Домой Культура и туризм Заряд радости. Евгений Южин рассказал, зачем зрители ходят на концерты

Заряд радости. Евгений Южин рассказал, зачем зрители ходят на концерты

181
0

На дворе весна — хочется радоваться её приходу и петь. Лучшие «проводники» в эту атмосферу, конечно, певцы — кому, как не им поднимать настроение?!

Беседуем об этом с артистом из Санкт-Петербурга, лауреатом и победителем многочисленных певческих конкурсов Евгением Южиным.

Песни вне времени

Наталья Косякова, aif.ru: Евгений, пришла весна — чем в это время пробуждения самых добрых надежд вам хочется радовать публику? 

Евгений Южин: Да, прекрасное время наступило, и у меня много поездок с концертами. Кстати сказать, 5 апреля буду в московском Доме учёных выступать с новой программой лучших за три столетия песен и романсов в сопровождении рояля. Этот вечер мы назвали «От Глинки до Ваенги». Весна и правда — время веры в лучшее, но в то же время точно знаю, что независимо от времени года люди приходят на концерт, чтобы уйти потом чуточку счастливее, светлее, радостнее. Создать для них такое пространство, такое настроение — основная задача каждого артиста. Поэтому здесь палитра чувств должна быть задействована вся, но обязательно в конце надо идти в позитив.

Зрители приходят на музыкальный вечер, чтобы получить положительные эмоции, заряд радости, света, тем более, весной. Но как ощутить русскому человеку такие чувства, если он не прочувствует на этом же концерте глубину разочарования, слушая какое-то глубокое произведение? И тогда струны его души колеблются в огромном диапазоне — получается этакий взлёт! Поэтому для меня всегда важно, чтобы были контрасты, которые я очень люблю и в музыке, и в стихах.

— Вы нередко возвращаете публике забытые ретро-песни, которые вызывают неизменный восторг. Почему вам нравится «доставать» их из репертуара прошлых лет?

— Я делюсь со зрителями тем, что нравится мне самому прежде всего. Один из моих кумиров — Валерий Ободзинский. Это очень яркий и незаслуженно забытый исполнитель, с очень красивым узнаваемым голосом. Его песни отличаются глубокой романтичностью, он — певец любви, самого чистого, самого настоящего чувства, которое, собственно говоря, мир и спасает. Кстати, даже старинные поклонники Ободзинского находят в моём репертуаре не знакомые им песни — видимо, это объясняется тем, что определённые ограничения для Валерия существовали.

Особенная страница в моей жизни — Евгений Мартынов. Когда-то в детстве мама говорила, что я чем-то на него похож. Теперь его лучшие хиты — «Лебединая верность», «Алёнушка», «Баллада о матери» и другие — в моём репертуаре. И они не могут не понравиться зрителям, ведь в них такая искренняя любовь к Родине, к женщине — всё от чистого сердца. Сегодня эти шлягеры прошлых лет отзываются у публики по-особому, они снова обретают глубокий смысл.

Песни Мартынова первыми из советских золотых шлягеров появились у меня, оперного певца по образованию, когда я стал искать путь к сердцу зрителя через более доступные жанры. Магомаев, Мартынов, Ободзинский — они, на мой взгляд, абсолютно вне времени. 

Душа и романс

— Вы прежде всего получили известность как исполнитель русского романса. Почему обратились к этому жанру и кто ваши слушатели на таких концертах?

— Всё началось с известного международного конкурса «Романсиада», который организует, вдохновляет и которым руководит Галина Преображенская. Мне посчастливилось в 2007 году стать победителем 11-й «Романсиады». Я решил попробовать себя в этом жанре, будучи студентом 1 курса консерватории. 

Знаете, такие крылья вырастают, когда получаешь из рук оперной дивы, народной артистки СССР Тамары Синявской первую премию! Начинает казаться, что, наверное, в романсе, с которым справиться сложно даже опытному оперному исполнителю, ты что-то можешь сказать. 

Русский романс, который во времена Глинки называли просто песнями, царит уже 300 лет — рад, что к нему причастен и я. Нет уголка в нашей необъятной стране, где я не побывал бы с этими концертами. 

И отрадно, что приходит на них немало молодёжи — вижу молодые лица в зале, а потом читаю отзывы: «Не знала о существовании романса, пришла с мамой, а это на самом деле так здорово! Просто прорыдалась». Парни молодые тоже пишут, что удивительно. 

Когда читаю такие отзывы, понимаю, что работаю не зря. Я ведь ещё немного и рассказываю зрителям о романсе, о том, что у него 3 эпохи — классическая времён Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, эпоха авторов-исполнителей конца XIX — начала ХХ веков, которых незаслуженно называли дилетантами, при этом романсы Николая Зубова, в том числе «Не уходи, побудь со мною», с удовольствием пела сама Анастасия Вяльцева. Столь же знаменит был и Евгений Юрьев с его «В лунном сиянии снег серебрится» и «Время изменится».

Третьей эпохой стало советское время, когда возник жанр, близкий к романсу. С ним связаны имена Андрея Петрова, Игоря Корнелюка, Александра Морозова, Исаака Шварца. Рассказываю публике и об именах забытых нынче певцов, главный из которых для меня Вадим Козин

Уверен, что просветительская часть про наше русское, наше исконное важна для связи поколений. А моя супруга, тоже певица, всегда повторяет, что задача настоящего серьёзного певца состоит как раз в том, чтобы человека немного образовать — что называется, запитать душу. И уж затем её развлечь. Ведь, если только развлекать, это неглубоко и ненадолго. 

— А как вам кажется, почему душа русского человека так тянется к романсу?

— Здесь важна, думаю, сюжетность. Порой за 2,5-3 минуты проживаешь серьёзную историю, иногда целую жизнь героя, и это невероятно интересно, невероятно захватывающе, потому что романс в основном о страданиях. 

Русская душа так устроена. Не потому, что мы привыкли только страдать, не потому что мы такие униженные и придавленные с Достоевским внутри. Это глубина чувств: пострадать — так на полную, а уж гулять — так гулять. Поэтому сюжетность романса и его глубина всегда привлекает. И я обязательно включаю романсы в эстрадные концерты, потому что вижу отклик публики.

Взаимная любовь

— Итальянские мотивы тоже вам близки, насколько я знаю?

— Конечно, это классика, это солнце, простор, глубина. В России, особенно в холодных широтах, песни Италии воспринимают с радостью — возможно, ассоциация с солнечным югом даёт повод больше улыбаться. Недаром, кстати, наши классики — Горький, Глинка, Гоголь и др. — восхищались этим музыкальным краем, наполнялись и потом писали свои великие произведения. 

Думается, жители Апеннинского полуострова тоже продолжают нас любить несмотря ни на что. Там есть достаточно много фондов, которые носят имена наших композиторов — Стравинского, Рахманинова. И самое интересное, что они объединяют не русскую диаспору, а видных культурных деятелей Италии, которые наряду с русскими слушают и итальянские произведения. Бурю возмущения вызвали попытки отменить курс по Достоевскому в вузах, при этом ярко выразили солидарность с наследием русского писателя не только деятели культуры. 

Невероятно приятно было, когда меня, русского певца, после концерта в одном из соборов Милана итальянцы приветствовали своим «Stupendo!» (с итальянского — великолепный, изумительный, чудесный. Ред.). А они, в общем-то, большие любители покритиковать, живущие музыкой и песнями с пелёнок.

Очень люблю неаполитанские песни, которые для тенора, в особенности после появления трио классических оперных теноров, — всегда визитная карточка. Просто космос для меня песни Эннио Морриконе и Нино Рота — безумно люблю. Это всё — мировая культура.

Идти до конца

— Евгений, не могу не спросить: вы, судя по вашей биографии, человек крепкой воли. Что можете посоветовать тем, кто сомневается в своей мечте?

— Посоветовать можно, конечно, только то, что проходишь сам. Я и своему сыну говорю: «К своей любви к футболу добавь ещё хорошую учёбу в школе. И дело даже не в оценках, а в том, чтобы получить знания, ведь неизвестно, что потом ожидает на жизненном пути». 

Родившись в абсолютно русскоязычной Одессе, я никогда не мог предположить, что Украина сначала начнёт дистанцироваться от России, а потом случится и более страшное. Я пошёл в 1 класс русской школы, а заканчивать пришлось украинскую гимназию, для чего потребовалось выучить язык с нуля. Но смог завоевать 3-е место на всеукраинской олимпиаде по украинскому языку. 

И вместе с тем я успел подготовиться к Международной олимпиаде по русскому языку, на которой стал победителем и в качестве награды получил грант на обучение в любом из вузов России. Я выбрал Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, который окончил с красным дипломом, получив специальность экономиста-международника. Потом — Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, тоже диплом с отличием. 

Это мой принцип — нельзя выбирать только один путь. Надо пытаться активно искать себя, не то, чтобы распыляться на 10 дел сразу, но всегда какие-то параллельные должны быть пути, несколько вариантов развития жизни, как в шахматах. Ты же не знаешь, на каком из них зажжётся путеводная звезда, которая ярче поведёт. И надо идти именно по ней — вот то самое Господне провидение. 

А взялся за дело — доводи до логического финала, по-другому я не умею. То же советую и другим, тем более, если дело любимое и человек им горит. Конечно, бывают моменты сомнений и некоей слабости, особенно у людей молодых, но верить в себя надо. И идти к своей мечте уверенно, не сворачивая.