На фоне «отмены» русской культуры в Европе ее место занимает творчество, вызывающее у зрителей позывы к рвоте. Причем не в переносном, а в самом прямом смысле.
«В субботу было восемь, а в воскресенье десять»
Как сообщает издание The Guardian, в минувший уик-энд 18 зрителей Штутгартской государственной оперы были настолько впечатлены зрелищем, что им потребовалась медицинская помощь из-за сильнейших приступов тошноты.
«В субботу у нас было восемь, а в воскресенье у нас было 10 человек, за которыми должна была присматривать наша служба по работе с посетителями», — заявил представитель оперы Себастьян Эблинг. Три человека оставались под наблюдением врачей.
Подобный эффект у публики вызвал спектакль «Санкта», поставленный австрийским хореографом Флорентиной Хольцингер.
В основу «Санкты» была положена опера Пауля Хиндемита «Святая Сюзанна», поставленная около ста лет тому назад. Сюжет рассказывает о монахине, которая погружается в сексуальное безумие и испытывает похоть к распятию.
«Хорошее мастерство — умение мочиться по сигналу»
Понятно, что и в XX веке произведение вызывало протесты верующих, но Хиндемиту и не снилось то, что устроила на сцене госпожа Хольцингер.
Для 38-летней уроженки Вены, выпускницы Школы развития нового танца при Академии театра и танца в Амстердаме, это первая большая постановка в данном жанре. Хотя, впрочем, жанр у Хольцингер всегда был один — это трэш.
«Хорошее мастерство в танце для меня — это не только умение сделать идеальный батман, но и умение мочиться по сигналу», — так она сформулировала журналистам свой принцип работы.
В 2019 году Хольцингер поставила шоу «Танцы», в котором артистку поднимали в воздух на воткнутых в нее крюках для мяса. В «Божественной комедии» 2021 года солистка занималась самоудовлетворением, а массовка рисовала картины кровью и фекалиями.
В постановке «Офелия ищет таланты» 2023 года могли увидеть прокалывание щеки рыболовным крючком, глотание шпаг, нанесение тату зрителям по ходу действия и тому подобные вещи.
Голые монашки на роликах, секс и прочее, и прочее, и прочее…
Кое-что из этого арсенала перенесено в «Санкту» — крюки и шпагоглотатели, мастурбация. Кроме того, зрителям показали голых монахинь на роликовых коньках, священника-лесбиянку, реальную кровь, прокалывание тел для пирсинга, а также половой акт. Западные СМИ разошлись в описании последнего: одни утверждают, что это была имитация, другие уверены, что все по-настоящему.
The Guardian пишет, что сама постановщица пояснила: ее опера была задумана не столько для того, чтобы высмеять церковь, сколько для того, чтобы исследовать параллели между консервативными институтами, с одной стороны, и сообществами извращенцев и субкультурами БДСМ, с другой.
В Штутгартской опере заявляют, что зрителей изначально предупреждают, что представление, которое длится 2 часа 45 минут, может иметь «травматический эффект». При этом на все представления билеты раскуплены.
«Это бордель или оперный театр?»
Руководитель Штутгартской оперы Виктор Шонер заявил, что центральной задачей искусства всегда было исследование границ допустимого. Что же, в этом смысле Флорентина Хольцингер продвинулась максимально далеко.
На странице оперы Штутгарта, судя по всему, старательно удаляют негативные комментарии — на это жалуются сами пользователи. Но самый яркий удалить не успели: «Скажите, это бордель или оперный театр? Я хотел опубликовать фото с нынешнего спектакля, где женщина глотает христианский крест. Странно, но соцсеть его почему-то не пропустила».
Наверное, этот тот самый случай, когда хочется порадоваться, что ничего общего с такой культурой у России нет. Хотя вопрос о том, насколько вообще здесь применимо слово «культура», остается открытым.