1848—1926), его брат Апполинарий (1856—1933) и внук Андрей (1924—2009) — по стилю, технике и композиции мастера были совершенно не похожи друг на друга.
С помощью новейших технологий можно представить и увидеть, например, как оживает картина «Гонцы ранним утром в Кремле» Апполинария Васнецова (1913 год). Или как двигается «Царевна Лягушка» на картине Виктора (1918 год).
Екатерина Иванова приехала в Москву из Екатеринбурга и почти сразу же отправилась на выставку.
«Мы балдеем, наслаждаемся и плачем. Это такой заряд, такая сила, такая мощь. Многие эти картины мы видели в школьных учебниках и даже не мечтали посмотреть на них вживую, — говорит Екатерина Иванова. — Когда ты видишь эти картины, замечаешь все тонкости, переживаешь состояния и погружаешься в нашу Россию».
Вместо тысячи слов
Династия Васнецовых связала три века русской живописи. Виктор был влюблен в фольклор, он — автор всем знакомых «Богатырей» и «Аленушки». Его младший брат Апполинарий — пейзажист и конструктор средневековой Москвы, его известные картины — «Ахтырка» и «Развалины парка». Внук Андрей — основоположник советского «сурового стиля».
Москвич Юрий — искусствовед. Он интересуется творчеством различных художников. И, узнав о выставке, не смог пройти мимо.
«Мы — обычные обыватели, но нам очень интересно посмотреть на все это чудо. Я давно знакомлюсь с искусством, читая книги и газеты, — говорит Юрий. — Это не то, что в телефоне сидеть».
Татьяна приехала в командировку в Москву из небольшого города Выкса Нижегородской области. Говорит, что не могла просто так уехать и не посетить выставку.
«Я в полном восторге от всего, что здесь увидела, — делится Татьяна. — Очень интересно. Вместо тысячи слов скажу одно — эту выставку нужно видеть!»
На заметку
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI» объединяет более 200 произведений живописи и графики.
Экспозиция включает в себя собрания из 15 музеев и шести частных коллекций. Некоторые картины (цикл эскизов «Снегурочка», акварель к росписям Владимирского собора) были специально отреставрированы к выставке.
Приурочена выставка к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова и будет работать с 23 мая по 4 ноября. Узнать подробнее >>